Развивающая речевая среда в детском саду
статья по логопедии по теме

кобзева ирина сергеевна

     Проблема речевого и коммуникативного общения дошкольников на данном этапе стоит очень остро, мы пытаемся решить ее, используя наиболее эффективные формы и методы в работе с детьми.

     В настоящее время согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в до-школьном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является создание речевой развивающей среды в группе. Она должна быть направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие фонетико-фонематической стороны речи и ее моторных компонентов.

     Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы Можно выделить следующие задачи построения речевой развивающей среды :

1. Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью,

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений,

3. Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка,

4. Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций,

5.Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

На основе анализа психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды ДОУ выделяем следующие:

• речь педагога ДОУ;

• методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

• специальное оборудование каждой возрастной группы.

     Владение педагогом образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности, интеллектуального и духовного развития его личности. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ ; т.е. соответствие языковым нормам

2). ТОЧНОСТЬ; точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3). ЛОГИЧНОСТЬ; наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.

4). ЧИСТОТА; т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.(слова паразиты)

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности и сложности предложений. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ; т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

      Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. Необходимо учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень речевого развития каждого ребенка, интересы и способности детей.

Требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ:

- в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);

- организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;

- динамичность среды; - функциональность предметов развивающей среды;

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;

- во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.

Для того чтобы работа воспитателя в области речевого развития в стенах дошкольного учреждения шла качественно и результативно нужно оптимально распределить и наполнить каждое составляющее развивающей речевой среды ДОУ.

     В развивающую речевую среду входят различные дидактические пособия, пальчиковый и настольный театр, дидактические игры, раздаточный материал. Они помогают расширить словарный запас, закрепить лексические темы, фонематический состав слова и совершенствовать рассказ по картинкам и пересказ. С возникновением цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникативных технологий возможность разнообразить речевую среду расширилась. Существует множество интерактивных игр и видеороликов по звуко-буквеному анализу слова, по развитию дыхания, пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Следует помнить, что составляющие речевой среды должны быть не только мобильными и легко доступными для детей, но и безопасными.

     Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.Следует помнить психологические особенности каждой возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Уголок природы как элемент развивающей экологической среды в детском саду» (II младшая и средняя группы)

Государственное дошкольное образовательное учереждение детский сад №22 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением развития элементарных естественнонаучных представлений и экологической ку...

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

Развивающая образовательная среда в детских садах – одно из условий социализации и индивидуализации детей

Развивающая образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возмож...

предметно-пространственная развивающая образовательная среда в детском саду

Организованная в группе  развивающая предметная среда обеспечивает возможность:-организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие;-- каждому ребенку заниматься л...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста

Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...