Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Евдокимова Татьяна Сергеевна

    Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)

    Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».

    Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _1_konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)

    Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».

    Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И».

    Цель: Уточнить и закрепить в знании детей понятие «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

    Задачи: 

    образовательные:

    • Расширение представлений детей о перелетных и зимующих птицах, их внешнем виде и образе жизни.
    •  Активизация и обогащение номинативного, предикативного и атрибутивного словарей по лексической теме;
    • Уточнение звучания гласных У , А, И, О и дифференциация артикуляции этих звуков.

    коррекционно-развивающие:

    • развитие грамматического строя речи (функции словоизменения существительных в родительном и именительном падежах множественного числа;  согласования существительных с прилагательными; словообразования относительных прилагательных);
    • развитие фонематического анализа;
    • развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
    • развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики; 
    • развитие плавности выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания;
    • развитие мимической мускулатуры;
    • регуляция психоэмоционального состояния, расслабление мышц тела.
    • Развитие умения ориентироваться на плоскости.

    воспитательные:

    • воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения;
    •  развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

    Оборудование:  экран с иллюстрированным материалом для показа, веточки для постройки «гнезда» с буквами, картинки с изображениями, которые начинаются на  гласные буквы А О У И, мольберт с магнитами, «бассейн» с макаронами и фасолью для пальчиковой гимнастики, аудиозапись пения птиц и музыкального сопровождения для физминутки, указка.

    Ход занятия.

    Задачи

    Деятельность логопеда

    Деятельность детей

    I

    II

    1.

    2.

    3.

    4.

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    III

    Вводная часть: Организационный момент. Активизация атрибутивного словаря,

    развитие грамматического строя речи  - согласования существительного с прилагательными.

    Основная часть: Дыхательная гимнастика

    развитие плавности выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания;

    учить произносить фразу на выдохе.

    Психогимнастика «Солнышко».

    Активизация и обогащение атрибутивного словаря.

    Развитие мимической мускулатуры, регуляция психоэмоционального состояния

    Прослушивание голосов птиц.

    Развитие слухового внимания, памяти.

    Прослушивание голоса грача Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

    Динамическая пауза с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа

    Игра «Поможем грачам найти червячков»

    Развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений, слухового внимания, развитие функции согласования числительных с существительными

    Динамическая пауза

    Развитие общей  моторики, развитие слухового внимания, развитие функции словообразования относительных прилагательных

    Игра «Найди веточку»

    Развитие мелкой моторики, развитие слухового и зрительного внимания; способствовать формированию умения соотносить звук с буквой; развитие фонематического анализа. Уточнение артикуляции гласных звуков.

    Игра «Построим гнездо»

    Развитие умения ориентироваться на плоскости.

     «Перелётные птицы

    Активизация и обогащение словаря по лексической теме, развитие функции словоизменения существительных во множественном числе

    Активизация и обогащение словаря по лексической теме (развитие предикативного словаря).

    Заключительная часть.

    Итог занятия.

    Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с гостями.

    -Послушайте загадку:

    Снег вокруг темнеет, тает,

    С юга птицы прилетают,

    Лес проснулся ото сна,

    Значит, к нам пришла …

    -Я приглашаю вас на прогулку, встанем в круг. Подышим свежим весенним воздухом. Руки кладем на грудь, плечики не поднимаем. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Сначала я, а потом вы, вместе со  мной.

    -А теперь, восхитимся нашей весной:

     Помните, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, положим ручки на грудь (вдох через нос, на выдохе произносим): -Ах!

    -А сейчас, поприветствуем нашу весну (сначала я, а потом вместе) - Весна идет!

    -Молодцы, садитесь на свои места!

    -Ребята, а весной у нас так же холодно, как зимой? Почему?

    -Посмотрите на солнышко, сильно оно припекает, зажмурили глазки, а теперь приоткроем глазки. Опять закроем глаза, а теперь откроем правый глаз, а теперь левый. Молодцы!

    Посмотрите на солнышко, какое оно?  

    Покажем, как мы радуемся, когда наше солнышко припекает (дети улыбаются), а если оно за тучку спрячется, как нам станет грустно? (показывают, повторяем 2 раза)

    -Дети, увидев наше солнышко, даже птицы поют, послушайте! Но у каждой птицы, ребята, есть свой голос, послушайте, голос какой птицы сейчас зазвучит? (звучит аудиозапись – карканье вороны), а чей голос зазвучит сейчас? (звучит аудиозапись голоса сороки). А это, чей голос (воробья)?

    -Посмотрите, вот птицы, голоса которых вы только что услышали (на экране 4 птицы – ворона, сорока, воробей и грач). А голос какой птицы вы не услышали? (если дети затрудняются ответить, то звучит загадка -

    По весне к нам с юга мчится
    Чёрная, как ворон, птица.
    Для деревьев наших врач –
    Ест букашек разных ...
    ) А кто здесь лишний, чем грач отличается от остальных птиц?

    -А что значит – перелётная, что значит – зимующая?

    - Скажите, а когда прилетают к нам грачи?

    -Долго летят к нам грачи, после перелёта они уставшие. Им надо отдохнуть, размяться. Встанем и покажем, как грачи будут разминаться. Выпрямим спинки, сначала они чистят свои перышки, разомнём и мы наши пальчики, вот так, сначала один, затем второй…, -А сейчас погладим ручки, также как грачи, гладят свои крылышки, снизу вверх (сначала одну руку, затем вторую). Теперь погладим наши головки, сверху вниз, затем к ушкам.

    -Погладим наши лобики, глазки, теперь носик, щечки, подбородок.  Разомнем губки, сформируем клювики. Погладим все личико.

    -Вот отдохнули наши грачи после долгого перелёта, сделали гимнастику и проголодались!

    -Что им надо сделать? Чем питаются грачи? А где они их добывают?

    -Давайте поиграем! Подойдите ко мне, представьте, что перед вами весенние поля. Как только зазвучит музыка, каждый из вас, как грач, попробует добыть себе червячков! Найденных червячков, складывайте на тарелочки. С прекращением музыки – вы должны закончить поиск. (перед детьми – 4 «бассейна» с фасолью, накрытые тканью, где спрятаны макароны, а около каждого «бассейна» «тарелки»).

    -Р., сколько червячков ты нашёл? А ты Д., сколько?

    -Вот наши грачи отдохнули, подкрепились и полетели петь и танцевать.

    -Отдохнули наши грачи, а теперь задумались, а где они будут жить? Как называется дом птиц?  А из чего птицы строят гнезда? А если бы гнезда строили из соломы, то какие бы они были? А из металла? А из стекла? А из бумаги? А бывают такие гнезда?

     -Я предлагаю вам поможем грачам построить гнездо?

    Строить гнездо мы будем из веток, но для строительства подойдут особенные веточки. Мы будем вить звуковое гнездо, а помогут нам в этом картинки (детям раздаются картинки). Только никому не показывайте! Подойдем к другим полянкам, вам нужно выделить первый звук в названии вашей картинки и найти веточку с буквой, обозначающей этот звук. Как только зазвучит музыка, приступайте к поиску.

    -Молодцы, буквы на веточках никому не показываем! А теперь поиграем в игру, которая называется «Молчанка» - каждый из вас будет показывать звук той буквы, которая у вас в руках, но только ртом, без голоса, а остальные попробуют определить, какая у вас буква.

     -Сейчас построим гнездо. Р., твоя веточка станет донышком гнезда, куда нужно положить веточку? Д., а твоя веточка станет правой стенкой гнёздышка…(и т.д.- левая стенка, верхняя часть гнезда – «ветки» вывешиваются на мольберт). Вот наше гнездо и готово. Теперь наши грачи выведут здесь птенцов!

    -Садитесь на свои места. Наши грачи очень радуются, что нам удалось построить такое красивое гнездо.

    -Ребята, вслед за грачами прилетают и другие перелетные птицы. Посмотрите, какие птицы прилетают весной?

     (на экране по одному появляются изображения перелётных птиц: ласточки, аисты, журавли, скворцы, лебеди, утки)

    -Что же делают перелётные птицы, когда возвращаются к нам весной? (дети подходят к экрану и рассказывают, что делают перелётные птицы весной).

    -Наше занятие подходит к концу, вам понравилось? А нашим гостям, понравилось? Давайте попрощаемся с нашими гостями! До свидания!

    Дети садятся на места.

    -весна

    Звучит музыка

    для релаксации

    -Ах!

    - Весна идет!

    Нет, становится теплее.

    Потому что начинает пригревать солнце.

    Варианты ответов детей: весеннее, тёплое, веслёлое…

    Дети выполняют движения .

    Звучит запись птичьих голосов

    -Вороны

    -сороки

    -воробья,

    грача

    грач – это перелётная птица, а остальные зимующие.

    Дети объясняют

    -весной

    Звучит музыка

    для релаксации

    дети выполняют движения по показу логопеда

    Червячками, личинками.

    -под землей

    Звучит музыкальное сопровождение

    Дети играют

    -Я нашёл 5 червячков, а я нашла три червячка…

    Звучит песня «Весна»

    -гнездо

    -из веток, прутьев, листьев...

    -металлические, бумажные … нет

    Перед детьми – подносы с веточками и буквами

    Звучит музыкальное сопровождение

    Дети по очереди показывают нормальную артикуляцию звука

    -веточку нужно положить вниз.

    -веточку нужно поставить справа…слева… наверху

    Дети отвечают полным предложением:

    -Весной прилетают аисты, журавли т.д.

    На экране слайд с изображением всех перелетных птиц.

    -клюют, вьют, строят,

    высиживают…

    дети прощаются с гостями и уходят


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

    Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

    Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания»

    Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Продукты питания».

    Цель: уточнение и закрепление знаний продуктах питания и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи....

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель».

    Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи...

    Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".

    Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме "Перелетные птицы".Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные   подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....