Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
    план-конспект занятия по логопедии на тему

    Буйвалова Наталья Николаевна

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_i_bukva_s.docx19.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки  С, Сь.  Буква  С» (подготовительная группа).

    Цели  занятия:

    Обучающие:

    уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ, давать  их полную характеристику, учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в словах,  учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому  анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.

    Коррекционные:

    развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и  общую  моторику, речь, исправлять  недостатки  произношения  детей  в процессе  занятия  способом «по - подражанию».

    Воспитательные:

    воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения

    МАТЕРИАЛ: простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.

    Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков  букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.

    1. Организационный  момент. Путешествие в Звукобуквию.

    (Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)

    ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ

    БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.

    1. Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.

    - Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!

    Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.

    Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.

    - Назовите первые звук в слове СТОЙ.

    - Какой он – согласный или гласный?

    - Звонкий или глухой?

    - Твердый или мягкий? (картинка-символ)

    - Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)

    1. Работа  со  звуком  С.

    - Посмотрите  внимательно  друг на друга и произнесите звук С.

    - Губы открыты  или  сомкнуты ?

    - Зубы  плотно стиснуты  или  между  ними есть  небольшое            расстояние?

    - Где находится  кончик  языка за  нижними  или за  верхними зубами?

    - Язык  лежит  во рту  плоско или  приподнят  горочкой?

    ( далее  логопед  даёт  артикуляционную  характеристику  звука С)

    - Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики.  Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).

    4. Артикуляционная  гимнастика.

    - Чтобы правильно  произнести  звук  С, нужно сделать  гимнастику  для языка. Слушайте  сказку  и  выполняйте  упражнения.

                       Сказка  о  весёлом  язычке.

    Проснулся  язычок  рано  утром. Открыл  окно  («Окошко»), увидел  солнышко  и  улыбнулся («Улыбка»).

    Захотелось ему  погреться на  солнышке, он открыл дверь («Окошко»)  и  вышел  на  крылечко, немного  постоял  там (« Лопатка»).

    И  тут  язычок  вспомнил,  что  он  не почистил зубы. Быстро  вернулся  домой  и  стал  чистить  зубы («Почистим зубки»).

    Язычок  заспешил  на  улицу  и  нечаянно  наступил  кошке  на  хвост («Поймай мышку за хвостик»).

    Кошка  рассердилась (« Киска  сердится»).

    Язычок  погладил  кошку (Поглаживание языка губами),  

    улыбнулся ( «Улыбка»)  и  они  вместе  пошли  гулять.

    5. Упр. в  правильном  произношении  звуков  С- СЬ.

    -  А  сейчас  посмотрите  в  зеркало, улыбнитесь , оголите  зубы, чтобы  они  были  похожи  на  заборчик, оставьте  между  зубами  маленькую  щель,  заведите  кончик  языка  за  нижние  зубы,  спинку  языка  поднимите  вверх , чтобы  она  была  похожа  на  горку.

    Струя  воздуха  у нас  идёт  вперёд  только через маленькую  щель.

    Произнесём   СССССС…

    Произнесём СЬ….

    ( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

    - В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

    6. ИГРА «Семафор».

    - Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.

    С        Сь        Сь        Сь        С        С        Сь

    СО        СУ        СИ        СЕ        СЮ        СЫ        СА        АСЬ        ОС        УСЬ        ЫСЬ        ЫС

    СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.

    7.Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».

    - Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)

    8. Упр. на  развитие   звукового анализа и синтеза. Игра  «  Поварята».

    - Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.

    Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?

    - Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.

     (капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).

    - А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.

     ( работа  со  звуковыми дорожками)

              Редис          Свекла    Капуста

    9. Игра  с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического  слуха).

    - Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.

    Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.

    10. Знакомство  с  буквой  С.

         -  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

           Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С, СЬ .Это буква С.

    Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.

    11.  Пальчиковая  гимнастика.

    Нарисуйте букву С в воздухе.

    На своей ладошке

    На спине соседа

    Большим пальцами двумя руками в воздухе.

    Изобразим букву С пальчиками.

    12.Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

    13. Заключительная часть. Итог  занятия.

    - Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До сссвиданья! До новых вссстреч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.

         

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «дифференциация звуков Ш-Ж».

    Данное занятие проводится у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Его цель - дифференциация звуков "Ж" и"Ш" на слух, закрепление навыка правильного произношения у детей на речевом материале....

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы «звук и буква Ж»

    Занятие проводится в подготовительной группе для детей с ФФН на этапе обучения грамоте....

    Конспект физкультурно- логопедического занятия на тему:" Транспорт"(подготовительная группа).

    Совместное интегрированное занятие руководителя по физическому воспитанию с логопедом, на тему "Транспорт" в подготовительной группе...

    Конспект подгруппового логопедического занятия «Зимушка - Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием мнемотехники

    Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки   и мнемотаблицы....

    "Здоровей-ка" Конспект открытого логопедического занятия с подгруппой детей подготовительной группы по теме "Здоровей-ка"

    Конспект логопедического занятия сс подгруппой детей подготовительной группы по теме "Здоровей-ка"...

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей и подготовительной группе « Сказка о весёлом язычке»

    Тема: « Сказка о весёлом язычке». Цели:1. Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.2. Отр...