Методическая разработка индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Автоматизация звука [ Р] в слогах и словах" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Разработка конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_avtomatizatsiya_zvuka_r_.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

индивидуального занятия

по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

                                                                                   

Подготовила:

 учитель –логопед

ГБДОУ  «Детский  сад № 7»

Колпинского района Спб

Ганькина Елена Олеговна

                                                                                   

Аннотация

Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для автоматизации произношения звука [Р] в слогах и словах у детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Рекомендуемый возраст - 5-7 лет. 

Актуальность 

В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по развитию и нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным.

Использование игровых упражнений на занятиях способствует совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления.       Только в игровой форме педагог может обеспечить максимально заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлечь дошкольников к овладению новым знанием.

Занятие состоит из девяти последовательных этапов. Все этапы взаимосвязаны, подчинены заданной теме и задачам. 

В рамках проведения занятия предусмотрено использование ИКТ в виде мультимедийной презентации. 

Данная разработка занятия может быть полезна для учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций. 

 

Новизна методической разработки заключается в использовании на логопедическом занятии мультимедийной презентации. 

Цель методической разработки: закрепить правильное произношение звуков [Р] в слогах и словах, развить фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Данную разработку можно применять как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий.
          Требует подготовки оборудования, знаний детей по данной теме.  

Основная часть

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.

Цели:
Обучающая:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
Развивающая:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;

- развитие  анализа и синтеза;

- развитие мышления, внимания, памяти.

- автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Воспитывающая:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: компьютер, кукла Незнайка, индивидуальное зеркало, игрушки тигра, дятла , кошки, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч.

Коррекционные  задачи

Ход занятия





Настроить ребенка на выполнение инструкций логопеда

Характеристика звука

                     

Анализ артикуляции звука

Развитие артикуляционной моторики

Развитие фонематического восприятия



Развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Р] в слогах

Развитие общей моторики, координация  движений с речью

Развитие звукового анализа и синтеза

Образование  категорий единственного и множественного числа существительных

1. Организационный момент

Психогимнастика

Логопед: Раз, два, три! Повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит.

Ребенок: Р-р-р-р

Логопед: Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву.

Ребенок: Тр-р-р, тр-р-р,….

Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка.

Ребенок: Мур-р-р-р.
Логопед: Раз, два, повернись снова в себя превратись.

2. Акустико – артикуляционный образ звука.

Логопед: К нам сегодня в гости пришел Незнайка.

Расскажи ему, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [Р].

Ребенок: Кончик  языка поднимается к бугоркам  за верхними зубами, он дрожит,  

Логопед: В каком положении губы?

Ребенок: Губы улыбаются, рот приоткрыт.

Логопед: В каком положении зубы?

Ребенок: Между зубами широкое расстояние.

Логопед: Сильная или слабая струйка воздуха должна быть?

Ребенок: Сильная, она заставляет дрожать кончик языка.

Логопед: Звук [Р] – это какой звук?

Ребенок: [Р] – согласный, звонкий звук.

Логопед: твердый или мягкий?

Ребенок: бывает твердым и мягким.

Логопед: каким цветом обозначается?
Ребенок : синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).

3.Логопед: Давай с тобой потренируем наш язычок, чтобы правильно и красиво произносить звук [Р].

Выполнение вместе с ребенком(индивид.зеркало)  упражнений артикуляционной гимнастики «Язычок в зоопарке» (презентация): «Бегемотик»,«Лошадка», «Грибочек», «Качели», «Чистим зубки», «Индюк».

4.Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р])
а) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
б) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

5.Автоматизация звука в слогах.
Логопед: Давай с тобой украсим елочку для животных в зоопарке.

Игра «Укрась елочку» (ребенок украшает макет елочки  разноцветными пуговицами («новогодними игрушками») и проговаривает слоги ра, ры, ро, ру то количество раз, которое выпадет на предварительно брошенном им кубике.

РАРАРА-РАРАРА

РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ

РОРОРО-РОРОРО

РУРУРУ-РУРУРУ

Игра «Повторялочки» (ребенок поочередно соединяет каждый пальчик в кольцо с большим и проговаривает слоги)

Повторяй вместе с тигренком за мной:

РА-РО-РУ-РЫ
РО-РУ-РЫ-РА
РУ-РЫ-РА-РО
РЫ-РА-РО- РУ и т.д.

6.Физминутка

В зоопарке ходит слон.

Уши, хобот,  серый он.(Наклоны головы в стороны)

Головой своей кивает (Наклоны головы вперед)

Будто в гости приглашает. (Голову держим прямо)

Раз, два, три – вперед наклон.

Раз, два, три – теперь назад.

Головой качает слон –

Он зарядку делать рад.(Подбородок к груди, затем голову наклонить назад)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(садимся за стол)

7.Звуковой анализ слога «РА»
Логопед: Какой первый звук ты слышишь в слоге [РА]?

Ребенок: [Р] - согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
Логопед: Какой второй звук?

Ребенок:  [А] -  гласный, обозначается красным цветом.
(выкладывание цветовых обозначений на каждый звук)
Логопед: Сколько всего звуков в слоге [РА]?

Ребенок: два.

8.Автоматизация звука в словах
Логопед: А медведи в зоопарке очень любят в мяч играть. Давай и мы с тобой поиграем.
Игра «Один – много» (с мячом)
Рак – раки,  тигр - …носорог -…
Рысь -… крот -… корова -…
Рыба -… краб -… ворона -…
9.
Итог занятия
Какой звук мы сегодня произносили больше всего? (звук [Р]).
Ты прекрасно сегодня работал (а), правильно произносил(а) звук [Р]).  Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."

В данном конспекте  предлагается подробный план проведения индивидуального  логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но...

Методическая разработка СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «НАШ ОБЩИЙ ДОМ – ПРИРОДА, ТАК БУДЕМ ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал разработан, чтобы активизировать и обобщить знания детей о планете Земля, как общем доме для всех людей и живых существ, привести детей к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого ч...