Работа над выразительностью речи
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей и педагогов о необходимости работы над выразительностью речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_vyrazitelnostyu_rechi.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над выразительностью речи

Проблема воспитания и обучения на занятиях по развитию речи складывается из следующих основных требований:  воспитание интереса к предмету, воспитания выразительности, воображения и памяти, дыхания и голоса.

К.С.Станиславский подчёркивал, что даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи. В практике нередко приходится встречаться с таким явлением, когда голос у ребёнка хороший, а речь лишена пауз, интонаций, мелодики, малопонятна и мало воздействует на слушателя. Ещё чаще приходится сталкиваться с различными отклонениями нормы звучания голоса: слабый, форсированный, визгливый, крикливый, сиплый, глухой, монотонный, захлёбывающийся.

Причину надо искать прежде всего в неправильном пользовании речевым дыханием, в излишней перенапряжённости мышц голосового и речевого аппарата. Правильно развивать голос можно лишь тогда, когда будет достигнута мышечная свобода звуковых путей. Поэтому работу по воспитанию голоса следует начинать с правильной постановки дыхания. Она заключается в том, чтобы развить диафрагму, глотку и артикуляционный аппарат. Выработанный автоматизм голосообразования будет действовать чётко и безотказно.

Мы стремимся развивать нижнереберное-диафрагматическое дыхание, т.к. оно обеспечивает глубину, развивает такие качества, как высоту (посыл в голову, полётность звука), частоту ( умение незаметно добирать воздух), и близость (дикция). Именно всё это обеспечивает благозвучие слова.  

Воспитание дыхания возможно лишь в единстве со звучанием. В каждом упражнении тренируем дыхание, звучание и дикцию. «Поставить голос» - значит развить его, сохраняя и совершенствуя основное его назначение: быть выражением мыслей и чувств.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они остаются мёртвым грузом, не пригодным к применению. Об этом говорил ещё К.Д.Ушинский: «Учение, всё взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Учение должно увлекать, приносить радость, давать удовлетворение (Я.А.Коменский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и др.).На занятиях мы стремимся развивать пытливость и творчество ума, добиваемся активности, вовлечения в процесс самостоятельного поиска, творческого применения полученных знаний.

Варианты речевой гимнастики.

Цель: Работа над продолжительным выдохом и речевым дыханием, над дикцией, силой голоса, темпом, над интонацией, выразительностью.

Упражнение «Вьюга» 

«Наступила зима. Дед Мороз проспал в постели, встал, сосульками звеня: 

                        Где вы, вьюги и метели, что не будите меня? (властно, гневно)

 Завыли, засвистели метели:     Старая, седая с ледяной клюкой

                                        Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Дед Мороз колдует: Разыграйтесь, метели, гнитесь ниже, сосны, ели!

                            Всё, что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу! (сердито)

Воет вьюга: -з-з-з..» (с усилением звука).

Застонал лес от вьюги: -м-м-м-… Тяжело стонут дубы –м-м-м-…(громко, тяжело).

И берёзки стонут: -м-м-м-…(легко, высоко).

Но вот вьюга стала стихать –с-с-с… И затихла.

Работа над фразой: Ах ты, зимушка-зима, все дороги замела. 

  1. Обрадовались дети зиме, радостно говорят.
  2. А Серёжа простудился, сидит дома и грустно говорит.
  3. Но вот наступила ледяная стужа. Никто из дома не выходит. Люди сердятся, сердито говорят.

Хоровое заучивание загадки: Как по небу с севера плыла лебедь серая.

     Плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала

     На поля-озёрушки белый пух да пёрышки. (нежно)

Наступила весна. Но зима уходить не хочет, она злится, посылает вьюги и метели.

Воет вьюга: зз-зз-зз-.. Свистит вьюга: -сс-сс-сс.. Ветер гнёт деревья: - шш-шш-шш-.

Деревья стонут: мм-мм-мм-… Но вот вьюга стала стихать и затихла.  

Интонационное прочтение стихов:

        Плакала Снегурочка, зиму провожая,

        Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

        А где шла и плакала, трогая берёзки,

        Расцвели подснежники-снегурочкины слёзки. (грустно).

Проделывая то или иное упражнение, мы вырабатываем условные рефлексы, поэтому упражнения следует повторять часто, но не механически, а всё время варьируя их.         О значении интонации очень точно сказал Б.Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать слово «нет». В то время как написать это слово можно только один раз».

        На каждом занятии уделять по несколько минут развитию интонации, и дети научатся выражать восхищение, возмущение, жалобу, страх, раздумье, упрёк, гнев, презрение, похвалу, ужас, иронию, запрещение, успокоение, протест и т.д.

                           http://festival.1september.ru/articles/566616/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "

Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Работа над выразительностью речи-комплексная работа.

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства рече...

Работа над выразительностью речи-комплексная работа

Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной м...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Опыт работы "Развитие выразительной речи у дошкольников в театрально – игровой деятельности"

Представлен опыт работы по развитию выразительной речи дошкольников в театрально - игровой деятельности...

Косультация для родителей "Важность просодической стороны речи, практические приемы работы над выразительностью речи"

Рекомендации для родителей детей с ОНР 4-5 лет по теме "Просодическая сторона речи, приемы, способствующие развитию выразительности речи"...