Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"
консультация по логопедии на тему

Агапова Анжелика Васильевна

Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и коррекции уже имеющихся проблем  развивайте мелкую моторику рук вашего ребенка. Предложены разнообразные увлекательные задания  для  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikami_igraem-rech_razvivaem.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

Тема : Пальчиками играем – речь развиваем

 

Похожее изображение

                                                                                      Учитель - логопед

                                                                                       Агапова А.В.

                                           

                            с.п.Солнечный 2014г

     

                           

Развитию мелкой моторики в последнее время уделяют большое значение. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

Как проверить степень развития моторики рук у вашего малыша?

Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук? К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, и  не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Известно, что у детей с расстройствами речи наблюдаются:

*разная степень моторной недостаточности;

*недоразвитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому для предупреждения нарушений речи и коррекции уже имеющихся проблем развивайте мелкую моторику рук вашего ребёнка. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Особое внимание следует уделить играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом. Одними из первых ребенку встречаются игры «Сорока-белобока» и «Коза рогатая». Ребенок сначала вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.

В коррекционной работе часто использую пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики, и речевой активности детей дошкольного возраста.

 

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковые игры для детей 4 – 5 лет

        

“ПО ГРИБЫ”        

Раз, два, три, четыре, пять,

(сгибать пальцы начиная с мизинцев)

        

Мы идём грибы искать!

(указательным и средним шагаем по столу)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Оттого и потолстел.

(показываем большой палец)

“ПАЛЬЧИКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять!

(указательным и средним шагаем по столу)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдно сгибать все пальцы, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(сложить руки над головой – крыша)

 Игры с пальчиками развивают не только мелкую моторику, координацию движений, зрительную и двигательную память, речь, но и внимание, воображение, творческие способности. Сопровождающие игры тексты в виде стишков, считалочек или песенок параллельно развивают речь, дикцию, активизируют логическое мышление и мозговую деятельность, обогащают словарный запас.

Так же для развития мелкой моторики можно использовать прищепки, нанизывание бус, мозаику,  карандаши, шнуровки, всевозможные крупы.

Упражнение «Разноцветные  прищепки».

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.

Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например  к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус, солнышко, елочку  и многое другое. Предлагаю вашему вниманию несколько игр:

Поймай жучка

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно».

Наряжаем елку

Предложите ребенку стать елкой. Да не простой, а новогодней. А новогодней елке нужны игрушки. «Вешаем» прищепки – украшаем елку. Или мама надевает – а ребенок будет снимать прищепки.

Прищепки – простой и доступный материал для развития пальчиков малыша. Прищепки наверняка есть в каждом доме. Играя с прищепками, ребенок развивает мелкую моторику, что отражается на его интеллектуальном развитии.

Игры с бусинками.

Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Упражнение «Карандаш».

***

Пальчики не отдыхают, карандаш перебирают.

***

Гусеница вверх ползет, вниз ползет

Никогда не упадет.

***

Малыши, малыши! Где у вас карандаши?

По ладошке их катаем, свои ручки разминаем

Игры – шнуровки.  

Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в  картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно  протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно  усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

***

На глазах слезинки -ведь свои ботинки

Шнуровать не может маленький Сережа.

Ты не плачь Сережа, пальчики шнуровка развивает ловко.

Упражнение «Сухой бассейн»

В миске не сахар и даже не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их покажем поскорей.

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи , но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.

Используемая литература:

1.. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.

2.. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.

3. Г. Любина, О. Желонкина. Рука развивает мозг- журнал Ребенок в детском саду №6 2003 г.

4. О.И.Крупенчук  Пальчиковые игры. Издательство Литера 2009г.

Фото из личного архива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

08.05.2019 Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»

Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем паль...

Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем

Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем...

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои твор...

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

laquo;Разучиваем стихи с движениями»Использование стихов с движениями на логопедических занятияхЗначение и взаимосвязь движения и речи.Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развив...

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резко...