Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Перелётные и зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Каймакова Марина Константиновна

Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

на тему: «Перелётные и зимующие птицы»

для детей подготовительной группы с фонетическим недоразвитие речи и

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

 

 

 

Учитель-логопед:

Каймакова М. К.

 

 

Цель: Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи.

Задачи: Образовательная: развитие лексико-грамматического строя речи у детей по теме «Перелётные и зимующие птицы», закрепление знаний детей о птицах; развитие представлений детей о причинах перелетов и зимования птиц (перелетные, зимующие птицы); упражнение в образовании существительных единственного и множественного числа; упражнение в умении образовывать сложные прилагательные; развитие и обогащение словарного запаса детей; формирование грамматически правильной речи у детей.

Коррекционная: развитие артикуляции и общей моторики; развитие речевого дыхания; развитие темпа и ритма речи.

Воспитательная: воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности; воспитывать у детей умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

Оборудование:

1. Птички на ниточках (дыхательная игра)

2 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц.

3. Иллюстрации по теме занятия.

4. Игрушка сорока.

5. Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы».

6. Дидактическая игра «4 лишний».

 

Словарь: перелётные птицы, зимующие птицы, сорока, голубь, воробей, ворона, глухарь, дятел, снегирь, ласточка, иволга, зярянка, цапля, скворец, лебедь.

Предварительная работа: беседа по теме, чтение стихов по теме, разгадывание загадок, повторение чистоговорок по теме занятия, прослушивание голоса разных птиц.

 

Ход занятия:

1.    Организационный момент:  «Круг радости».

Создание положительного эмоционального фона, организация детей на познавательную деятельность и сообщение темы занятия.

– Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –  «волшебная птичка». Я приглашаю всех вас встать в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания.

(Дети выходят из-за столов и становятся в круг, педагог с игрушкой сорокой обращается к детям, дети садятся за столы).

– Кто скажет, что это за птица? (Сорока).

– Ребята, вы знаете, почему именно сорока прилетела к нам в гости? (Ответы детей)

– Правильно, потому что сегодня мы будем говорить о перелётных и зимующих птицах.

2. Беседа о перелётных и зимующих птицах.

– Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелётные.

(ответы детей)

 

– Напомните мне, как называются птицы, которые остаются зимовать?

(ответы детей)

– Правильно, ребята. А как вы думаете, почему зимующие круглый год живут у нас, никуда не улетая?

(ответы детей)

– Эти птицы не боятся морозов, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз. Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы переживают холодную зиму. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, ещё осенью делают запасы.

– Ребята, вспомните и назовите названия зимующих птиц, которых вы знаете.

(ответы детей)

–  Зимующие птицы: голубь, воробей, ворона, глухарь, дятел, снегирь.

– Зимующих птиц мы вспомнили, а теперь поговорим о перелётных птицах. Кто мне может рассказать, почему их так называют?

(ответы детей)

– Их называют перелётными, потому что на зиму они улетают в тёплые края.

– А как вы думаете, почему перелётные птицы не остаются зимовать, а улетают на юг?

(ответы детей)

–  С наступлением холодов все насекомые исчезают, водоёмы замерзают, шишки и листики опадают, птицы не могут добывать корм и им приходится улетать в тёплые края. В конце осени и в начале зимы перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

– Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

(ответы детей)

– Перелётные птицы: ласточка, иволга, зярянка, цапля, скворец, лебедь.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

– Ребята, перед вами лежат птички, они не успели улететь в тёплые края, давайте поможем им?

– Возьмите птичку за край ниточки и поднимите над головой, вдыхая воздух носом и выдыхая ртом, губы в трубочке, щёки не надуваются, плечи не подымаются. Я вам покажу, а вы повторите за мной.

(дети выполняют дыхательное упражнение)

 

– Замечательно, теперь наши птички доберутся до тёплых стран. А что же делать с птицами, которые остаются зимовать? Давайте представим, что мы птицы. А у птиц вместо рта есть что?

(ответы детей)

– Я предлагаю вам выполнить упражнения для нашего клювика, чтобы согреться.

(дети выполняют артикуляционную гимнастику)

4. Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы»

–  Я подготовила для вас игру, но проказница сорока перепутала все картинки, вы поможете мне собрать всех перелётных птиц на солнышко, а зимующих на снежинку? А потом их назвать.

 

5. Упражнение «Скажи какая? Какой?»

– Ребята, а давайте вспомним и назовём признаки птиц.

- Если у ласточки белый бок, она какая? (Белобокая)

- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

- Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у цапли длинные лапы, она какая? (Длиннолапая)

- Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

6. Физминутка

– Вы, наверное, засиделись? Предлагаю вам встать из-а столов и немного размяться, вы готовы?

(логопед читает стихотворение и показывает движения, а дети выполняют в такт словам движения)

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

7. Упражнение «Посчитай-ка»

– Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем.

(дети с опорой на картинку считают птиц)

8. Повторение чистоговорок «перелётные птицы»

– Предлагаю вам разработать свои клювики, а для этого мы будем чётко и красиво произносить чистоговорки.

 

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны

ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей

ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали кукушата

ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо

ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

9. Дидактическая игра «4 лишний»

– Посмотрите, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг-другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Найдите её и объясните свой выбор.

 

8. Итог занятия.

– О ком мы сегодня говорили? (ответы детей)

– Наша сорока оказалась забывчивой птицей, напомните ей, ребята, чем отличаются перелётные от зимующих птиц (ответы детей)

– Какая игра вам больше всех понравилась? (ответы детей)

– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Зима"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зима»

Коррекционно-образовательные цели:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения  по  автоматизации звука "С" (Лексическая тема «Зима»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зимующие птицы»

Задачи:  1.Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».2.Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.3.С...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»

-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь,  уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова...