Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Попова Татьяна Михайловна

       Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.                                                                                                                                                                       Представляю вашему вниманию комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы». Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».

Возрастная категория: дети 5–6,5 лет

Цели:

Развитие познавательных способностей;

Формирование коммуникативной компетенции;

Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.

Задачи:

Образовательный аспект:
– создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах , выявить экологические знания детей.

Развивающий аспект:
– создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
– уметь анализировать и устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательный аспект:
– создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней.

Ближайшая задача обучающихся:
– репродуктивный уровень: уметь отличать зимующих птиц от перелетных;
– конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
– творческий уровень: уметь создать образ птиц по схеме, развивать цветовосприятие.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Педагогическая технология: личностно – ориентированная, коллективно – творческая деятельность.

Педагогические принципы:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

 – принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлексивности.

Сопутствующие методы:

– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.

Предшествующая работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание картин и макетов, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, загадывание загадок.

Материал к занятию: картинки с изображением перелетных птиц (утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки) и зимующих птиц (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока); фонограмма с шумом леса и пением птиц, изображения птиц, мяч, модели - дерева, птичьих гнёзд, птиц, большой лист бумаги с готовыми контурами птиц, определяющими место наклеивания.

Раздаточный материал: заготовки для аппликации в конвертах, клеёнки, клей, фломастеры.

                                                   Ход занятия.


 
1. Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает послушать детям звукозапись:

– Дети, что вы слышите?

Дети: - Мы слышали птичьи голоса.

Игра «Назови птицу».

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем. Я называю птицу и передаю мяч по кругу, а вы называете другую птицу. Повторяться нельзя. Начали.

Дети, передавая мяч, называют птиц, которых они знают:

-Сорока, ворона, синица, воробей, грач, дятел, ласточка, стриж, утка, лебедь, снегирь и т.д.

Воспитатель: - Скажите пожалуйста, чем отличается птица от других животных?

Дети: - От всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями, есть крылья, умеют летать.

 

2. Игра «Отвечай поскорей». 

Воспитатель: – Ребята, все ли птицы живут на одном месте?

Дети: - Нет, не все.

Воспитатель: – Куда они улетают?

Дети: - Птицы улетают на юг.

 Воспитатель: - Когда это происходит?

Дети: - Это происходит осенью.

Воспитатель: – Как называют птиц, улетающих на юг?

 Дети: - Перелётными.

Воспитатель: - Почему они улетают?

Дети: - Потому что им нечего есть.

Воспитатель: – Чем питаются ласточка, скворец, стриж?

Дети: - Эти птицы питаются насекомыми.

Воспитатель: - Куда осенью пропадают насекомые?

Дети: - Осенью, насекомые прячутся от холода. Они забиваются в щели заборов, в трещины в коре деревьев.

Воспитатель: - Да, верно, поэтому птицы, которые питаются мошками, жучками, улетают на юг, где всегда тепло и всегда есть пища.  Назовите перелетных птиц.

Дети: - Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля. 

Воспитатель: – Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?

Дети: - Зимующие.

Воспитатель: - Назовите зимующих птиц.

Дети: -  Вороны, синицы, поползни, дятлы, зеленушки, сойки и т.д.

Воспитатель: – Почему они остаются зимовать?

Зимовать остаются те птицы, которые питаются семенами, шишками, ягодами, крошками, салом, крупой. Они могут найти пищу.

3. Игровое упражнение «Перелетные и зимующие птицы».

Ребята, я спрятала изображения птиц в группе. Надо их найти и разложить на две группы: зимующих птиц   туда, где   кормушка, а перелетных - где солнышко.

Дети определяют: птица зимующая или перелетная, затем подкладывают «портрет» под соответствующее изображение. 

Воспитатель вместе с детьми проверяет задание.

-У тебя кто?

Ребёнок: - У меня синица.

Воспитатель: - Как ты её узнал?

Ребёнок: - У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстук, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое.

Ребёнок: - У меня воробей. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Ребёнок: - Это дятел.  У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Ребёнок: -  У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.) 

Ребёнок: -  Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.) 

Ребёнок: -  Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
Ребёнок: -  У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

4. Игра «Любимое угощение». 

Воспитатель: - Ребята, легко ли птицам пережить зиму?

 Дети: - Птицам нелегко живётся зимой. 

Воспитатель: - Как люди могут помочь птицам?

 Дети: - Зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.

Воспитатель: - Верно.  Хотя природа позаботилась о зимних одеждах для птиц – под перьями вырастает густой пух, который задерживает тепло и защищает от холода. Но многие из пернатых могут погибнуть из-за голода, и в это время помощь человека особенно важна для них.

У меня на подносе разные лакомства для птиц. Как и у нас, у птиц есть любимая еда.
Воспитатель: - Чем можно угостить воробья?

Ребёнок: - Хорошим угощением будет белый хлеб и выпечка.

Воспитатель: - Возьми пакетик, положи птичке. Что любят голуби?

Ребёнок: - Семена подсолнечника и пшеницы.

Воспитатель: - Что положим для дятла, и клеста?

Ребёнок: - Шишки.

Воспитатель: - Чем угостим синицу?

Ребёнок: - Синицу можно угостить салом.

Воспитатель: -Что выберем для снегиря?

Ребёнок: - Ягоды рябины, калины, боярышника.

Воспитатель: - Скажите пожалуйста, что ни в коем случае нельзя давать птицам?

Дети: -  Ни в коем случае птицам нельзя давать: жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб.  

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Потому что соль из организма птицы не выводится, и птица погибает.

5. Игра «Где гнездо?»

Воспитатель: - Ребята, что делают птицы весной?

Дети: - Птицы вьют гнёзда.

Воспитатель: - Верно. А для чего они вьют гнёзда?

Дети: - Для того, чтобы выводить птенцов.

Воспитатель предлагает детям взять бумажную модель птицы и расположить там, где она устраивает гнездо (на дереве, на земле, в дупле, на воде). Затем предлагает объяснить свой выбор.  

Дети: - Ласточка вьёт гнездо под крышей дома.

У грача гнездо на дереве.

Журавль строит гнездо на земле среди кустов.

Скворец старается поселиться в скворечнике или устраивает гнездо в дуплах деревьев и т.д.

Воспитатель: - Птицы строят гнезда на земле и на деревьях, на камнях и в скалах, на открытой местности или в укромных от посторонних глаз уголках. Форма гнезд различна, они могут быть похожи на чаши или мешочки или быть почти плоскими, застеленными камешками, травой или птичьим пухом. Некоторые птицы делают гнезда сами, а другие используют уже готовые чужие гнезда. 

Воспитатель: - Ребята, какая птица не вьёт гнезда?

Дети: - Кукушка не вьёт гнезда. Она подбрасывает по одному яйцу в гнёзда мелких певчих птиц и больше не заботится о потомстве. Кукушонок вылупляется и выбрасывает из гнезда других птенцов, а «приёмные родители» выкармливают его одного.

6. Задание «Собери птицу из геометрических фигур». 

Воспитатель:

- Ребята, у вас на столах шаблоны птичек, на которые вы будете наклеивать геометрические фигуры в том порядке, как я вам покажу. Потом из ваших птичек мы соберём красивую картину.

Помните, мы рассматривали картины Мориса Эшера? Мы с вами попробуем создать картину по мотивам его работ.

Внимательно посмотрите, в какую сторону летят птицы, для того, чтобы правильно наклеить части на шаблон. Постарайтесь не заходить за контур, когда будете приклеивать свою птицу.

Воспитатель: Как можно назвать нашу картину?

Дети: - Стая птиц, Птичья стая и т.д.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, много знаете и умеете.

http://radikal.ru/users/umnica-razumnica#alb=&img=552310375

http://radikal.ru/users/umnica-razumnica#alb=&img=552310157 

http://radikal.ru/users/umnica-razumnica#alb=&img=552777463


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города»

Занятие на тему «Перелётные и зимующие птицы нашего города» имеет экологообразовательную направленность, так как знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием представителей класса «Пти...

Занятие "Перелётные и зимующие птицы" в старшей группе

Занятие «Перелётные и зимующие птицы» в старшей группеДимитриева ОксанаЗанятие «Перелётные и зимующие птицы» в старшей группеЦель: формирование знаний детей о зимующих пти...

Открытое занятие по изодеятельности "Перелётные и зимующие птицы"

Открытое занятие по изодеятельности "Перелётные и зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста ноябрь 2019год...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Перелётные и зимующие птицы»

Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи....