ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бутюгина Елена Олеговна

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие в подготовительной группе на тему:

ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Тема: Перелётные и зимующие птицы

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  1. Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы «Перелётные и зимующие птицы».
  2. Практическое усвоение навыков словоизменения (именительный и винительный падежи единственного числа имён существительных, родительный и творительный падежи единственного и множественного числа имён существительных).
  3. Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления.
  4. Развитие регулирующей функции речи (поэтапное усложнение инструкций).

Лексический материал:

        Воробей, ворона, сорока, голубь, журавль, синица, снегирь, сова, дятел, грач, скворец, ласточка, утка, цапля,  насекомые, лягушки, рыба;  семена шишек,  крошки хлеба, ягоды рябины; перелётные птицы, зимующие птицы.

    Я выбрал воробья (ворону, сороку и т.д). Я увидел сову (дятла, синицу и т.д.). Воробьи питаются зернами и хлебными крошками. Снегири питаются ягодами рябины. Синица питается зерном. Совы питаются мышами. Дятлы питаются семенами шишек. Синицы питаются крошками хлеба и салом. Ворона питается хлебом, рыбой и мясом. Сорока питается насекомыми, мышами и лягушками. Ко мне на кормушку прилетела стайка воробьев (снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и т.д.)

        Слова, сложные по семантике: персона, добыча, повадка, насекомое, зимующие, экскурсия, сероватая, вороватая, говорливая, обитают, добывают.

        Слова, сложные по слоговой структуре: экскурсия, сероватая, вороватая, хрипловатая, красногрудый, чернокрылый, длиннохвостая.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь, журавль, синица, снегирь, сова, дятел, грач, скворец, ласточка, утка, цапля),  картинки с изображением леса поздней осенью, раздаточные картинки с изображением корма для птиц (крошки хлеба, насекомые, лягушки, рыба, ягоды рябины, шишки),   раздаточные картинки с изображением птиц (воробей, ворона, сорока, голубь, журавль, синица, снегирь, сова, дятел, грач, скворец, ласточка, утка, цапля),  кормушка.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

        - Первыми сядут те дети, которые отгадают мои загадки.                            

 (отгадки сопровождаются демонстрацией картинок)

Загадки.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто же это? (воробей)

Верещунья, белобока,

И зовут её … (сорока)

Окраской  - сероватая,

Повадкой  - вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица … (грач)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин (журавли)

  1. Обучающий этап

-  Как назвать всех, о ком были загадки, одним словом? О ком мы будем сегодня говорить?

Далее проводится работа над семантикой слов:

Повадка — особенность поведения данной птицы, чем ее поведение отличается от поведения других птиц. Вороватая — любит красть все подряд. Персона — важная, большая птица. Верещунья – много  и громко кричит.

- Ребята, вы правильно, догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают?

- Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улицах нашего города.

       

 Демонстрируются картинки, изображающие перелетных и зимующих птиц.

 - Выбери картинку с изображением зимующей птицы и скажи, кого ты выбрал.

Я выбрал воробья.

 «Экскурсия в лес».

- Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам  совершить увлекательное путешествие-экскурсию в осенний лес и посмотреть, как там живут птицы.

Демонстрируются картины с изображениями осеннего леса и рядом совы, синиц, дятла, сороки и т.д.

- Тихо, смотрите не спугните птиц. Вот слышится стук далеко в лесу. Тук-тук-тук. Это дятел долбит крепким клювом дерево, чтобы достать насекомых. Зимой ему придётся есть семена, которые он достаёт своим длинным клювом из шишек. А вот поют свою песенку синички: «сии-сии-сии». Весело перелетают с ветки на ветку. Синички – красивые птички с жёлтым брюшком, белыми щёчками и чёрной шапочкой на голове. Они живут в лесу, а зимой прилетают к нашим домам. Они будут клевать всё, что вы им дадите: зерно, крошки хлеба, кусочки сала.

А вон среди густых веток тихо сидит и вертит большой головой во все стороны сова. У неё приплюснутый, короткий клюв, большие глаза; она хорошо видит и слышит, бесшумно летает, а охотиться только ночью. А вот ещё летят какие-то птицы…

- Подскажите мне, что за птица

Загадки.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг-  вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири).

Всю ночь летает пестрая,

Мышей добывает,

 А станет светло —

Летит в дупло, (сова)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (дятел)

Непоседа,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая… (сорока).

Физкультминутка

-  Ребята, мы с вами долго гуляли по лесу, замерзли, давайте погреемся:

- Внимательно слушаем и изображаем называемое действие.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат

Топ-топ, топ-топ.

Ножки весело стучат.

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком.

Книзу-кверху, раз и два

 — Вот как пляшет детвора.

А устали ножки

Хлопают ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопают ладошки.

В стороны руки: ими помашем  

Это к нам птицы летят

Как они сядут, тоже покажем:

     Руки в замок и назад.

Поиграем мы немножко

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем  -

Их сжимаем, разжимаем.

     Полетела птица-мать

        Малышам жучков искать.

     Полетела, полетела, на ... села

    (на головку, на плечи, на колени,

     на  живот, на затылок и т.д.

                Логопед выполняет некоторые действия  не в соответствии с называемыми.

- Назовите, каких птиц мы с вами увидели на лесной поляне.

 Я увидел сову (дятла, синицу и т.д.).

  1.   Закрепляющий этап.

 Игра «Чем питаются птицы».

Демонстрируются  картинки, на которых изображены зимующие птицы, а в центре корм, которым они питаются в разное время года.

- Выберите корм, каким питается каждая птица.

Воробьи питаются зернами и хлебными крошками.

 Снегири питаются ягодами рябины.

      Игра «Кормушка».

- Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Мы кормушку смастерили и столовую открыли.

Демонстрируется кормушка с прорезями для крепления птиц.

- Назовите, какие стайки птиц прилетели к вам на кормушку.

Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе?

Ко мне на кормушку прилетела стайка воробьев (снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и т.д.)

Игра «Четвёртый лишний»

- Назовите, какая птица лишняя. Почему?

Воробей, сорока, журавль, синица; голубь, дятел, ворона, грач;  скворец, снегирь, журавль, утка; галка, сорока, ворона, цапля; воробей, ворона, сова, голубь.

  1. Итог

- О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о птицах? Где мы побывали?

    - Вспомните, какие птицы прилетали к нам на кормушку? Какие птицы зимуют в лесу?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект коррекционного часа на тему "Перелётные и зимующие птицы" в подготовительной с ОНР группе

Задачи:- развитие внимания, мышления, памяти.- совершенствование мелкой моторики рук.- активизация словаря по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».- отработка согласования числительного с существ...

Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».

     Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностны...

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"

Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в  старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"...

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

2015.01.04. Презентация "Перелётные и зимующие птицы"

2 слайд: Перелётные птицы - те , которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно Первые вестники весны - грачи, скворцы.3 слайд: Черный, проворный, кричит: “Крак&rd...

Презентация перелётные и зимующие птицы для Доу

Перелётные и зимующие птицы для Доу...