Оснащение центра развития речи в группах ДОО общеразвивающего вида. Методические рекомендации логопеда.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлены требования к оснащению центров развития речи в группах ДОО в соответствии ФГОС ДО. Описана система организации развивающей предметно-пространственной среды центров развития речи в младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Подчеркивается необходимость учета возрастных и образовательных потребностей детей при выборе игрового и дидактического оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 238» г. Перми
614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», д. 12
__________________________________________________________________
Оснащение центров развития речи
в группах общеразвивающей направленности ДОО
в соответствие ФГОС ДО.
Методические рекомендации для педагогов.
Учитель - логопед 1-й квалификационной категории
Баглай Анна Валериевна.
I. Общие положения.
Речевое развитие – это овладение ребенком речью как средством общения и познания мира на основе овладения родным языком.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации (группы, участка) и материалов оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. [1, с. 32.]
Речевая развивающая среда – это особым образом организованное пространство, наиболее эффективно влияющее на развитие всех сторон речи ребенка.
Основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста:
- Развитие словаря.
- Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
- Уточнение словаря, то есть наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно.
- Усвоение многозначности слов.
- Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие речевого дыхания.
- Выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности языка (изменение высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также слухового внимания.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие навыков словообразования и словоизменения.
- Работа над структурой предложения.
- Развитие связной речи.
- Обучение пересказу.
- Обучение составлению описательных и повествовательных рассказов.
- Обучение составлению рассказов-рассуждений.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Формирование умения определять место звука в слове по трем позициям: начало, середина, конец.
- Формирование умения определять количество и последовательность звуков в слове.
- Формирование умения определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
- Формирования навыка слогового анализа и синтеза.
- Формирование умения составлять слова из звуков; предложения из слов.
- Знакомство с книжной культурой речи.
- Воспитание интереса и любви к чтению.
- Формирование умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.
- Развитие речевого творчества.
II. Требования к организации центра развития речи (далее - центра)
в группах ДОО.
- Правильная, интонационно-выразительная речь педагога - основной ресурс центра развития речи в группах ДОО!
Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (использование сленговых слов, жаргонизмов), устранению дефектов произношения. Речь должна быть ритмичной, плавной, разборчивой, умеренно громкой. Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом ребенка (чем младше дети, тем короче должны быть фразы педагога).
- Оснащение центра должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей.
- Оборудование, игровые и дидактические материалы центра должны быть доступны каждому ребенку.
- Пространство центра должно быть насыщенно разнообразным дидактическим и игровым оборудованием и обеспечивать каждому ребенку богатство сенсорных впечатлений (слуховых, кинестетических, зрительных).
- Оснащение центра должно меняться в соответствии с календарно-тематическим планированием. Одновременно в центре могут находиться игровые и дидактические материалы по изучаемой и закрепляемой теме.
- Оборудование, игровые и дидактические материалы центра должны обеспечивать каждому ребенку возможность проявлять индивидуальную речевую активность, а также взаимодействовать со сверстниками.
- Оборудование и дидактические материалы центра должны обеспечивать ребенку возможность исследования и экспериментирования в языковой системе.
- Расположение игрового и дидактического материала в центре регулируется взрослым в соответствии с разделами программы. Мелкий игровой и дидактический материал помещается в промаркированные пластиковые прозрачные контейнеры и папки-накопители. Например: оборудование для дыхательной гимнастики маркируется символом с изображением ветерка; оборудование для пальчиковой гимнастики – символом с изображением ладошки и т.п.
III. Примерный перечень дидактических игр и пособий для оснащения центров развития речи в группах ДОУ.
- Младший дошкольный возраст (3-4 г.)
При оснащении центра развития речи в младшей группе ДОО необходимо соблюдать три важных условия [4, с. 16]:
- соответствие игрушек и картинного материала реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Например, стоит избегать розовых обезьян или кукол с излишне крупной головой. Картинный материал должен быть реалистичным, не стилизованным;
- разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, свалянной из шерсти, пластиковой, резиновой и пр., а мячики для игр могут звенеть, сверкать, шуршать, колоться и т.д. для развития мотивации и преодоления речевого негативизма целесообразно ввести в центр одну игрушку-героя ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения. В случае, если ребенок вел себя негативно, то именно зайчик или пират не похвалят его, а не воспитатель.
- Книги на плотной основе с яркими, красочными иллюстрациями, максимально приближенными к реальности. Следует избегать стилизованных иллюстраций. Одновременно в пространстве речевого центра не должно находиться более 4-5 книг. Не следует размещать в центре развития речи книги без иллюстраций.
- Книги с динамическими элементами (двигающиеся глазки, закрывающиеся окошки и т.д.).
- Книги-панорамы (с раскладывающимися декорациями).
- Фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций детей группы и членов их семей; их занятий, любимых игр и игрушек.
- Картинки-символы для уточнения произношения гласных звуков (см. кейс дидактических материалов).
- Картотека артикуляционной гимнастики в картинках (см. кейс дидактических материалов).
- Оборудование для проведения дыхательной гимнастики (вертушки, мельницы, султанчики и т.п.). Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
- Оборудование для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: бигуди, грецкие орехи, еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», трехгранные карандаши и т.п.
- Набор картинок или тематический альбом по лексической теме (изучаемой и закрепляемой).
- Игровые наборы для последовательной группировки по различным признакам (назначение, величина и т.п.).
- Серии из 3 картинок для установления последовательности событий (утро-день-ночь и т.п.).
- Звуковые и шумящие коробочки.
- Аудиозаписи со звуковыми эффектами.
- Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них, например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития глагольной лексики: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше – младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий – низкий. Фигурки сказочных персонажей: гномов, фей, пиратов, русалок и пр. позволяют обогатить словарь редко встречающимися глаголами: колдует, ныряет, хулиганит и пр.
- Фигурки животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения ребенком с тяжелыми нарушениями речи: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык, панда и т.п.
- Лото и картинки-сцепки. Сейчас в продаже появилось множество мультисенсорных лото, когда ребенок должен выбрать подходящую картинку или игрушку по запаху, фактуре и т.п.
- Сенсорные наборы: ароматные, звенящие, шуршащие, пищащие и т.п. (ссылка для ознакомления с примерными вариантами сенсорных наборов: http://kinderquest.ru/shop/category-495/page-1/).
- Средний дошкольный возраст (4-5 л.).
Все размещаемые в центре книги (не более 4-6) в должны быть богато иллюстрированы, в хорошем качестве. Не допускается размещение книг с большим количеством страниц (хрестоматии и т.п.).
- Книги с твердыми листами, что и в младшей группе; книги с обычной листовой структурой по программным произведениям; эстампы на темы сказок; любимые литературные произведения детей группы, выходящие за рамки программы.
- Книги с одним и тем-же программным произведением, но иллюстрированные разными художниками.
- Портреты писателей.
- Мнемотаблицы с небольшими стихами, мнемозагадки (см. кейс дидактических материалов).
- Тематические выставки: «Сказки о дружбе зверей», «Зимние сказки» и т.п.
- Результаты творческой деятельности детей (книжки-малышки, портреты литературных героев, сюжеты сказок и пр.), изготовленные ими в ходе проектной деятельности.
- Фото-книги. Можно размещать в центре фото-книги, изготовленные в младшей группе и новые.
- Тематические альбомы и наборы картинок.
- Наборы сюжетных картин для установления последовательности событий.
- Картинно-графические планы рассказов.
- Кубики с сюжетными картинками для составления рассказов, сказок.
- Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
- Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
- Образные фигурки людей с набором атрибутов для игры в них.
- Картотеки артикуляционной гимнастики в картинках (см. кейс дидактических материалов).
- Пособия и игры для проведения дыхательной гимнастики: «Листочки», «Бабочки», «Снежинки», вертушки, султанчики и пр. Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
- Атрибуты для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: крупные бигуди, грецкие орехи, большие еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», игры-шнуровки и пр.
- Пособия и игры для формирования фонематического восприятия: шумовые коробочки, звучащие игрушки (молоточки, гармошки и т.д.).
- Сенсорные наборы: ароматные, звенящие, шуршащие, пищащие и т.п. (ссылка для ознакомления с примерными вариантами сенсорных наборов: http://kinderquest.ru/shop/category-495/page-1/).
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
- 10-12 книг различной тематики и жанров. Это могут быть книги с одним произведением, но иллюстрированные разными художниками.
- Книги, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми и иллюстрированные детьми.
- «Толстые» книжки.
- Тематические выставки, например: «Веселые книжки», «Собачьи истории», «Сказки о драконах» и пр.
- Фото-книги, изготовленные в ходе детско-родительских проектов.
- Портреты писателей и художников-иллюстраторов.
- Стихи и рассказы в мнемотаблицах, в т.ч. изготовленных детьми в ходе проектной деятельности.
- Тематические альбомы, лепбуки, в т.ч. изготовленные детьми в ходе проектной деятельности.
- Картинно-графические планы рассказов.
- Картотеки артикуляционной гимнастики в картинках (см. кейс дидактических материалов).
- Картотека игр на координацию речи с движением в картинках.
- Пособия и игры для проведения дыхательной гимнастики: «Листочки», «Бабочки», «Снежинки», вертушки, султанчики и пр. Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
- Атрибуты для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: крупные бигуди, грецкие орехи, большие еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», игры-шнуровки и пр., в т.ч. изготовленные детьми в ходе проектной деятельности.
- Сенсорные наборы: ароматные, звенящие, шуршащие, пищащие и т.п. (ссылка для ознакомления с примерными вариантами сенсорных наборов: http://kinderquest.ru/shop/category-495/page-1/).
- Лото, игры-бродилки, наборы картинок для автоматизации звуков (см. кейс дидактических материалов).
- Игры для совершенствования навыков звукового анализа: «Слоговое лото», «Звуковая цепочка» и т.п.
- Игры для развития грамматического строя речи: «Большой-маленький», «Мой, моя, моё», «Назови ласково», «Что из чего» и т.д.
- Демонстрационные материалы по подготовке к обучению грамоте.
- Компьютерные программы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: «Мерсибо», «Игры для Тигры».
- Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Количество книг не регламентировано.
- Книги на различную тематику: рассказы о природе, о войне, о жизни животных, юмористические произведения, сказки.
- Стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей Родины, с ее сегодняшней жизнью.
- Любимые книги детей, принесенные из дома.
- Книги, изготовленные детьми в ходе проектной деятельности.
- Портреты писателей, поэтов, художников-иллюстраторов.
- Книги на школьную тематику.
- Тематические выставки.
- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
- Картинно-графические планы рассказов.
- Алгоритмы выполнения артикуляционной гимнастики.
- Пособия и игры для проведения дыхательной гимнастики: «Листочки», «Бабочки», «Снежинки», вертушки, султанчики, мыльные пузыри и пр. Размещение в центре развития речи дудочек, игр с коктейльными трубочками и т.п. не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям!
- Атрибуты для пальчиковой гимнастики: массажные мячики, Су-джок шары, нестандартный материал: крупные бигуди, грецкие орехи, большие еловые шишки, массажные коврики «травка», «веревка-узловка», игры-шнуровки и пр.
- Алгоритмы выполнения кинезиологической гимнастики (кнопки-переключалки и т.п.).
- Картотека игр на координацию речи с движением в картинках.
- Лото, игры-бродилки, наборы картинок для автоматизации звуков (см. кейс дидактических материалов).
- Игры для совершенствования навыков звукового анализа: «Слоговое лото», «Звуковая цепочка» и т.п. (см. кейс дидактических материалов).
- Игры для развития грамматического строя речи, например: «Чей хвост», «Назови ласково» и т.д.
- Азбука в картинках, различные игры с буквами, звуковые линейки.
- Методическое пособие «Коврограф «Ларчик».
- Демонстрационные материалы по подготовке к обучению грамоте: «Ступеньки грамоты», «От звука к букве» и т.п.
- Компьютерные программы по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: «Мерсибо», «Игры для Тигры».
Список использованной литературы:
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика – синтез, 2014.
- Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Управление детским садом. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО. – М.: ТЦ «Сфера», 2015 г. 128 с.
- Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. Ответы на вопросы родителей.- М.: Парадигма, 2015 г.
- Интернет-ресурс: https://dohcolonoc.ru/cons/6994-tsentr-rechevogo-razvitiya-v-dou.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/19/picture-1013927-1519062609.jpg)
«Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»
laquo;Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»...
Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"
Презентация "Организация центров развития речи в группах раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/03/picture-962637-1699010936.jpg)
Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-12039-1352403820.jpg)
Организация центра развития речи в группах детского сада
laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА» Овладение речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный госуда...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313540-1381478101.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Виды транспорта»
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста«Виды транспорта»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/04/picture-1515265-1709554990.jpg)
Примерный перечень игрушек, игр и дидактических пособий для оснащения центров развития в группах комбинированной направленности
Наполняемость центров развития...