План-конспект по лексико-грамматической теме "Фрукты, сад" и навыкам звукового анализа и синтеза "Звук "У" в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сергель Татьяна Николаевна

Представлен план-конспект занятий в табличном варианте  по лексико-грамматической теме "Фрукты-сад"  и формированию навыков звукового анализа и синтеза по теме "Звук "У" для детей с общим недоразвитием речи старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty_st_gr_zvuk_u.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Дата___________________                                План – конспект   по теме  «ФРУКТЫ, САД»,  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Словарная

работа

Грамматический

строй речи

Связная речь

Психические

процессы

Формирование навыков звукового анализа и синтеза

Обогащение предметного словаря: 

Фрукты, слива, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, компот, варенье.

Активизация глагольного словаря:   

Выращивать, зреть, спеть, собирать, срывать,  заготавливать

Обогащение и активизация словаря признаков:  Ароматный, сочный, гладкий, красный, оранжевый, спелый, желтый, зеленый

Сладкий, кислый

Яблочный, сливовый, апельсиновый, грушевый…

Длинные и короткие слова

Проговаривание слов с разведением рук и определение: короткое оно или длинное.   

   

Составление предложений с однородными дополнениями.

Послушать и повторить, если я скажу правильно:

В саду растет много яблок, груш, слив. В огороде растет капуста, картофель, виноград. В саду созрели сливы помидоры, апельсины. Осенью собрали урожай картофеля, моркови, свеклы. Осенью сажают картофель.

Образование и употребление относительных прилагательных

 Сок: овощной, яблочный, томатный, апельсиновый. Варенье: сливовое, яблочное… Компот грушевый, вишневый…

Употребление союза «а», «и» в сложном предложении

Весной овощи сеют, а летом и осенью убирают. Фрукты растут на деревьях, а овощи растут в огороде. Фрукты растут на деревьях, а виноград растет на лозе. Лук убирают летом, а морковь и капусту осенью.

Виноград мелкий, а мандарин крупный.

Сравнение   овощей и фруктов.

(Слова антонимы)

Огурец – овощ, а яблоко – фрукт. Огурец овальный, а яблоко круглое. Огурец шершавый, а яблоко гладкое...

Чеснок горький, а морковь сладкая.

Составление рассказа – описания

С опорой на схему

Апельсин круглый, оранжевый ароматный, сладкий, сочный, корочка твердая, растет на дереве в саду

(см. О.Гомзяк).

Словесно-логические высказывания  

1. Стихи о фруктах.

2. Вопросы к стихам

Что можно назвать фруктами? Где растут фрукты? О каких фруктах говорится в стихотворении? Какие фрукты вы знаете еще? Какие фрукты растут в садах нашего края, а какие продаются на рынке, но не растут у нас? Чем отличаются фрукты? Что из них можно приготовить?

(см. Алябьева  - Развитие логического мышления…)

Зрительное, слуховое внимание.

Отгадывание загадок

Дети берут картинку, тот у кого на картинке отгадка, ставит ее на наборное полотно (см. сб загадок фрукты, Нищева, с. 135)

«Разложи в корзины»

Классификация овощей и фруктов в отдельные корзины.

 Логического мышления: «Четвертый лишний». Объяснение выбора

Слуховое внимание, математика

3 яблока из сада ежик притащил, самое румяное белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

Физминутка:

Пальчиковая игра 

«Мы делили апельсин»

(см картотеку)

«Узнай фрукты»  (наложение)  Презентация

 Физминутка: (У)

У опушки две старушки…

Брали грузди и волнушки.

Филин: - У-ух!

Филин: - У-ух!

У старушек замер дух

Звук «У» 

Выделение заданного гласного в звуковом потоке. Выделение и определение первого гласного звука в словах. Закрепление понятия «гласные звуки». Анализ и синтез звукосочетаний  «АУ», «УА». Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

1. Закрепление понятия «слово»:

«Сколько слов я сказала?» (За экраном): Аня, Алик; апельсин;

малина, черника, ягода.

Назовите первый звук в слове Аня, арка, абрикос, арбуз. (Звуки, которые можно свободно сказать и пропеть, называются гласными.)

2. Выделение звука «У» из начала. На примере иллюстраций. Уточнение артикуляции. – Почему «У» любит Уля? –Как воет волк, ветер? – Что у всех за окном? (улица) –Что на «У» есть у зайца? -Какое слово кричат грибники в лесу? Звуковой анализ «Ау». Введение символа звука «У».

3. Выкладывание схем           «АУ», «УА»

4. Какой одинаковый звук живет в словах АХ, АМ; УХ, УМ?

Выделение «У» из ряда звуков:          а, у, у, о, а, у, о, у…

Фонетическая ритмика. «А, У»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

презентация: Мастер-класс для родителей по формированию навыка звукового анализа у детей старшего возраста "В мире звуков".

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Для детей с нарушен...

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

Презентация "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста....