Конспект "Квест-путешествие по произведениям С.Я.Маршака"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Хлупнова Наталия Анатольевна

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.  В ходе развлечения дети закрепляют знания о произведениях детского поэта С.Я.Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s.ya_._marshak.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Тема: «Квест – путешествие  по произведениям С.Я. Маршака»

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака; пробудить интерес к его творчеству, художественной литературе и чтению.

 Задачи:

1.  развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память и воображение детей;

2. чётко произносить поставленные звуки, слова; учить строить полный ответ на поставленный вопрос, выразительно рассказывать стихи;

3. развивать артикуляционную и общую моторику; закреплять умение ориентироваться в пространстве, на экране;

4. закрепить умение находить первый и последние звуки в словах, определять количество слогов в словах;

  1. развивать математические способности, используя  палочки Кюизенера;
  2. воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия; воспитывать  хорошее отношение к книгам, как источнику знаний.

Методы и приёмы: артикуляционная гимнастика, задания: «Доскажи словечко», «Узнай стихотворение по отрывку», выразительное чтение стихов (« Угадай время года»), упражнение «Найди соответствие»( сопоставить название стихотворения С.Я. Маршака и иллюстрацию к нему), физкультминутка «Мяч», упражнение «Исправь ошибки в названиях произведений»; выкладывание из палочек Кюизенера животных (из стихотворения «Детки в клетке»); тренировка в умении находить первый и последние звуки в словах, определять количество слогов в словах; исполнение песни про книги (на мотив “Песенки мамонтёнка”).

Словарная работа: правильно называть поэта: Самуил Яковлевич Маршак, названия его произведений, книжный киоск Роспечать, посылка, бандероль.

Предварительная работа: знакомство с биографией поэта и писателя  (показ его портрета), чтение его произведений, обсуждение их, чтение по ролям, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей произведений С.Я.Маршака; тренировка в выкладывании животных, других предметов  из палочек Кюизенера;  работа по ориентировке детей на листе бумаги (выкладывание геометрических фигур) и объяснение, разучивание физминутки «Мяч»; создание выставки детских рисунков «Удивительный мир С.Я. Маршака», оформление книжного уголка, выполнение артикуляционной гимнастики, тренировка в умении находить первый и последние звуки в словах, определять количество слогов в словах, разучивание песни про книги.

Оборудование: велосипед, карта маршрута, 6 столов, музыкальное сопровождение, презентация по произведениям С.Я. Маршака, конверты с заданиями, интерактивная доска, вывески: Роспечать, кинотеатр, стадион, зоопарк, почта России; схемы животных, 3 набора палочек Кюизенера; газеты, книги писателя, подставки для них;  мяч, ваза с цветами, большая скатерть; игрушки животных, посылка ( портрет, сборник произведений); выставка детских рисунков «Удивительный мир С.Я. Маршака» для оформления музыкального зала, календарики для детей.

                                                     Ход занятия

В музыкальный зал входит под музыку Почтальон в форменной фуражке, с толстой сумкой на ремне и везёт велосипед. Поставил в стороне транспорт. В зале ждут почтальона дети.

Почтальон. Здравствуйте, ребята!

      Дети: Здравствуйте, почтальон!

Почтальон: А откуда вы меня знаете?

Дети: Вы пришли из сказки Маршака!

Почтальон: Правильно! А как она называется?

Дети: «Почта»!

Почтальон: У меня пропала очень ценная посылка. Ищу теперь её везде. Вы не видели?

Ребёнок: Почтальон, а где ты был?

Почтальон: Да везде был. Доставлял письма, бандероли, посылки. Только не помню, где оставил свою посылку.

 Ребёнок: Почтальон, а что это у тебя в руках?

Почтальон: О! Это  же  карта моего маршрута.

Ребята, вы поможете мне найти мою посылку?

Дети: Да!

Почтальон: Посмотрим на карте, где же я был сначала. А-а-а, вспомнил! Я отвозил письмо продавцу  в книжный киоск. Пойдёмте туда. Идём …  Подошли к киоску.

Дети, Почтальон: Здравствуйте, Ева Руслановна!

Продавец: Здравствуйте!

Почтальон: Скажите, пожалуйста, не оставлял я у вас посылку?

Продавец: Нет, только вот письмо ( подаёт его почтальону).

Почтальон  берёт его, раскрывает, читает задания.

Тут задания. Выполним? И тогда, наверное, точно найдём мою посылку!  Задание называется « Где обедал  воробей?».  А чтобы узнать, где он обедал, выполним сначала артикуляционную гимнастику (3 - 4 упражнения).

Артикуляционная гимнастика:

  • «Вкусное варенье»

Ах, какое наслаждение

Есть вишнёвое варенье!

  •  «Лошадка»

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжка.

  • «Грибочек»

Вот грибок на тонкой ножке –

Ты клади его в лукошко!

  • «Чистим зубки»

Ловко кисточкой забор

Красят Петя и Егор.

  1. «Доскажи словечки»: ( Задание задаёт почтальон, а дети отвечают)

- Где обедал воробей?

В зоопарке _______ (у зверей)

- Вместо шапки на ходу

Он надел ________ (сковороду)

- Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри ________ (на каток)

- Выдали даме на станции

Четыре зелёных ________ (квитанции)

- Вот тебе под ушки

Белые _____________ (подушки)

- Жил человек рассеянный

На улице ___________ (Бассейной)

Почтальон: Хорошо, ребята! Вы справились. Тут ещё какое-то задание. Ева Руслановна, посмотрите пожалуйста. (отдает письмо продавцу)

Продавец: Да, есть. Ребята, вам нужно узнать  стихотворение по отрывку. Послушайте.

  1. Сел он утром на кровать
    Стал рубашку надевать,
    В рукава просунул руки –
    Оказалось, это брюки....
    Вместо шляпы на ходу
    Он надел сковороду… 
    (“Вот какой рассеянный”)
  2. Дама сдавала в багаж:
    Диван,
    Саквояж, 
    Чемодан,
    Картину, корзину, картонку
    И маленькую собачонку… 
    (“Багаж”)

Почтальон: Ребята, строчки из произведений какого автора вы слышали?

Дети: Самуила Яковлевича Маршака.

Почтальон: Спасибо, Ева Руслановна! Ребята, давайте посмотрим, где я ещё был.

Дети: (смотрят по карте) В кинотеатре.

Почтальон: Да, да, точно. Завозил бандероль. До свидания, Ева Руслановна! Скорей туда пойдёмте. Может, я там оставил свою посылку?

Идут. Подошли к кинотеатру.

Почтальон  увидел билетёршу, спросил у неё про посылку.

Билетёрша: Нет, ничего не оставляли. Проходите в кинотеатр, посмотрите кино.

Все прошли, сели на стульчики.

Дети чтецы читают стихи.

  1. О каком времени года говорится в стихотворениях?

(слайды времен года)

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!_________________________ (зима)

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи. _________________________ (весна)

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!»-

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь,

И весь он разлетится. (лето)

«Сентябрь»

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа. (осень)

  1.  « Терем – теремок»

«НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ». Сопоставьте название стихотворения С.Я. Маршака и иллюстрацию к нему.

Почтальон: Где находится иллюстрация к сказке «Детки в клетке»?

Ребёнок: В верхнем левом углу. (О других иллюстрациях дети отвечают также.)

Почтальон: Спасибо за кино! До свидания!

 Где же я ещё был? (смотрят все в карту)

Ребёнок: Тут обозначение – стадион.

Почтальон: Да, был. Пойдёмте туда.

Идут. Пришли. К ним подходит ребёнок в спортивной форме, держит письмо.

Почтальон: Здравствуй!Я не забывал тут свою посылку? Ты не видел?

 Ребёнок в спортивной форме: Нет, только вот это письмо лежало на лавочке. (открывает его,в нём задание. )

Ребёнок проводит физкультминутку   «Мяч».
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

(прыжки на двух ногах)
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!

(подскоки с ноги на ногу)
Я тебя ладонью хлопал, (хлопки)

Ты скакал и звонко топал (топают)
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад. (прыжки на двух ногах)
А потом ты покатился и назад не воротился. (бег вокруг ребёнка в спортивной форме)

Почтальон: Кто написал это стихотворение?

Дети: Самуил Яковлевич Маршак.

Почтальон: Спасибо! До свидания!

 Где ж я оставил посылку? Голова моя садовая…

Все смотрят в карту.

Ребёнок: Здесь нарисован дом.

Почтальон: А, я разносил ещё сегодня пенсии. Был у Анны Артёмовны. Скорей к ней!

Идут. Встречает их бабушка в платочке.

Все: Здравствуйте!

Почтальон: Анна Артёмовна, не оставлял я у вас посылку случайно?

Бабушка: Да что ты, милок, нет. Только вот письмо. (разворачивает.) Когда я была маленькая, как вы, мне мама читала произведения С.Я. Маршака. Я помню сказку «Мышкин дом».

Дети: Нет такой сказки. Есть сказка «Кошкин дом».

  1. Исправьте ошибки в названиях произведений (задаёт их бабушка)
  • “Мышкин дом” - “Кошкин дом”

  • “Детки в зоопарке” - “Детки в клетке”
  • “Семнадцать месяцев” - “Двенадцать месяцев”
  • “Урок грубости” - “Урок вежливости”
  • “Рассказ об известном герое” - “Рассказ о неизвестном герое”

Почтальон: Спасибо, Анна Артёмовна! До свидания! (все прощаются)

Ребята, что там ещё в карте? (смотрят)

Ребёнок: Нарисован зоопарк.

Почтальон: Да, тоже там был сегодня. Заносил газеты. Пойдёмте туда.

Идут. Подошли к зоопарку. Их встречает работник зоопарка.

Дети, почтальон: Здравствуйте!

Работник зоопарка: Здравствуйте!

Почтальон: Вы не видели посылку? Не оставлял у вас?

Работник зоопарка: Нет. Только вот это письмо (в котором схемы, по которым дети собирают животных из палочек Кюизенера: страус, собака, жираф, верблюд.) Звучит детская музыка.

Почтальон: Ребята, из какого произведения С.Я. Маршака эти животные?

Дети: «Детки в клетке».

Почтальон: Слово «страус»: Какой 1 звук? Какой последний? Сколько слогов в слове? (2) (проверить хлопками)  

Слово  «собака», «жираф», «верблюд»,

Почтальон: Спасибо! До свидания! Где же моя посылка?

 Все смотрят по карте.

Ребёнок: Последняя нарисована Почта.

Почтальон: Странно… (удивляется) Я там  утром сегодня  забрал бандероли, газеты, письма и пошёл разносить почту…

 Идут туда.  И видят: там лежит посылка.

Почтальон: Вот она моя посылка! Я оказывается, её здесь оставил. Ребята, посмотрим, что там. (Завёрнут  сборник С. Я. Маршака и его портрет.)

Книгу дарю вам, друзья! Будьте с ней дружны всегда!

Ученье – свет, а неученье – тьма, запомните, мои друзья! (дарит детям)

Это сборник произведений С.Я. Маршака.

Исполняется песня про книги (на мотив “Песенки мамонтёнка”)

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Припев:

Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)

Почтальон: Спасибо, ребята, вам за помощь. Дарю вам  такие календарики на память от меня.

Наше путешествие  на этом заканчивается. Всем спасибо! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для средней группы.

Викторина для совместного досуга с родителями. Можно использовать как закрепление знаний произведений С. Я. Маршака....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ С. Я. МАРШАКА""

АНАЛИЗ ПРОГРАММ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ....

Литературная викторина для дошкольников "Путешествие по произведениям С.Я Маршака"

Обобщить знания детей о писателе С.Я.Маршаке, его произведениях.                   Развивать умения отга...

Недельный проект" Книжкина неделя" по произведениям С. Я. Маршака.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...

Презентация детских рисунков к произведениям С.Я.Маршака.

Презентация детских рисунков к произведениям С. Я. Маршака....