Мнемотехника в логопедической практике.
статья по логопедии на тему

Кургузова Елена Васильевна

Мнемотехника в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_logopedicheskoy_praktike.docx644.43 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

                                                                                                                      Кургузова Е. В.,

                                                                                                                   учитель - логопед            

                      МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №211»

  Речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами, которые тесно взаимосвязаны. Чтобы грамотно общаться, должны быть развитыми все познавательные процессы, такие как: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект. При отсутствии памяти, не будет представления и воображения. Осмысление информации способствует запоминанию. Повышается эффективность познавательных процессов при включении внимания. Тесно связаны между собой мышление и речь, которые влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти.

  Одним из методов стимулирующим все эти процессы является мнемотехника. Мнемотехника ( в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной).

  Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

  Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. С его помощью разрозненный и невзаимосвязанный материал объединяется в единую ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. Стоит воспроизвести какой – либо образ, как легко и непроизвольно вспоминаются все остальные образы, объединенные в ассоциативную связь. Этот метод эффективен при автоматизации звуков.  Он помогает мотивировать ребенка на многократное повторение одних и тех же слов, словосочетаний. Ребенок составляет предложение по предложенным картинкам и придумывает ассоциацию сам, только в этом случае он сможет воспроизвести образ.

  У детей с речевой патологией существуют и другие проблемы:

- нарушение лексического и грамматического компонентов речи,

- бедность диалогической речи,

- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

- неспособность построить краткий или развернутый ответ,

- трудности в построении монолога, а именно: сюжетного или описательного рассказа на предложенную тему, пересказа текста.

  В результате – неполноценное речевое общение.  Для обучения детей составлению рассказов – описаний можно использовать компьютерные программы с использованием мнемосхем. Мнемосхемы облегчают восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Кроме того они концентрируют внимание, увлекают детей.

  Ушинский К. Д. писал: « Учите ребенка  каким – нибудь  неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольника усваивается лучше, целесообразно использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

  Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребенок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

  Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями, временами года, частями суток и т. д.  Особенно эффективны они при разучивании стихотворений, где на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематично. Далее ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Сначала ребенку предлагается готовая схема, а по мере обучения он сам включается в процесс создания.

  Использование опорных рисунков происходит в занимательной игре, поэтому у детей значительно возрастает познавательная активность. В результате увеличивается запас знаний об окружающем мире, появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять рассказы по картинкам и из личного опыта. Дети задают вопросы правильно и дают полные на них ответы.

  Овладение приемами работы с мнемосхемами и мнемотаблицами сокращает сроки обучения и одновременно решает коррекционные задачи, которые направлены на развитие связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

 

мнемо дом птицы.jpgмнемо лето.pngмнемо дерево.jpgмнемо одевание.jpg      мнемо дом.жив.jpgмнемо о себе.jpg


мнемо овощи фр.jpg

        

  мнемо ткаченко.jpg

        
     
мнемо пересказ.jpgмнемо загадки.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника-в логопедической практике

работа с картинками при автоматизации звуков...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Использование приёмов мнемотехники в логопедической практике

Семинар практикум для воспитателей и родителей.   Мнемотехника ( в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное за...