Оснащение центра развития речи в группах ДОО общеразвивающего вида. Методические рекомендации логопеда.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Наумова Анна Валериевна

В статье представлены требования к оснащению центров развития речи в группах ДОО в соответствии ФГОС ДО. Описана система организации развивающей предметно-пространственной среды центров развития речи в младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада.  Подчеркивается необходимость учета возрастных и образовательных потребностей детей при выборе игрового и дидактического оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_razv.rechi_rekom._.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 238» г. Перми

614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 12

__________________________________________________________________

Оснащение центров развития речи

в группах общеразвивающей направленности ДОО

в соответствие ФГОС ДО.

Методические рекомендации для педагогов.

Учитель - логопед 1-й квалификационной категории

Баглай Анна Валериевна.

I. Общие положения.

Речевое развитие – это овладение ребенком речью как средством общения и познания мира на основе овладения родным языком.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации (группы, участка) и материалов оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. [1, с. 32.]

Речевая развивающая среда – это особым образом организованное пространство, наиболее эффективно влияющее на развитие всех сторон речи ребенка.

Основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста:

  1. Развитие словаря.
  • Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
  • Уточнение словаря, то есть наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно.
  • Усвоение многозначности слов.
  • Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
  1. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
  • Развитие моторики артикуляционного аппарата.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности языка (изменение высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также слухового внимания.
  1. Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Работа над структурой предложения.
  1. Развитие связной речи.
  • Обучение пересказу.
  • Обучение составлению описательных и повествовательных рассказов.
  • Обучение составлению рассказов-рассуждений.
  1. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Формирование умения определять место звука в слове по трем позициям: начало, середина, конец.
  • Формирование умения определять количество и последовательность звуков в слове.
  • Формирование умения определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
  • Формирования навыка слогового анализа и синтеза.
  • Формирование умения составлять слова из звуков; предложения из слов.
  1. Знакомство с книжной культурой речи.
  • Воспитание интереса и любви к чтению.
  • Формирование умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.
  1. Развитие речевого творчества.

II. Требования к организации центра развития речи (далее - центра)

в группах ДОО.

  1. Правильная, интонационно-выразительная речь педагога - основной ресурс центра развития речи в группах ДОО!

Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (использование сленговых слов, жаргонизмов), устранению дефектов произношения. Речь должна быть ритмичной, плавной, разборчивой, умеренно громкой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом ребенка (чем младше дети, тем короче должны быть фразы педагога).

  1. Оснащение центра должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей.
  2. Оборудование, игровые и дидактические материалы центра должны быть доступны каждому ребенку.
  3. Пространство центра должно быть насыщенно разнообразным дидактическим и игровым оборудованием и обеспечивать каждому ребенку богатство сенсорных впечатлений (слуховых, кинестетических, зрительных).
  4. Оснащение центра должно меняться в соответствии с календарно-тематическим планированием. Одновременно в центре могут находиться игровые и дидактические материалы по изучаемой и закрепляемой теме.
  5. Оборудование, игровые и дидактические материалы центра должны обеспечивать каждому ребенку возможность проявлять индивидуальную речевую активность, а также взаимодействовать со сверстниками.
  6. Оборудование и дидактические материалы центра должны обеспечивать ребенку возможность исследования и экспериментирования в языковой системе.
  7. Расположение игрового и дидактического материала в центре регулируется взрослым в соответствии с разделами программы. Мелкий игровой и дидактический материал помещается в промаркированные пластиковые прозрачные контейнеры и папки-накопители. Например: оборудование для дыхательной гимнастики маркируется символом с изображением ветерка; оборудование для пальчиковой гимнастики – символом с изображением ладошки и т.п.

III. Примерный перечень дидактических игр и пособий для оснащения центров развития речи в группах ДОУ.

  1. Младший дошкольный возраст (3-4 г.)

При оснащении центра развития речи в младшей группе ДОО необходимо соблюдать три важных условия [4, с. 16]:

  1. соответствие игрушек и картинного материала реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Например, стоит избегать розовых обезьян или кукол с излишне крупной головой. Картинный материал должен быть реалистичным, не стилизованным;
  2. разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, свалянной из шерсти, пластиковой, резиновой и пр., а мячики для игр могут звенеть, сверкать, шуршать, колоться и т.д. для развития мотивации и преодоления речевого негативизма целесообразно ввести в центр одну игрушку-героя ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения. В случае, если ребенок вел себя негативно, то именно зайчик или пират не похвалят его, а не воспитатель.
  • Книги на плотной основе с яркими, красочными иллюстрациями, максимально приближенными к реальности. Следует избегать стилизованных иллюстраций. Одновременно в пространстве речевого центра не должно находиться более 4-5 книг. Не следует размещать в центре развития речи книги без иллюстраций.
  • Книги с динамическими элементами (двигающиеся глазки, закрывающиеся окошки и т.д.).
  • Книги-панорамы (с раскладывающимися декорациями).
  • Фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций детей группы и членов их семей; их занятий, любимых игр и игрушек.
  • Картинки-символы для уточнения произношения гласных звуков (см. кейс дидактических материалов).
  • Картотека артикуляционной гимнастики в картинках (см. кейс дидактических материалов).
  • Оборудование для проведения дыхательной гимнастики (вертушки, мельницы, султанчики и т.п.). Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
  • Оборудование для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: бигуди, грецкие орехи, еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», трехгранные карандаши и т.п.
  • Набор картинок или тематический альбом по лексической теме (изучаемой и закрепляемой).
  • Игровые наборы для последовательной группировки по различным признакам (назначение, величина и т.п.).
  • Серии из 3 картинок для установления последовательности событий (утро-день-ночь и т.п.).
  • Звуковые и шумящие коробочки.
  • Аудиозаписи со звуковыми эффектами.
  • Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них, например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития глагольной лексики: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше – младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий – низкий. Фигурки сказочных персонажей: гномов, фей, пиратов, русалок и пр. позволяют обогатить словарь редко встречающимися глаголами: колдует, ныряет, хулиганит и пр.
  • Фигурки животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения ребенком с тяжелыми нарушениями речи: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык, панда и т.п.
  • Лото и картинки-сцепки. Сейчас в продаже появилось множество мультисенсорных лото, когда ребенок должен выбрать подходящую картинку или игрушку по запаху, фактуре и т.п.
  • Сенсорные наборы: ароматные, звенящие, шуршащие, пищащие и т.п. (ссылка для ознакомления с примерными вариантами сенсорных наборов: http://kinderquest.ru/shop/category-495/page-1/).
  1. Средний дошкольный возраст (4-5 л.).

Все размещаемые в центре книги (не более 4-6) в должны быть богато иллюстрированы, в хорошем качестве. Не допускается размещение книг с большим количеством страниц (хрестоматии и т.п.).

  • Книги с твердыми листами, что и в младшей группе; книги с обычной листовой структурой по программным произведениям; эстампы на темы сказок; любимые литературные произведения детей группы, выходящие за рамки программы.
  • Книги с одним и тем-же программным произведением, но иллюстрированные разными художниками.
  • Портреты писателей.
  • Мнемотаблицы с небольшими стихами, мнемозагадки (см. кейс дидактических материалов).
  • Тематические выставки: «Сказки о дружбе зверей», «Зимние сказки» и т.п.
  • Результаты творческой деятельности детей (книжки-малышки, портреты литературных героев, сюжеты сказок и пр.), изготовленные ими в ходе проектной деятельности.
  • Фото-книги. Можно размещать в центре фото-книги, изготовленные в младшей группе и новые.
  • Тематические альбомы и наборы картинок.
  • Наборы сюжетных картин для установления последовательности событий.
  • Картинно-графические планы рассказов.
  • Кубики с сюжетными картинками для составления рассказов, сказок.
  • Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
  • Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
  • Образные фигурки людей с набором атрибутов для игры в них.
  • Картотеки артикуляционной гимнастики в картинках (см. кейс дидактических материалов).
  • Пособия и игры для проведения дыхательной гимнастики: «Листочки», «Бабочки», «Снежинки», вертушки, султанчики и пр. Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
  • Атрибуты для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: крупные бигуди, грецкие орехи, большие еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», игры-шнуровки и пр.
  • Пособия и игры для формирования фонематического восприятия: шумовые коробочки, звучащие игрушки (молоточки, гармошки и т.д.).
  • Сенсорные наборы: ароматные, звенящие, шуршащие, пищащие и т.п. (ссылка для ознакомления с примерными вариантами сенсорных наборов: http://kinderquest.ru/shop/category-495/page-1/).

Старший дошкольный возраст (5-6 лет).

  • 10-12 книг различной тематики и жанров. Это могут быть книги с одним произведением, но иллюстрированные разными художниками.
  • Книги, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми и иллюстрированные детьми.
  • «Толстые» книжки.
  • Тематические выставки, например: «Веселые книжки», «Собачьи истории», «Сказки о драконах» и пр.
  • Фото-книги, изготовленные в ходе детско-родительских проектов.
  • Портреты писателей и художников-иллюстраторов.
  • Стихи и рассказы в мнемотаблицах, в т.ч. изготовленных детьми в ходе проектной деятельности.
  • Тематические альбомы, лепбуки, в т.ч. изготовленные детьми в ходе проектной деятельности.
  • Картинно-графические планы рассказов.
  • Картотеки артикуляционной гимнастики в картинках (см. кейс дидактических материалов).
  • Картотека игр на координацию речи с движением в картинках.
  • Пособия и игры для проведения дыхательной гимнастики: «Листочки», «Бабочки», «Снежинки», вертушки, султанчики и пр. Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
  • Атрибуты для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: крупные бигуди, грецкие орехи, большие еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», игры-шнуровки и пр., в т.ч. изготовленные детьми в ходе проектной деятельности.
  • Сенсорные наборы: ароматные, звенящие, шуршащие, пищащие и т.п. (ссылка для ознакомления с примерными вариантами сенсорных наборов: http://kinderquest.ru/shop/category-495/page-1/).
  • Лото, игры-бродилки, наборы картинок для автоматизации звуков (см. кейс дидактических материалов).
  • Игры для совершенствования навыков звукового анализа: «Слоговое лото», «Звуковая цепочка» и т.п.
  • Игры для развития грамматического строя речи: «Большой-маленький», «Мой, моя, моё», «Назови ласково», «Что из чего» и т.д.
  • Демонстрационные материалы по подготовке к обучению грамоте.
  • Компьютерные программы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: «Мерсибо», «Игры для Тигры».
  1. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Количество книг не регламентировано.

  • Книги на различную тематику: рассказы о природе, о войне, о жизни животных, юмористические произведения, сказки.
  • Стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей Родины, с ее сегодняшней жизнью.
  • Любимые книги детей, принесенные из дома.
  • Книги, изготовленные детьми в ходе проектной деятельности.
  • Портреты писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.
  • Книги на школьную тематику.
  • Тематические выставки.
  • Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
  • Картинно-графические планы рассказов.
  • Алгоритмы выполнения артикуляционной гимнастики.
  • Пособия и игры для проведения дыхательной гимнастики: «Листочки», «Бабочки», «Снежинки», вертушки, султанчики, мыльные пузыри и пр. Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
  • Атрибуты для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: крупные бигуди, грецкие орехи, большие еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», игры-шнуровки и пр.
  • Алгоритмы выполнения кинезиологической гимнастики (кнопки-переключалки и т.п.).
  • Картотека игр на координацию речи с движением в картинках.
  • Лото, игры-бродилки, наборы картинок для автоматизации звуков (см. кейс дидактических материалов).
  • Игры для совершенствования навыков звукового анализа: «Слоговое лото», «Звуковая цепочка» и т.п. (см. кейс дидактических материалов).
  • Игры для развития грамматического строя речи, например: «Чей хвост», «Назови ласково» и т.д.
  • Азбука в картинках, различные игры с буквами, звуковые линейки.
  • Методическое пособие «Коврограф «Ларчик».
  • Демонстрационные материалы по подготовке к обучению грамоте: «Ступеньки грамоты», «От звука к букве» и т.п.
  • Компьютерные программы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: «Мерсибо», «Игры для Тигры».

Список использованной литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика – синтез, 2014.
  3. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Управление детским садом. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО. – М.: ТЦ «Сфера», 2015 г. 128 с.
  4. Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. Ответы на вопросы родителей.-  М.: Парадигма, 2015 г.
  5. Интернет-ресурс: https://dohcolonoc.ru/cons/6994-tsentr-rechevogo-razvitiya-v-dou.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»

laquo;Оснащение  центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»...

Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"

Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"...

Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. ...

Организация центра развития речи в группах детского сада

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА» Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный госуда...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Виды транспорта»

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста«Виды транспорта»...