Методическая разработка индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Автоматизация звука [ Р] в слогах и словах" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Разработка конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах и словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_avtomatizatsiya_zvuka_r_.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
индивидуального занятия
по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»
Подготовила:
учитель –логопед
ГБДОУ «Детский сад № 7»
Колпинского района Спб
Ганькина Елена Олеговна
Аннотация
Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для автоматизации произношения звука [Р] в слогах и словах у детей с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Рекомендуемый возраст - 5-7 лет.
Актуальность
В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по развитию и нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным.
Использование игровых упражнений на занятиях способствует совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления. Только в игровой форме педагог может обеспечить максимально заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлечь дошкольников к овладению новым знанием.
Занятие состоит из девяти последовательных этапов. Все этапы взаимосвязаны, подчинены заданной теме и задачам.
В рамках проведения занятия предусмотрено использование ИКТ в виде мультимедийной презентации.
Данная разработка занятия может быть полезна для учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций.
Новизна методической разработки заключается в использовании на логопедическом занятии мультимедийной презентации.
Цель методической разработки: закрепить правильное произношение звуков [Р] в слогах и словах, развить фонематический слух, звуковой анализ и синтез.
Данную разработку можно применять как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий.
Требует подготовки оборудования, знаний детей по данной теме.
Основная часть
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Цели:
Обучающая:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
Развивающая:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики;
- развитие анализа и синтеза;
- развитие мышления, внимания, памяти.
- автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
Воспитывающая:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Оборудование: компьютер, кукла Незнайка, индивидуальное зеркало, игрушки тигра, дятла , кошки, картинки артикуляционных упражнений со стихами, карточки для анализа артикуляции звука, фишки синего и красного цвета, мяч.
Коррекционные задачи | Ход занятия |
Характеристика звука
Анализ артикуляции звука Развитие артикуляционной моторики Развитие фонематического восприятия Развитие мелкой моторики, автоматизация звука [Р] в слогах Развитие общей моторики, координация движений с речью Развитие звукового анализа и синтеза Образование категорий единственного и множественного числа существительных | 1. Организационный момент Психогимнастика Логопед: Раз, два, три! Повернись и в животных превратись. Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит. Ребенок: Р-р-р-р Логопед: Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. Ребенок: Тр-р-р, тр-р-р,…. Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка. Ребенок: Мур-р-р-р. 2. Акустико – артикуляционный образ звука. Логопед: К нам сегодня в гости пришел Незнайка. Расскажи ему, что нужно делать, чтобы правильно произнести звук [Р]. Ребенок: Кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами, он дрожит, Логопед: В каком положении губы? Ребенок: Губы улыбаются, рот приоткрыт. Логопед: В каком положении зубы? Ребенок: Между зубами широкое расстояние. Логопед: Сильная или слабая струйка воздуха должна быть? Ребенок: Сильная, она заставляет дрожать кончик языка. Логопед: Звук [Р] – это какой звук? Ребенок: [Р] – согласный, звонкий звук. Логопед: твердый или мягкий? Ребенок: бывает твердым и мягким. Логопед: каким цветом обозначается? 3.Логопед: Давай с тобой потренируем наш язычок, чтобы правильно и красиво произносить звук [Р]. Выполнение вместе с ребенком(индивид.зеркало) упражнений артикуляционной гимнастики «Язычок в зоопарке» (презентация): «Бегемотик»,«Лошадка», «Грибочек», «Качели», «Чистим зубки», «Индюк». 4.Игра «Поймай звук» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]) 5.Автоматизация звука в слогах. Игра «Укрась елочку» (ребенок украшает макет елочки разноцветными пуговицами («новогодними игрушками») и проговаривает слоги ра, ры, ро, ру то количество раз, которое выпадет на предварительно брошенном им кубике. РАРАРА-РАРАРА РЫРЫРЫ-РЫРЫРЫ РОРОРО-РОРОРО РУРУРУ-РУРУРУ Игра «Повторялочки» (ребенок поочередно соединяет каждый пальчик в кольцо с большим и проговаривает слоги) Повторяй вместе с тигренком за мной: РА-РО-РУ-РЫ 6.Физминутка В зоопарке ходит слон. Уши, хобот, серый он.(Наклоны головы в стороны) Головой своей кивает (Наклоны головы вперед) Будто в гости приглашает. (Голову держим прямо) Раз, два, три – вперед наклон. Раз, два, три – теперь назад. Головой качает слон – Он зарядку делать рад.(Подбородок к груди, затем голову наклонить назад) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (садимся за стол) 7.Звуковой анализ слога «РА» Ребенок: [Р] - согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом. Ребенок: [А] - гласный, обозначается красным цветом. Ребенок: два. 8.Автоматизация звука в словах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."
В данном конспекте предлагается подробный план проведения индивидуального логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но...
Методическая разработка СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «НАШ ОБЩИЙ ДОМ – ПРИРОДА, ТАК БУДЕМ ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материал разработан, чтобы активизировать и обобщить знания детей о планете Земля, как общем доме для всех людей и живых существ, привести детей к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого ч...
Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...
Конспект индивидуального(подгруппового ) занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах.»
: Автоматизация звука «Ж» в прямых слогах и в словах с прямыми слогами....