«Речевое развитие дошкольников»
консультация по логопедии на тему

Литвинова Оксана Николаевна

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хотелось бы с вами обсудить такую наболевшую проблему, как речевое развитие наших детей.

К нам в логопедическую группу попадают дети старшего и подготовительного возраста. При их обследовании мы сталкиваемся с такой проблемой, что дети не умеют говорить, выражать свои мысли и чувства. Говоря современным языком, это «упрощенная версия» детской речи - односложная речь, бедный словарный запас, большое количество сленговых и разговорных слов («велик» вместо велосипеда, телик вместо телевизора и т.д.), невладение навыками культуры речи (неправильная или отсутствие интонации, неумение регулировать темп речи и громкость голоса и т.д.).

Неплохо бы научить воспитанников слушать и слышать. На прогулке можно устроить игру с закрытыми глазами «Где поет птица» (заодно и ориентацию в пространстве повторите), «Чей голос», «Эхо» и т.д.

Вернемся к развитию речи. Побуждайте ребенка отвечать полным ответом. На простое «Как тебя зовут?» пусть отвечает полностью «Меня зовут...». Поиграйте в «день полных ответов», «неделю длинных разговоров», вы все - умные и творческие личности, я верю, вы придумаете свои собственные игры!

Поговорим о том, что же помогает нам развивать наших любимчиков. Во- первых, это пальчиковые игры. Почему-то у воспитателей старших групп предвзятое отношение к ним: «Это ж для малышей!» А вы попробуйте! Кто сказал, что только для малышей? Есть усложненные варианты, как раз для вашего возраста.

Некоторые педагоги отказываются делать пальчиковую гимнастику, потому что у них «плохая память» и они не запоминают слова. Это ли не возможность подлатать свою дырявую память? Откройте книгу, сначала поглядывайте, учитесь вместе, станьте на одну ступень с детьми! Ни за что не поверю, что, делая одно упражнение 2 раза в день, пару дней подряд, вы его не выучите.

Возьмем еще кое-что. Артикуляционная гимнастика. Для меня было удивительно, что воспитатели массовых групп почему-то считают, что она придумана для детей-логопатов. Где такое написано? Если мы с раннего возраста начнем вводить пальчики и язычок с нами в игры, может, и не придется их отправлять с такими многочисленными нарушениями? Это же отличная профилактика нарушений речи.

Для совсем «продвинутых пользователей» - берите артикуляционную гимнастику вместе с пальчиками. Ничего выдумывать не придется, это уже придумано до вас и названо биоэнергопластикой. Я вам покажу пример динамического и статического упражнений:

Упражнение «Бегемотик» (статическое)

И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет 1 открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик - получился бегемотик,

А затем закрыли рот - отдыхает бегемот.

Упражнение «Кролик» (динамическое)

Цель - учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.

И. п. — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать строки:

Любит грызть пушистый кролик

И капусту, и морковь.

Кролику морковку дали

И за ушки потрепали.

 Не забываем про речевое дыхание - сдуваем всё, что под руку попадется - одуванчики, снежинки, листики, бабочки!!!

Собственно, упражнения для развития речи - беседуем по картинке. Задавайте вопросы, как Маша из мультика: А, как, клюет? Зачем клюет? А где, клюет? А когда клюёт? И весело, и полезно.

Возьмите на заметку: запоминайте слова всем телом: Это дерево высооокое (голос выше, сами тянемся вверх), а это низкое (движения и голос соответствующие), ствол у этого дерева толстый (обнимаем невидимый ствол двумя руками), а у этого тонкий (обнимаем пальцами) и т.д.        

Для работы над интонацией, можно играть в игру «Скажи, как» — мячик кидаем и говорим: «Скажи, как бабушка / робот / лялька / монстр» и т.д.

Спасибо за внимание и успехов в работе!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....