Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Что такое фонематический слух и для чего  его нужно развивать у ребенка? Основные игры и упражнения для его развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы логопеда

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фонематический слух – это способность человека слышать и узнавать фонемы, то есть различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, правильно выстраивал предложения и фразы, согласовывал падежные окончания, число и род различных частей речи.

Ребенок с неразвитым фонематическим слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться грамотно писать.

Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки), но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха:
        1. Игра «Эхо»
        Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно чередуясь в роли водящего с ребенком, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам.

2. Игра «Поймай звук»

Взрослый называет определенную последовательность звуков (о, у, а, и, с, м, а, б  и т.д.) и просит ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит среди них определенный звук (например, А). Далее – называются слоги с этим же звуком  (ам, он, ос, ап, ал, …) и слова (сом, аист, кот, арбуз, азбука, дом,…)

3. Игра «Перевозим грузы»
      В игрушечных грузовиках (или нарисованных), можно перевозить только вещи, начинающиеся на определённый звук. Пункт назначения тоже должен называться на этот же звук. Например, на звук  «М»: грузовик  перевозит мыло, муку, масло и пр. и везет их в магазин (или к маме).
        4. Игра «Путаница»
      Родитель называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить.
Например:

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную
горку. 
Поэт закончил строчку, в конце поставил
дочку. 
Прошлой ночью дождик был, в
почку он воды налил.

        5.  Игра «Найди одинаковый звук в словах»

       Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (сначала выделяя его голосом): шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

        Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть ребенку будет весело и интересно!

  • Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному.
  • Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру.

И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете ребенку и в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!



Предварительный просмотр:

Использование  нейропсихологических технологий в

 коррекции речевых  нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, тесно связана с  другими психическими функциями, опосредует их развитие и организует психическую деятельность человека в целом. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

С каждым годом, согласно результатам диагностического обследования, все более увеличивается число детей с речевыми нарушениями, которые обусловлены или сочетаются с различными органическими нарушениями нервной системы. Очень часто врачи-неврологи стали ставить детям диагнозы ММД, СДВГ, дефицита внимания. Такие дети имеют проблемы не только в речевом развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой.

В связи с этим в настоящее время актуален вопрос о владении специалистами, работящими с детьми с речевой патологией, современными коррекционными технологиями и методиками и применении их в практической профессиональной деятельности.

Эффективным путем совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с речевой патологией на разных возрастных этапах стал нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений.

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.), способствует эффективной коррекционно-развивающей работе по преодолению у детей не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих нарушений.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы - наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей с речевыми нарушениями.

Цели кинезиологических упражнений: 

  • развитие межполушарного взаимодействия,

способствующее активизации мыслительной деятельности;

  • развитие межполушарной специализации;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • предупреждение утомляемости.

Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик»  «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча»  «Дышим носом»  «Ныряльщик»)

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх»,  «Горизонтальная восьмерка»,  «Глаз – путешественник»)

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование”  “Мельница”  “Паровозик”  “Робот”  “Маршировка”)

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”).

Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко”  “Кулак – ребро - ладонь”  “Лезгинка” 

Массаж ушных раковин.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения.

Нейропсихологический подход к коррекционной работе способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам и дефектологам выстроить работу максимально эффективно.           А так же  обеспечивает подъем на новый качественный уровень профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...