Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зима»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Анна Владимировна Борздова

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй  речи,  существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Развивать творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima_na_dekabr.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зима»

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Борздова Анна Владимировна

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй  речи,  существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,     самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: фланелеграф,  снежинки, мяч, индивидуальные пластиковые бутылочки с трубочкой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 Логопед: Придумано кем-то

                                        Просто и мудро

                                         При встречи здороваться:

                                         — Доброе утро.

                            Дети:  — Доброе утро!-

                                         Солнцу и птицам.

                                         — Доброе утро!

                                         Улыбчивым лицам.

                                         И каждый становится

                                         Добрым, доверчивым…

                                         Пусть доброе утро

                                         Длится до вечера.    

1. У меня в руках конверт. Посмотрим, что там написано. Открываем конверт, там загадка.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня. (зима)

2. Упражнение «Снежинки»

— Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. На какое слово похоже слово снежинки? (снег)

— Какие вы знаете слова, похожие на слово «снег»? (снежинка, снежный, снежок, снеговик, снегурочка).

2. Сообщение темы занятия.

— Сегодня мы с вами будем  говорить о зиме. А сейчас пограем в игру.

3. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

— Я сейчас называю слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).7.Упражнение «Вьюга». [Формировать направление правильной воздушной струи.]

Я предлагаю детям встать около стульчиков и раздаю им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. Н крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед: Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?   Н. Нищева

Дети. Это вьюга.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.  Вот так.        

Я показывает, как правильно выполнять упражнение, которое   выполняется детьми 3—4 раза.        

8.Игра «Вьюга». [Развивать силу голоса. Расширять и уточнять словарь по теме «Зима»]

Я предлагаю детям пройти к магнитной доске и помещаю на нее картину с изображением вьюжного зимнего дня.

Логопед. Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?

Дети. Метель, буран, сильный ветер со снегом.        

Логопед. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.        

Я медленно и плавно поднимаю, а затем опускаю руку, слежу за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а подача голоса  у них была мягкой.

4. Игра «Назови ласково»  с мячом

— Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

снег-снежок                 сосулька — сосулечка

мороз — морозец            дерево- деревце

ветер — ветерок            горка — горочка

лёд — ледок                    холод — холодок

зима — зимушка             санки — саночки

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

— Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

 Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Ветер (что делает?) – дует, задувает, воет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

8. Физминутка (имитация движений).

          Снег идет, снег идет.

         Дворник улицу метет,

        Мы катаемся на лыжах.  

        И встаем мы на коньки,

        Мы катаемся на санках.

         И играем все в снежки.

9.         Игра «Зимние забавы». Детям демонстрируются картинки с изображением различных зимних игр.

— Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

 7.  Игра «Веселые снежинки»

- У меня для вас сюрприз: снежинки, которые не тают. Почему?

Поиграем с ними. Возьмите снежинку в правую руку.

Подул ветер и снежинка полетела вправо, влево, приземлилась на правую коленку, улетела влево, вверх, на левое ухо и опустилась на землю.

- Давайте сложим все снежинки в одно место. Как называется холм, где много снежинок? - Сугроб!

  1. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?»

- Я предлагаю немного отдохнуть и сесть в круг на ковер.

                ( прокатывание мяча по ковру)

без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…

6. Пальчиковая гимнастика « Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(имитировать движения)

Я зиму и снег, и снежинки люблю.

(ритмичные удары по ладони)

Но где же снежинки? ( сжать кулаки)

В ладошке вода! ( разжать кулаки)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(пожимать плечами)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи.

Как видно ладошки мои горячи!

(потряхивание расслабленными ладонями)

10. Игра «Что лишнее?».

Картинки: санки, лыжи, велосипед, коньки.

12. Итог занятия. 

— Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

— В какие игры можно играть зимой?

— На чем можно кататься зимой?

Орг. момент

 - Сделайте шаг вперед, если услышишь слово СНЕГ

мороз, лед, снег, сугроб, ветер, снег, снежинка, Снегурочка, снег, снеговик

 (дети подходят к доске).

2. Упражнение «Сложные слова»

- Есть много слов, похожих на слово СНЕГ

Слушай длинные слова

В каждом слове слова 2.

снегопад, снегокат, снегоход

-Из каких 2 слов состоит это слово?  (выставляются картинки)

- Скажем эти слова с движением руки.

-Еще есть похожее слово- СНЕГОВИК.

Вы слышите, в нем спряталось  слово СНЕГ.

 (игрушки СНЕГОВИКА и СНЕГУРОЧКИ).

- С кем пришел снеговик?

- Слышите, в слове СНЕГУРОЧКА тоже спряталось слово снег.

- Вы хотите, чтобы гости остались с нами. Приглашайте.

(дети составляют предложения)

3. Упражнение «Придумаем слова»

- Мы сегодня много раз говорили слово СНЕГ.

- Какой бывает снег? (ответы детей)

колючий, легкий, пушистый, сухой, рассыпчатый, липкий и всегда холодный

-Что будет с нашими ладошками, если долго держать снег в руках?

Они замерзнут.    

-Давайте погреем наши ладошки. Снеговик и Снегурочка принесли с собой разноцветные, волшебные, колючие снежки.

(самомассаж ладоней с использованием су-джоков выполняют дети )

 

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень-очень рад.

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

  1. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?»

- Я предлагаю немного отдохнуть и сесть в круг на ковер.

                ( прокатывание мяча по ковру)

без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…

6. Пальчиковая гимнастика « Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(имитировать движения)

Я зиму и снег, и снежинки люблю.

(ритмичные удары по ладони)

Но где же снежинки? ( сжать кулаки)

В ладошке вода! ( разжать кулаки)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(пожимать плечами)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи.

Как видно ладошки мои горячи!

(потряхивание расслабленными ладонями)

7.  Игра «Веселые снежинки»

- У меня для вас сюрприз: снежинки, которые не тают. Почему?

Поиграем с ними. Возьмите снежинку в правую руку.

Подул ветер и снежинка полетела вправо, влево, приземлилась на правую коленку, улетела влево, вверх, на левое ухо и опустилась на землю.

- Давайте сложим все снежинки в одно место. Как называется холм, где много снежинок? - Сугроб!

8.Формирование диафрагмального дыхания.

 – Я приглашаю вас подышать зимним морозным воздухом. Садитесь на стульчики.

(упражнение на дыхание БОС)

9. Составление предложений по картинкам. (БОС).

Дети придумывают предложения на тему «Зимние забавы»

10. Итог занятия.

анятии? 

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)».

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача:

1. закрепление представлений о зиме и ее приметах.

2. Закреплять умения подбирать однородные слова.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача:

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно – воспитательная задача:

1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование.

Ход занятия

Оргмомент

Логопед: Тема нашего занятия «Зима. Повторение». Мы с вами поговорим о зиме. Вспомним признаки зимы и зимние игры. Будем отгадывать загадки. Играть в парах.

Ребята, Вы любите сказки?

Дети: Да

Логопед: Тогда мы с вами отправимся в зимнюю сказку, которая называется «Снеговик-почтовик». Снеговик попал в беду и прислал нам письмо. Я его прочитала, но не поняла, что нужно сделать, потому что снеговик не умеет писать предложения. Может вы догадаетесь?

Основная часть

Составьте предложения:

Начать, вьюга, сильный. В, попасть, я, сугроб, елка, упасть, и. Шары, рассыпаться, укатится и. Мороз, расстроится, дед.

Дети: Началась сильная вьюга. Я попал в сугроб, и елка упала. Шары рассыпались и укатились. Дед Мороз расстроится.

Логопед: Ребята, мы поможем снеговику собрать все шары.

Дети: да

Логопед: Ребята, если мы с вами отправимся в сказку, то шары с елки, тоже сказочные. Просто та они не будут на ней держаться. Для начала нужно выполнить задание, если оно верно, то шарик будет держаться на елке.

Но чтобы отправиться в путешествие нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы мы четко проговаривали звуки и слова, тогда нас будут понимать. За каждый правильный ответ, снеговик приготовил кружки. Кто наберёт больше 4 кружков за все задания, тот получит сюрприз от сказочного героя.

Артикуляционная гимнастика:

Часики

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Вкусное варенье

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

Качели

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Маляр

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Логопед: Вот и первый шарик с загадкой и вопросами.

Загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила дорожки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Детизима.

Логопед: Как называется первый зимний месяц?

Дети: первый месяц зимы декабрь.

Логопед: О чем говорит пословица «Декабрь год кончает, а зиму начинает»?

Дети: потому что декабрь — это первый месяц зимы. А в декабре заканчивается год.

Логопед: Какой месяц в середине зимы?

Дети: середина зимы в январе.

Логопед: Какой последний месяц зимы?

Дети: последний месяц зимы – февраль.

Логопед: Молодцы. Задание закончилось. Шарик держится на елке. Это значит, что задание выполнено правильно.

Логопед: Следующий шарик с игрой «Какая? Какой?»

Зима какая?

Детизима холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная.

Логопед: снег какой?

Дети: снег белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый.

Логопед: мороз какой?

Дети: мороз сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий.

Логопед: Молодцы. Шар держится на елке, значит правильно выполнили задание.

Давайте немного отдохнем и отвлечёмся.

Физминутка

Мы зимой в снежки играли,

Мы играли, мы играли.

По сугробам мы шагаем,

мы шагаем, мы шагаем

И на лыжах мы бежим

Мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим

Мы летим, мы лети.

Логопед: пока мы с вами бежали, нашелся третий шар.

Игра «Снежный ком». Назовите родственные слова к слову снег.

Составь предложения к этим слова.

Дети (составляют предложения)

Логопед: Выложите схему предложений

Дети(выкладывают схему предложений).

Логопед: выполните звуко-буквенный анализ слова.

Дети(выполняют анализ слова с использованием песка).

Логопед: Молодцы. Задание выполнили полностью. Шар тоже держится, значит выполнили правильно.

Вот четвертый шар. С каким же он заданием? Нужно пересказать рассказ.

Гостья зима.

Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она покрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Вот ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла с непустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, что бы кататься на лыжах, коньках, санках, снегоходах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это зимние забавы. Мы очень любим зиму.

Вопросы для пересказа:

- Кто пришел к нам в гости?

- Какое время года было перед зимой?

- Чем зима накрыла землю?

- Что делает метель (вьюга, ветер, мороз?

- Какие подарки принесла зима?

- Для чего людям нужны эти подарки?

- Что такое зимние забавы

Дети(отвечают на вопросы и пересказывают).

Логопед: Молодцы. Выполнили сложное задание. Шарик держится на елке, значит все верно.

Вот и последний пятый шарик.

Задание«Закончи предложение».

Зимой бывает снегопад, а осенью?

Дети: осенью листопад.

Логопед: зимой бывает снег, а летом?

Дети: летом бывает дождь.

Логопед: зимой снег падает, а весной?

Дети: весной тает.

Логопед: зимой катаются на санках, а летом?

Дети: летом на велосипеде.

Логопед: зимой лес спит, а весной?

Дети: просыпается.

Логопед: зимой катаются на коньках, а летом?

Дети: на роликах

Логопед: зимой бывает холодно, а летом?

Дети: жарко.

Логопед: зимой деревья белые, а осенью?

Дети: желтые.

Логопед: зимой растут сугробы, а летом?

Дети: летом цветы.

Логопед: зимой лепят снеговика, а летом?

Дети: песочные пирожки.

Логопед: зимой насекомые прячутся, а весной?

Дети: вылезают.

Логопед: ну вот. Собрали все новогодние шары на елку. Теперь снеговик сможет доставить елку на праздник детям.

Итог

Логопед: какая тема была на занятии?

Дети: тема зима.

Логопед: что мы на занятии повторяли?

Дети: мы повторяли признаки зимы. Зимние забавы.

Логопед: какие задание были?

Дети (перечисляют).

Логопед: Молодцы. Все хорошо работали на занятии отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Какое самое легкое было задание?

Дети (отвечают).

Логопед: какое задание вызывало затруднение?

Дети (отвечают).

Сегодня хочется отметить детей, кто принимал активное участие в решении заданий. Это те, кто набрал 4 и больше кругов. Для вас снеговик приготовил сюрприз. (раздает).

слабо работали ребята, кто набрал меньше 4 кружков. Какие у вас были затруднения.

 Ма – ма – ма наступила зима. Ме – ме – ме рады мы зиме. Ду – ду – ду в зимний лес иду. Та – та – та кругом красота. Сы – сы – сы мерзнут носы. VI. Игра с мячом «Назови антонимы». – А вот и первое задание Снежной королевы. Она передала вам мяч, но не простой, а волшебный. Чтобы она нас не заморозила, вам надо назвать антонимы – слова  с противоположным значением. Кто ответит правильно, тот сядет на свое место. Большой, веселый, черный, умный, тепло, старый, день, мальчик, широкий, начало, длинный, добрый, бедный, мягкий, далеко, бабушка, дядя, сильный, хороший, много.

/больше кругов. Для вас снеговик приготовил сюрприз. 
(раздает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Зима"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения  по  автоматизации звука "С" (Лексическая тема «Зима»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зимующие птицы»

Задачи:  1.Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».2.Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.3.С...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Перелётные и зимующие птицы»

Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»

-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь,  уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова...