Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Жилюк Лариса Николаевна

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения  по  автоматизации звука "С" (Лексическая тема «Зима»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового логопедического занятия

по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по лексической теме «Зима». Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса  к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Оборудование. Магнитная доска, презентация, предметные и сюжетные картинки, мяч.

                                    Ход занятия.

I. Организационный  момент.

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие  пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

1. А сейчас повторим правило чистой  речи.

      Каждый день, всегда, везде,

      На занятиях, в игре,

      Громко, четко говорим,

      Никуда мы не спешим.

  1. Отгадывание загадки.

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?   (Зима)

        Какое сейчас время года?

        Сколько месяцев длится зима?

        А какие же это месяцы?

    3.Показ слайдов о зиме. ( Ребята,  давайте послушаем музыку и полюбуемся зимними пейзажами.  Звучит музыка Чайковского «Времена года».

( Посмотрите, пожалуйста, на экран).                                      

Да, музыка помогает передать настроение. Эта мелодия  передала нам настроение зимы - прекрасной поры. О зиме можно сказать много  слов. Какие слова вы подберете?  (Снежная, сказочная, суровая, солнечная, чудесная, прекрасная).

Какой одинаковый звук слышится в этих словах?  ( Звук С)

4.Работа на магнитной доске или на мониторе

   Назовите предметные картинки.

  (Сорока, снегирь, снеговик, снежинка, санки)

 А в этих словах какой одинаковый  звук  слышится?

 ( В этих словах общий звук  «С»)

  И так, вы, конечно, догадались, что наше занятие  будет  посвящено зиме.

И мы будем правильно, четко и уверенно произносить  слова со звуком «С».

5. Ребята, вспомните, какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении  звука «С».                                                                                                      

1) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

2) Зубы сближены или сомкнуты.    

3) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
4) Воздух выдыхаем с силой посередине языка.

6. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Что нужно делать, чтобы правильно, четко и    уверенно   произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).

 

(Чтобы губы и язык вас слушались, надо сделать зарядку) 

(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики).

«Чашечка»          «Гармошка»

«Лошадка»         «Качели»

«Грибок»            «Маляр»

«Дятел»           «Чищу зубы»

II. Основная часть.

1. Упражнение “Снежинки”

- Пока мы с вами беседовали, выполняли артикуляционную гимнастику на улице пошел снег, и к нам прилетели  снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим  снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

2. Игра «Поймай звук»

  (Я буду показывать предметные картинки и называть их, а вы хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук «С»)

 3.Четко, не торопясь повторим чистоговорки.  Я начинаю произносить, а вы продолжаете. А затем вместе повторяем.

 Са-са-са! Са-са-са!                 Су-су-су! Су-су-су!              

 В лесу бегает лиса.                Было холодно в лесу.            

Сы-сы-сы!Сы-сы-сы!           Са-са-са! Са-са-са!

Не боимся мы лисы.             Уходи скорей лиса.

4.Игра «Составь снеговика».

- Дети, у вас на столах лежат конверты. Попробуйте сделать каждый своего снеговика.

5. Игра с мячом “Назови ласково”

- Пришло время поиграть в мяч. Я  называю слова, а вы  говорите  о них ласково.

Снег - снежок                             Сосулька – сосулечка

Санки – саночки                        Снеговик- снеговичек

Снежинка – снежиночка           Сова- совушка

6. Пальчиковая гимнастика  “Мы во двор пошли гулять”.

Раз, два, три, четыре, пять,         Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гуля ть.        Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,     “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,        Ведут указ.пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.               Ладошки кладут на стол одной и другой 

                                                            стороной.

Все в снегу домой пришли.          Отряхивают ладошки. 

Съели суп и спать легли.             Едят ложкой” суп.

7. Отгадывание загадок .

Вы должны предмет - отгадку найти в кабинете,  определить место звука «С» в названиях предметов и составить предложение.

Красногрудый, чернокрылый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут.     (Снегирь)  (Снегири прилетают к нам с наступлением зимы).

       Непоседа пестрая

       Птица длиннохвостая,

       Птица говорливая,

       Самая болтливая.  ( Сорока)  (Сорока-зимующая птица)

 Странная звездочка

 С неба упала,

 Мне на ладошку

 Легла и пропала. ( Снежинка)  

     Что за нелепый человек

     Пробрался в двадцать первый век?

     Морковка-нос, в руке - метла,

     Боится солнца и тепла. (Снеговик)

8.Дидактическая игра «Доскажи словечко».

— Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давай-те поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Все снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)

9. Составление предложений по сюжетным картинкам.

(Саша и Соня лепят снеговика.  Света катается на санках. Саша и Соня ходят на лыжах по сугробам.)

10. Заучивание скороговорок.

     У Саньки новые санки.

III. Заключительная часть.

    Вы молодцы, ребята! Правильно, четко и уверенно произносили  слова со звуком  «С».

Мне очень понравилось, как вы отгадывали загадки, проговаривали чистоговорки, составляли предложения, играли, любовались зимними  пейзажами. Были активными, внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....

Развивающие речевые игры по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр, которые способствуют обогащению и активизации словаря детей, обобщают и систематизируют знания детей о зиме и её признаках....

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Календарно-тематический план на тему "Зима" для детей старшего дошкольного возраста

В календарно-тематическом плане представлены задачи по пяти образовательным областям работы с детьми старшего дошкольного возраста. План соответствует возрасту детей, прослеживается последовательность...