"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Свидерская Алла Викторовна

Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx79.85 КБ

Предварительный просмотр:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=292539903-04-72&n=21

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД              КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №62     «ЯКОРЁК»

141897, Московская область, Дмитровский район, Горки-25. Тел. 8(496)229-27-35

ОКПО 11712293,ОГРН 1125007002152,ИНН 5007082876,КПП 500701001

____________________

_______

Открытое районное мероприятие

для логопедов и воспитателей логопедических групп

       

«Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда»

Подготовила и провела:

     учитель – логопед МАДОУ № 62 «Якорек»

Свидерская Алла Викторовна

п.Горки-25

14.12.2016г.

Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда

Цель: познакомить участников с применением биоэнергопластики в коррекционной работе для повышения эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

Задачи:

  1. Разработать специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение (содружественное взаимодействие руки и языка). Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
  2. Разработать комплексы артикуляционно-пальчиковой гимнастики на каждую лексическую тему с применением сказок, стихов.
  3. Спроектировать систему работы для занятий биоэнергопластикой в виде перспективного плана по лексическим темам.
  4. Подобрать музыкальное сопровождение для занятий биоэнергопластикой.
  5. Систематизировать стихотворные тексты для использования при выполнении артикуляционно-пальчиковых упражнений.
  6. Апробировать систему коррекционно-педагогической работы, выявить результативность.

Предварительная работа:

  • Изучение методической литературы по использованию метода биоэнергопластики;
  • Изучение инновационных технологий;
  • Знакомство с авторскими работами по данной теме;
  • Разработка картотек: «Картотека артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики»; «Картотека пальчиковой азбуки»; «Картотека прописей по обучению грамоте»; «Картотека по формированию эмоций»; «Картотека домашних заданий по лексическим темам»; «Картотека «Сказки о Веселом язычке»;
  • Разработка планов еженедельных заданий воспитателям с включением использования метода биоэнергопластики;
  • Разработка программы кружка «Говорящие пальчики» с применением метода биоэнергопластики.

ИКТ и ТСО: мультимедийная установка; компьютер; экран;

Форма проведения: лекция; презентация;

Оборудование: карточки артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики; карточки эмоций с применением биоэнергопластики; картотеки; перчатки; лягушонок Квакин Задавакин; перчатка язычок Шуша;

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в

движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием

труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем

ярче творческая стихия детского разума.»

В. А. Сухомлинский. «Не только разумом, но и сердцем...»

           Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была здесь роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить первичный язык, с помощью которого объяснялись люди. Жесты сочетались с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но еще долгое время она оставалась связанной с жестикуляторной. Эта связь дает себя знать и у нас.

Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу, и движения пальцев их рук совершенствовались из поколения в поколение. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, и что эту закономерность следует использовать в работе как при своевременном развитии речи у детей, так и в случае задержки развития моторной стороны речи.

Картинка 4 из 79

На рисунке канадского невролога Уайлдера Грейвса Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», наглядно представлена огромная площадь проекции кисти руки в коре головного мозга. На этом рисунке проекции всех частей тела в двигательной области показаны и графически, и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт. Ребенка просят показать пальцы (один пальчик, два или три) и показывают ему, как это нужно делать. Выявлено, что дети, которым удаются изолированные движения пальцев, как правило, хорошо говорят. У неговорящих детей обычно пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе. Или, напротив, пальцы вялые («ватные») и не дают изолированных движений.

Интересен еще один пример исследований в этой области.

Л.А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У группы шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей пассивно тренировали правую руку, у других - левую: специалисты массировали детям кисти руки и сгибали и разгибали их пальчики. Контрольную запись биотоков мозга проводили через месяц после начала тренировки и еще через месяц повторно. Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдая за детьми с патологией речевого развития, они отметили, что у таких детей недостаточная точность и ловкость в выполнении сложных движений руками, они плохо застегивают и расстегивают пуговицы, не могут завязывать шнурки и ленточки, слабо развиты графические умения. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи заметили, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом - оно требует многих и многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью.

Таким образом, мы видим, что на протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость развития речевой функции от совершенствования тонких движений пальцев рук. И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.

Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Сопоставляя эти данные, можно прийти к заключению, что в процессе подготовки ребенка к активной речи нужно тренировать не только артикуляторный аппарат, но и движения пальцев рук.

На рисунке показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим: с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

http://jsulib.ru/Lib/Articles/967/852/index.files/image076.jpg

В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению И.П. Павлова развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией значительно возросло, часто в массовых группах мы можем наблюдать детей с нечеткой речью, со смазанным звукопроизношением, стертой дизартрией.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии, имеются грубые нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношение и просодическая сторона речи (голос, темп, мелодико-интонационная окраска, дыхание). Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.

Подготовка детей к успешному обучению в школе, создание благоприятных условий для укрепления здоровья маленьких граждан, их интеллектуального развития требует от логопеда целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия», является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

При коррекции произношения звуков логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Еще Кант И. в своих трудах писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Актуальность выбранной темы обоснована тремя взаимосвязанными основными проблемами.

Во-первых, в настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема преодоления дизартрии — как одного из наиболее часто встречающихся нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте и представляющим собой значительную трудность для коррекции.

Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы на основании метода биоэнергопластики позволит наиболее эффективно скорректировать сложные нарушения звукопроизносительной стороны речи данной категории детей, а также обеспечить профилактику вторичных нарушений речевого развития.

В-третьих, разработка методики логопедической работы на основе метода биоэнергопластики представляет собой одно из актуальных направлений коррекционно-логопедической работы с детьми данной категории, поскольку ранее именно в этом аспекте данная проблема не изучалась.

Особенность работы с применением биоэнергопластики:

  • артикуляционные упражнения выполняются по стандартным методикам;
  • к артикуляционному упражнению присоединяется рука.
  • в упражнениях применяются игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

  • первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
  • стимулирует интеллектуальную деятельность;
  • развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
  • развивает артикуляционный аппарат;
  • формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера нарушений речи должен соблюдаться ряд общих требований. Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

- Постановка звука;

- Автоматизация звука;

- Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.

На втором этапе следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. В данном случае, такой опорой становится рука ребенка, повторяющая движения язычка. Пользуясь положением ладошки можно объяснить ребенку неправильность движений язычком при произнесении звука, что поможет более быстрой постановке отсутствующего или нарушенного звука.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

При проведении работы с применением биоэнергопластики следует придерживаться ряда требований:

  1. Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.
  2. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.
  3. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.
  4. Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы, героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.
  5. Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).
  6. Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.
  7. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  8. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.
  9. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть   доступен каждому

            ребенку по пониманию его и по произношению.

  1. Подбирая дополнительный речевой материал  к каждому этапу и каждой части комплекса,   следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Начинать следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Вот образец некоторых артикуляционных упражнений, выполняемых с помощью кисти руки.

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

“Качели” — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Футбол” — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” — сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” — согнутая ладонь опущена.

На третьем (подготовительном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На пятом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальчико-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжают давать четкий образец движения.

Некоторые авторы предлагают 7 этапов проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Этапы работы:

  1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
  2. Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.
  3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
  4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
  5. Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.
  6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
  7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Описание упражнений

Тренировка нижней челюсти.

Упражнение № 1. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик языка находится у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажены. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет три рот закрыт. Показ кистью руки; 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Тренировка губных мышц.

 Упражнение № 2. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, на обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед). упражнение повторяется 3-4 раза без перерыва. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, на «два» - пальцы врозь.

Упражнение № 3. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются 3-4 раза. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение № 4. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева на право. Кисть руки – все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

Упражнение № 5. нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. Ладонь вниз, двигаются только пальцы.

Тренировка мышц языка.

Упражнение № 6. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз. Кисть руки – движения ладонью вверх, вниз.

Упражнение № 7. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные собраны в кулак.

Упражнение № 8. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельно столу.

Упражнение № 9. Исходное положение6 рот приот5крыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

Упражнение № 10. Это упражнение для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик  - у нижних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Кисть руки – ладонью вниз параллельно столу. Когда опускается нижняя челюсть – пальцы собираются в бинокль.

 Примеры некоторых классических приемов артикуляционной гимнастики с подключением руки, имитирующей положение органов артикуляции:

«Хоботочек» - пальцы в щепотке,

«Горка» - кисть  руки принимает форму горки,

«Чашечка» - ладонь принимают форму чашечки.

При постановке звука «Л» важно имитировать движение языка к зубам (или же сразу к альвеолам) при помощи ладони ребенка и пальцев педагога, которые выполняют роль зубов. При постановке звука «Р» важно имитировать пальцами вибрацию переднего края чашечки и т.д.

На этапе автоматизации звука руки педагога и ребенка, имитирующие движения язычка при произнесении отсутствующего или нарушенного являются напоминанием о том, что должен выполнять язычок и как должна проходить воздушная струя при произнесении звука. Очень важен эмоциональный контакт ребенка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии  хорошо воспринимается материал, каждому занятию нужно стараться придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для этого при автоматизации звуков заучивать много стихов со смешным, понятным ребенку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также.

Так же сравнение положений руки и восприятие фонемы на звук поможет ребенку на стадии дифференциации звуков намного быстрее выявить различия артикуляции смешиваемых или нарушенных звуков и более четко контролировать ее.

Для удобства использования приемов артикуляционной гимнастики с подключением руки я создала картотеку «Артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики», в которую включила все применяемые в работе артикуляционные упражнения.  

Все предлагаемые комплексы упражнений можно проводить в рамках лексических тем, изучаемых в логопедической группе.  Сначала все упражнения осваиваются, как и положено, перед зеркалом. Когда этап «зеркала» заканчивается, а удержание статических поз ещё необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета. Упражнения вводятся постепенно. Логопед произносит текст, а ребенок делает упражнения.

Предлагаю также несколько игровых вариантов проведения биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение.

Кошка и горшок с молоком.

(к темам «Домашние животные», «Посуда»)

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

В кухне нашей под столом

Стоит крынка с молоком.

К крынке кошка подошла,

Сверху сливки попила

Глубже сунулась в горшок:

– Молочка напьюсь я впрок!

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой,

Налакалась молочка –

Не уйти ей из горшка!

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес!

«Блинчик».

«Чашечка» вне ротовой полости.

«Кошка сердится».

Лакание с верхней губы широким язычком.

«Чашечка» за верхними зубами.

«Цоканье».

«Маятник».

Широким языком слизывать с верхней губы и убирать язык за верхние зубы.

«Болтушка».

Выставляют перед собой выпрямленные ладони.

«Корзиночка».

Согнутые пальцы правой руки опираются на выпрямленную ладонь левой.

Манящие движения ладонями обеих рук.

«Корзиночка».

Качают головой.

Ладонь правой руки мягко обхватывает выпрямленные пальцы левой руки и прячется под ладонью.

«Бегут» пальчиками рук по столу.

Весна.

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь.

Встает пораньше солнце,

Чтоб нашу землю греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Раскрылся колокольчик

В тени, там где сосна,

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

«Барабанщик».

«Качели».

«Мостик».

«Блинчик».

«Чашечка».

Чередование положений широкий – узкий язык.

«Болтушка» на верхней губе.

Согнутые пальцы правой руки стучат в выпрямленную ладонь левой.

Пальцы обеих рук сгибаются и разгибаются в направлении от себя – к себе.

Правая рука изображает мостик на левой.

Дети протягивают выпрямленные ладони перед собой.

Складывают ладони ковшиком.

Пальцы рук раздвигаются и снова собираются вместе.

Изображают звенящий колокольчик.

Перчатка.

(к темам «Одежда», «Дикие животные»)

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Веселая мышка

Перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала.

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила (отшлепала) всех

И отправила спать.

«Поймай мышку».

«Чашечка».

«Вкусное варенье».

«Блинчик».

«Месим тесто».

Облизывают губы круговым движением языка.

Выполняют упражнение «Мостик», затем плавно закрывают рот, обнажая зубы в улыбке.

Сжимают правой рукой выпрямленные пальцы левой.

Складывают ладони ковшиком.

Делают манящие движения кистями рук.

Протягивают левую ладонь, затем пощипывают её пальцами правой руки.

Поглаживают моющими движениями правой рукой кисть левой.

Пальцами правой руки делают на столе горку, затем накрывают её левой рукой.

Как слон на прогулку собирался

(к темам «Одежда», «Животные жарких стран»).

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Тучи солнце вдруг закрыли,

Дождик хлынул проливной,

Капли звонкие забили

По широкой мостовой.

На прогулку слон

собрался,

Шляпу он и плащ надел,

И в прихожей обувался –

Над калошами пыхтел.

И два раза шарф пушистый

Вокруг шеи обмотал,

Зонт взял с ручкой

серебристой.

Ну, а дождик ….перестал.

Надуть толстые щеки.

«Барабанщик».

«Блинчик», затем «Мостик».

«Хоботок».

Широким языком облизываем верхнюю губу.

«Считаем» язычком нижние и верхние зубки.

Облизываем губы по кругу.

«Грибок».

«Улыбка».

Напряженные пальцы рук образуют шар.

Пальцы правой руки ритмично стучат в ладонь левой.

Дети показывают выпрямленные ладошки, затем согнутая ладонь правой руки упирается в левую ладошку.

Пальцы правой руки вытягиваются в щепоть.

Манящие движения рук.

Пальцы правой руки сжимают кончики пальцев левой руки, затем руки меняются.

Рисуют пальцем правой руки круг.

Согнутая ладонь правой руки устанавливается на вертикально поставленную ладонь левой.

Пальцы рук раскрываются веером.

Ветер

(к темам «Вода», «Животный мир морей и океанов»).

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Ветер дует, задувает,

Пальму в сторону качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает,

И за рыбками ныряет.

Под водой на глубине

Крокодил живет на дне.

Дуют на «блинчик».

«Маятник» (кончик языка дотрагивается попеременно до левого и до правого уголка губ).

Широкая «чашечка».

«Чашечку» выдвигаем и убираем вглубь рта.

«Вкусное варенье» (широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу).

«Качели» (кончик языка попеременно поднимается за верхние и за нижние зубы).

«Мостик» (выгнутый горкой язык упирается в нижние зубы».

«Заборчик» (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы).

Кисть правой руки наклоняется вправо –влево.

Обе руки с широко расставленными пальцами выставляются вперед, образуя круг. Кисти рук двигаются вперед – назад.

Манящие движения рук.

Кисти рук наклоняются вверх – вниз.

Согнутая «горкой» ладонь правой руки упирается в ладонь левой.

Напряженные согнутые пальцы рук изображают звериные когти.

Домик и гномик.

(к темам «Мебель», «Посуда», «Дом»).

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Под грибом шалашик – домик,

Там живет веселый

гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет

гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем дубовый стол.

Рядом стул с высокой спинкой.

На столе — тарелка

с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

«Грибочек».

«Улыбка».

«Барабанщик».

«Болтушка» на верхней

губе.

Широко открывают рот.

Слизываем воображаемое варенье с верхней губы широким языком.

«Блинчик».

«Мостик».

«Качели».

«Орешек»

(Усложненный вариант: чередование положений: «лопатка» – «иголочка».)

«Блинчик».

Облизать губы по кругу и широко улыбнуться.

Левая рука с выпрямленными пальцами стоит вертикально, правая лежит на ней лодочкой. Соединяем ладони шалашиком.

Стучим пальцами одной руки в ладонь другой.

Пальцы обеих рук совершают колебательные движения вперед – назад.

Ладони сложены вместе, затем раскрываются, как клюв.

Манящие движения кистей рук к себе.

Выставляют перед собой выпрямленную ладонь левой руки, сверху кладут сжатую в кулак правую.

Выпрямленные пальцы правой руки устанавливаются вертикально – «сиденье и спинка стула».

Выпрямленный указательный палец правой руки поднят вверх и движется влево-вправо.

(Усложненный вариант: чередование положений: раскрытые ладони – сложенные вместе.)

Выписываем руками широкий круг и выставляем раскрытые ладони.

Эти упражнения включены в еженедельные задания логопеда воспитателям по всем изучаемым лексическим темам, что способствует более быстрому достижению положительных результатов в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики. Так же мы собрали большую картотеку «Сказок о веселом Язычке», которую проводим с использованием метода биоэнергопластики, подбирая сказку к определенной лексической теме.

Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики выдаются родителям в качестве домашних заданий, что тоже способствует достижению положительных результатов в преодолении речевых нарушений.

Для более успешного обучения грамоте мы так же применяем метод биоэнергопластики – к образу изучаемого звука добавляем пальчиковое изображение этого звука. Я создала картотеку «Пальчиковая азбука», которая используется воспитателями при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий. Для родителей мной были разработаны прописи на каждую изучаемую букву, в которые включены элементы пальчиковой азбуки.

Поскольку мимические мышцы так же относятся к артикуляторному аппарату, я в своей работе активно использую мимические упражнения для развития подвижности лицевой мускулатуры для выработки четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, усталость, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.). Для удобства использования мимических упражнений я создала картотеку «Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции».

Работа по закреплению навыков применения метода биоэнергопластики продолжается в кружке «Говорящие пальчики». Была разработана программа кружка, в которую вошли игры и упражнения с пальчиками, стихотворения и сказки с использованием метода биоэнергопластики. Создана картотека «Говорящие пальчики», которая постоянно пополняется новыми интересными играми и упражнениями. Картотека пополняется и авторскими разработками.

У нас пальцев ровно пять,

Надо их названья знать:

Этот – указательный,

Ловкий и старательный.

Может друга подозвать,

Может даже наказать,

Может по лбу дать щелчок

И пуститься наутек.

Этот – средний – серединка,

Он меж пальцев половинка,

На других он не похож,

Выше всех, и тем хорош!

Рядом примостился

Пальчик без названья,

Не имеет имени –

Вот и безымянный.

Вот мизинчик озорной,

Шустрый и удаленький,

Он играет день-деньской,

Потому что маленький.

Всех собрал домой в кулак

Большой палец –

Он – вожак.

Спит зайчишка под кустом,

Снится зайчику свой дом.

В доме – стол,

Кровать, три стула,

Чашки, ложки и посуда.

Крыша, два окна и дверь,

Никакой не страшен зверь.

Встал зайчишка, потянулся,

С боку на бок повернулся,

Хочет есть, в желудке пусто,

Побежал искать капусту.

Вот зима-проказница

К нам на санках катится.

Сани весело летят,

Колокольчики звенят.

А на лыжах мчится вьюга

И метель, ее подруга.

Укрывая все кругом

Первым беленьким снежком.

На коньках же мчится стужа,

Подмораживая лужи.

И несется с ветерком,

Реки сковывая льдом.

Систематическая работа с применением нетрадиционных технологий, таких как биоэнергопластика:

- способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;

- позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики;

- облегчает постановку, автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в речь;

- способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

- помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность – метод биоэнергопластики могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – финансовые затраты небольшие.
  • Вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе нашего детского сада.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.
  • обеспечение успешности ребенка;
  • кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей – логопедов, воспитателей, специалистов, родителей.
  • благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА— новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

В заключении хочу сказать:

                «Движенья рук – как взмах крыла,

                  Без них полёт не состоится…

                  Желаю счастья и добра!

                  И лучшее ещё случится!»

Литература:

  1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл.8с.
  2. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  4. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  5. Верясова Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Екатеринбург, 1999 235 c. РГБ ОД, 61:00-13/557-9
  6. Выгодская И. Г. и др. устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. Для логопеда/ И. Г. Выгодская – М.: Просвещение, 1984. 13-63 с.
  7. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике / Н. В. Довгаль // Логопед. – 2009. - № 3. – С.34-37.
  8. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
  10. Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи/ О. А. Степанова. М: ТЦ Сфера, 2003. – 140-173с.
  11. Крупенчук О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О. И Крупенчук, Т. А. Воробьева Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом Литера», 2009. – 96с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  12. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко . – 2-е издание дополненное. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2011 – 16 с.
  13. Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции произношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011 – 216 с.
  14. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений/ О. И. Лазаренко.-М: Айрис-пресс, 2011.-32. – (Популярная логопедия).
  15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. В. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 1998. – 680с.
  16. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
  17. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
  18. Оценка психофизических и биоэнергетических характеристик человека методом ГРВ в процессе занятия психотелесными практиками Курис И. В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podguzniki.info/podg/content/otsenka-psikhofizicheskikh-i-bioenergeticheskikh-kharakteristikcheloveka-metodom-grv-v-prot. 
  19. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева - Ростов – на- Дону: «Феникс», 2003. – 448с
  20. Репина З. А Уроки логопедии./ Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.
  21. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2. – с. 66 – 74.
  22. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  23. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  24. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 48
  25. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркин.- М.: Пр-е, 1989
  26. Цвынтарный В. В. Играем и развиваем речь. / В.В. Цвынтарный. - Спб.: Лань, 1996. – 32 с.
  27. Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6. – С.64-66.
  28. Яблинская Т. А. Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка / Т. А. Яблинская, Силантьева Е. М. //Ребенок в детском саду. - 2008. - № 2. – С.42-46.
  29. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда

В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара.  Представлены  этапы и последовательность коррекционной р...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе

Успешное применение метода энергопластики....

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

"Применение биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук.Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное...

Мультимедийная презентация "Применение биоэнергопластики в коррекционной работе учителя - логопеда"

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.Биоэнергия – это та энергия, к...