Фонематический слух.
консультация по логопедии на тему

Сулейманова Екатерина Михайловна

Что такое фонематический слух? Как его развивать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonematicheskiy_sluh_i_kak_ego_razvivat.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонематический слух и как его развивать?

Фонематический слух- это способность правильно слышать и узнавать звуки (фонемы).

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов. Развитие фонематического слуха у детей проходит индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до 2 лет. Правильно читая простые детские стихи, чистоговорки, потешки, песенки (понятные для ребенка этого возраста), незаметно идет развитие фонематического слуха.

К 3 году жизни ребенок приобретает возможность различать на слух все звуки речи.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки т.е. у него должно быть сформированно фонематическое восприятие.

к 5 годам дети узнают звуки в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Дифференцировать близкие по звучанию фонемы.

Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, для правильного понимания слов (рак- лак теряется смысл слов) и правильному произношению. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явными. Трудности в первыю очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слияние слогов в слова.Отсюда идет побуквенное и послоговое чтение и ряд других проблем. В письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу у него это проявится в виде дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма), в результате к логопедическим проблемам добавятся плохие оценки, проблемы психологического характера и негативное отношение к процессу обучения.

По развитию фонематического слуха можно выделить несколько этапов:

1. Узнавание неречевых звуков- это фундамент развития фонематического слуха.

Игра: Угадай, что звучало. Выслушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон музыкальных инструментов, др. бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать- что звучало.

Игра волшебная палочка. Возьмите карандаш, постучите им по разным предметам. Волшебная палочка заствит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание- ребенок отгадывает закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра шумящие мешочки. Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать, что внутри мешочка по звуку.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, свистка и т.д.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте малыши повторяют ритм с закрытыми глазами.

2. Различение звуков речи по силе, тембру и высоте.

Игра громко- тихо. Договоритесь, что дети быдут выполнять определенное действие, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры далеко- близко.

Игра Три медведя. Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариан- ребенок сам говорит за трех медведей изменяя высоту голоса.

3. Различение сходных по звучанию слов.

Игра слушай и выбирай. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком- сом- лом- дом). Взрослый называет предмет, ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно- неверно. Взрослый показывает ребенку картинку и заменяет первый звук в слове (форота, корота, морота, ворота, хорота). Задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант.

4. Различение слогов.

Игра Прохлопаем. Воспитетель объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно и хлопками разделяет слова на слоги. Предлогаем ребенку самому отхлопать количество слогов в слове.дом,

Игра что лишнее. Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит нужный звук.

5 уровень. Различение звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарит поет песенку- ззз, ветер дует- ссс, жук жужжит- жжж, тигр рычит- ррр.. Взрослый произносит звук, дети отгадывают, кто (что) его издает.

Игра похлопаем. взрослый проговаривает ряды слогов, дети хлопают, когда слышат нужную фонему.

6 уровень. Освоение навыков анализа и синтеза.

Игра Сколько звуков. Воспитатель произносит слова, дети определяют звуки и называют их количество. Не берутся слова с буквами : я,е, е, ю, я (они озночают 2 звука).

Игра Похлопаем. Взрослый проговаривает ряды слов, дети хлопают, когда слышат слово с заданным звуком. Сначало слова начинающиеся с заданного звука, далее заканчивающиеся на заданный звук, затем слова содержащие нужный звук в середине.

Игра Отгадай слово. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком- нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук л (..ампа, мы..о, ..ук).

Сушествует еще множество игр на развитие фонематического слуха:

Игра Путаница. Воспитатель называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, дети угадыват, как их исправить.

Русская красавица, своей козою славится.

Тащит мышонок в норку, огромную хлебную горку.

Можно использовать двустишия со словами- паронимами. Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки. На обед дали вкусный халат. У Аленошки новый салат.

Игра. Цепочка: называется слово, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает слово, начинающееся с этого звука.

Итак, уделяя особое внимание развитию фонематического слуха, вы облегчаете ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальшейшем чтения и письма. Нсложная система игр позволит детям самостоятельно и продуктивно овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить речевые нарушения. Если же нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути их преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...