ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
учебно-методический материал по логопедии на тему

Морозова Жанна Вячеславовна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Цель: познакомить с вариантами взаимодействия специалистов при коррекции речи детей логопедической группы.

Одним из основных способов оптимизации обучения Ю.К.Бабанский назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, а, во-вторых,, на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний. Таким образом, в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно- воспитательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдении целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения. Это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников.

А именно взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_pedagogami_dou.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

В УСЛОВИЯХ
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Цель: познакомить с вариантами взаимодействия специалистов при коррекции речи детей логопедической группы.


Одним из основных способов оптимизации обучения Ю.К.Бабанский назвал комплексное планирование и конкретизацию задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Смысл комплексного подхода он видел прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, а, во-вторых,, на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний. Таким образом, в основе комплексного подхода лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательно- воспитательного процесса. Проявляется комплексный подход прежде всего в соблюдении целостного, системного характера целей, подцелей, задач и отдельных операций воспитания и обучения. Это требование значительно возрастает в том случае, когда речь идет о воспитательно-образовательном процессе, осложненном теми или иными специфическими особенностями его непосредственных участников.

В нашем случае это дети, имеющие разные уровни общего недоразвития речи.
Целостность процесса развития ребенка и взаимосвязь всех звеньев педагогического процесса можно увидеть из приводимой ниже таблицы.

Структура блоков педагогического процесса

Блоки педагогического
п/п процесса

Сфера образовательной деятельности

Специально организованное обучение на занятиях

Специально организованное обучение на занятиях

Музыкальная деятельность
Физическое развитие
Конструктивная деятельность
Развитие элементарных математических представлений
Изобразительная деятельность.
Развитие психических процессов
Развитие экологической культуры

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Развитие естественнонаучных представлений
Формирование представлений о развитии человека в истории и культуре
Театрализованная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей

Игровая деятельность

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Общение в семье, выполнение
рекомендаций педагогов ДОО



Указанные сферы образовательно-воспитательной деятельности охватывают все стороны взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ, родителей с ребенком, что способствует обеспечению единства действий в целях, содержании и средствах воспитания и обучения. Содержание и структура педагогической поддержки,
реабилитации во многом зависят от диагноза, структуры дефекта, этиологии, компенсаторных возможностей ребенка с нарушениями речи, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развитии: фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно- речевой среде.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя.


Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Так, например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают у детей мелкую моторику кистей рук и артикуляционного аппарата. Эта работа может проводиться в виде «Сказок о Веселом Язычке», пальчиковой гимнастики, народных игр, театра теней. Для нормализации мимики лица используется мимическая гимнастика, «экраны настроения», на которых дети с помощью
пиктограмм отражают свое настроение, что пробуждает доброе, заботливое и внимательное отношение к окружающим людям.


Связи логопедии с математикой можно осуществлять не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Так, например, в процессе ознакомления с математикой можно отрабатывать лексические и грамматические категории (согласование в роде,числе, падеже), величинные понятия (высокий - низкий, длинный - короткий, толстый - тонкий, узкий - широкий и др.),которые, как показывает практика, очень часто довольно слабо дифференцируются детьми и обозначаются зачастую однозначно (большой - маленький). Слабым звеном являются и временные понятия (быстро - медленно, дети смешивают и такие понятия как сегодня - вчера - завтра, дни недели, месяцы, времена года). Нарушена и ориентировка в пространстве (выше- ниже, перед - за, под - над, справа - слева, между, из-за, из-под и др.), что затрудняет освоение предложно-падежных конструкций.

Счет, счетные операции, решение задач помогают детям овладеть согласованием числительных с существительными вроде (один кот, одна рыба, одно полотенце и т. д.), числе (один стул, три стула, пять стульев; одно окно, два окна, пять окон; одна булочка, две булочки, пять булочек).Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей, повышают профессиональную компетентность, комплексно решают профилактические задачи.


Совместная работа логопеда и психолога
В комплексной деятельности педагогов ДОО участие педагога-психолога крайне необходимо. Его работа включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Несформированность на предшествующем этапе, как необходимых психологических новообразований, так и требуемых умений и навыков может привести к школьной дезадаптации, которая проявляется у детей в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявленных требований, низкой школьной успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическая причина этого - низкий уровень функциональной готовности, поэтому деятельность педагога-психолога направлена на профилактику, а в ряде случаев на преодоление уже возникших нежелательных психологических образований. Приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка. В условиях логопедической группы необходимо сочетать психокоррекционную работу с коррекционно-педагогической.

 Возможно, использовать следующие приемы психологической коррекции:
 ‒приёмы игровой психокоррекции;

‒приёмы библиотерапии с использованием произведений
отечественных и зарубежных авторов;

‒приёмы арттерапии и музыкотерапии;

‒приёмы гештальттерапии и телесно-ориентированной
психотерапии.

Синтез приёмов даёт возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы.

Психокоррекционные игры проводятся психологом, воспитателями, а иногда совместно.

Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, заторможенных детей назначают водящими. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.


Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции личностных нарушений у детей используют разные книжные жанры и стили (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) с учётом:


‒степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;

‒сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
‒лексической темы.


Приёмы арттерапии и музыкотерапии.

Сущность арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами в эмоционально- личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи часто используется специальное музыкальное сопровождение. Приёмы гештальттерапии и телесно-ориентированной психотерапии - упражнения, способствующие осознанию собственного тела. В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:

• отработка коммуникативных навыков, развитие навыков
сотрудничества, взаимной эмпатии;

• освобождение от мышечных зажимов;

• развитие внимания, чувственного восприятия.


Большую роль играет
работа над пластикой тела. Основные цели упражнений, направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:

• увеличение диапазона эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;

• совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на синтезе известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Для реализации одного из направлений деятельности по коррекции высших психических функций у детей с ОНР педагог-психолог опирается на содержание логопедических занятий, осуществляя преемственность в коррекционно- воспитательной работе всех педагогов ДОО, что можно продемонстрировать на примере одного из занятий.

Так, в первую неделю ноября педагог-психолог, как и все остальные педагоги ДОО, опирается на лексическую тему «Игрушки», предложенную учителем-логопедом. Подбирается методический материал игр и упражнений, направленных на развитие:

‒зрительного восприятия (дидактическая игра «Угадай, что спрятано?»);

‒зрительного внимания (дидактическая игра «Счастливые Хрюши»);

‒слуховой кратковременной памяти (упражнение «Посмотри и запомни»);

‒мыслительных операций: обобщение (дидактическая игра «Убери лишнюю»);

‒воображения (упражнение «Дорисуй игрушку»).


На этом же занятии решаются и речевые задачи согласно коррекционной программе: пополнение предметного словаря и словаря признаков, отработка согласования прилагательных с существительными, развитие импрессивной речи – понимание сложных логико-грамматических конструкций.


Учитывая одно из направлений в работе педагога- психолога – выработку рекомендаций для педагогов ДОО и родителей, в планировании педагогом-психологом должны быть учтены особенности развития психических процессов дошкольников с ОНР. Продолжая работу на материале лексической темы «Игрушки», инструктору по физическому воспитанию рекомендуется с целью развития координации движений у детей использовать такие упражнения, как «Покажи, как работает заводная машина, кукла, робот и др.».

С целью развития умения передавать эмоциональный образ, музыкальным руководителям рекомендуются упражнения, изображающие «веселую юлу», «сломанную машину». Воспитателям предлагаются различные дидактические игры, направленные на формирование у детей восприятия цвета, формы, качества игрушек.
Родителям рекомендуется обращать внимание на познавательный, обучающий, развивающий характер игрушек.

Таким образом, взаимодействие психолога со всеми педагогами, работающими с детьми с ОНР, и его участие в коррекционно-воспитательном процессе позволяют реализовать комплексный подход, направленный на формирование речевой, познавательной деятельности и тем самым обеспечить необходимую готовность детей к обучению в школе.


В итоге появляется возможность обеспечить преемственность в учебно-тематическом планировании специально организованной деятельности детей на занятиях.


Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя
Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда:
‒развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
‒развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;
‒формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

‒обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

‒обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным учителем-логопедом лексическим темам;

‒развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации засыпания, пробуждения; способствует созданию музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, значительно повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.

На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса).
На музыкальных занятиях обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов с учётом вида речевой патологии. В процессе работы можно использовать:
‒музыкальные произведения различных жанров;

‒логоритмические упражнения;

‒упражнения на развитие координации между движением и словом;
‒игры и упражнения на развитие дыхания;

‒игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность)

‒упражнения на развитие мимических движений

  В начале работы музыкальный руководитель развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух, музыкальную память, речевое дыхание, чувство ритма), в то же время, продолжая работу учителя-логопеда, формирует речевой слух и фонематическое восприятие. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения А.А. Шаминой, распевание по системе Д.Е.Огороднова. Преимущество этих упражнений в том, что они построены в виде игры, с использованием опорных схем, которые способствуют координации слуха, голоса, дыхания, артикуляции. Поскольку чувство метроритма связано с мышечными ощущениями, огромную роль приобретает работа по организации движений детей, для чего пение сопровождается дирижированием. Другое направление связано с развитием интонационной выразительности как одного из основных компонентов звуковой культуры речи. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи, логическое ударение. В этот период обучения используются песни- упражнения, которые способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата. Усваивая эти упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные мелодические движения, интонационные обороты.

Для развития у детей чувства ритма и темпа также используются упражнения Д.Е. Огороднова. Большую помощь в развитии у детей чувства ритма и темпа оказывают танцы разного характера, хороводы, музыкальные игры, игры со словом. Народные тексты, лежащие в основе музыкальных игр, удобны для интонирования.
Один из видов работы по формированию интонационной выразительности и развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи - сюжетно-ролевая игра «Музыкальная сказка», которая позволяет детям перевоплощаться в различные образы, персонажи, передавать их интонационно. Например, в сказке «Музыкальное путешествие в лес» детям предлагается озвучить различные роли: кукушки (интонация малой терции), воробья (озвучивается большая или малая секунда), медведя, волка (озвучиваются низкие регистры). Эта игра вызывает интерес и способствует развитию инициативы, самостоятельности, мышления, фантазии, артистических качеств.

Важным моментом в логопедической работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации. На музыкальных занятиях используются различные попевки, прибаутки, скороговорки, пропевание на слогах.
Музыкально-ритмические занятия не только формируют движения под музыку, развивают музыкальный слух и певческие навыки, но и содействуют коррекции внимания детей, совершенствуют двигательные реакции детей на различные музыкальные сигналы. У детей с недоразвитием речи формируются умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключаться с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, ее характер, ритм и т.д. Таким образом, музыкальные занятия подчинены целям коррекции речевого нарушения и личности ребенка.


Взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.


Инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы. Основное внимание при организации физкультурных занятий направлено на развитие силы и выносливости, которые станут основой качественного физического развития и реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений,
характерных для детей с ОНР. Существенные изменения  вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя.

При отработке учителем-логопедом лексической темы «Продукты питания» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Съедобное и несъедобное», в которой дети закрепляют навыки ловли броска мяча, а также навык образования прилагательных (яблоко - яблочный, хлеб - хлебный). Изучая лексическую тему «Фрукты», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кто скорее соберет», в которой дети упражняются в развитии динамического равновесия (ходьба по канату, доске) и закрепляют усвоение притяжательных местоимений (мой персик, моя груша, мое яблоко).

Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это
может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.
Специфика работы с детьми, имеющими ОНР, заключается не только в особом подборе основных средств воспитания, но и в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Некоторые дети не могут быстро уяснить структуру движения даже при помощи показа, рассказа, демонстрации, или же им не хватает времени для овладения этим движением. Именно такие дети и нуждаются в индивидуальных занятиях, которые проводятся как отдельно с каждым ребенком, так и с небольшими подгруппами (3-5 человек), где дети не только усваивают действия, которые были трудны для них на занятиях, но и обучаются дополнительно более сложным.

Такой подход к организации занятий по физической культуре с детьми, имеющими ОНР, расширяет и корректирует двигательный опыт, который оказывает существенное влияние и на полноценное речевое развитие.


Взаимодействие логопеда и медицинского работника
Медицинский аспект в работе с детьми логопедической группы немаловажен. Он может включать в себя сочетание традиционных и нетрадиционных технологий:

‒ЛФК (развитие дыхания, профилактика плоскостопия);

‒физиотерапия (электрофорез);

‒массаж (общеукрепляющий, расслабляющий);

‒фитотерапия (настои трав);

‒аромотерапия;

‒спелео (соляная комната);

‒кислородный коктейль;

‒витаминизация;

‒закаливание.

При наличии в штате ДОО медицинских работников воспитанникам с нарушениями речи оказывается специализированная медицинская помощь.

1.Врач-невропатолог:
• обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение;

• следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку;

• консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

2.Медицинская сестра:

• для каждой возрастной группы детей составляет комплексный план оздоровительных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей;
• для детей, функционально не готовых к обучению в школе, следует составить индивидуальный план медико- коррекционных мероприятий, включающих лечебно- оздоровительные процедуры, занятия с логопедом, развитие общей и мелкой моторики. За его выполнение отвечает медсестра;
• отслеживает соответствие физических нагрузок ребёнка его группы здоровья;
• отслеживает выполнение режимных моментов: время прогулки должно соответствовать установленным нормам (+15 минут, если параллельно идут индивидуальные занятия), сон, проветривание помещений, температурный режим и т.д.

Опыт работы подтверждает, что тесное взаимодействие врачей, педагогов и родителей дают хороший эффект, стойкую результативность.

















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Модель взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ"

http://www.slideboom.com/presentations/345684/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D...

Взаимодействие педагогов при коррекции речи в условиях ДОУ

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе для детей с ТНР....

Презентация "Взаимодействие специалистов при коррекции речи в условиях дошкольного учреждения"

В представленном материале показана модель взаимодействия педагогов разных специализаций при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи....

Изучение высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушеняими речи в условиях дошкольного учреждения

В статье описаны методы диагностики высших психическихфункций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи вусловиях дошкольного учреждения с позиции психолого-педагогического инейропсихол...

Развитие лексики детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения

Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние...

Статья:" Социализация детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения"

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких де...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.Л.И. Белякова, О.Н. Усан...