" Игры со звуками и буквами"
материал по логопедии по теме

Лебедева Ольга Александровна

Материал подготовлен для ознакомления родителей воспитанников с играми, способстующими развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_so_zvukami_i_bukvami.docx645.83 КБ

Предварительный просмотр:

       Особая задача родителей - постоянно обращать внимание на речевое развитие ребёнка, начиная с раннего возраста.  Речь связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

       Главная ошибка многих родителей - сравнивать успехи своего ребёнка с успехами чужих детей. Развитие речи - сложный психологический процесс, который связан с индивидуальными особенностями, с физическим и умственным развитием ребёнка и многими другими факторами. 

      Создание потребности подражать слову взрослого - ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми.

      Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи,  как в норме так и в случае речевых нарушений.   Неправильно «перескакивать» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми  с разучивания правильно произносимых слов или с постановки звуков.        

          Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесённых им звуков, слов и фраз.

         Активизация подражательной речевой деятельности ребёнка подразумевает определённые требования к речи взрослого, вот некоторые из них:

  • Речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
  • Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения губ взрослого.        

 Требования к речи ребёнка: ответы ребёнка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком много  требовать от малыша и его речи.                    Главное – добиться того, чтобы ребёнок начал говорить. Не следует требовать от ребёнка точного звукопроизношения.  Наиболее важным является  развитие коммуникативной функции речи.

         Чтобы повторение речи было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка.

      Главное в жизни ребёнка дошкольника-это игра.  Именно через игру он познаёт мир, пополняет свой словарный запас и приобретает жизненный опыт.  Занятия в игровой форме не только интересны ребёнку, но и лучше передают материал. Через игру дети развиваются, получают новые знания.

          

           Давайте познакомимся  с некоторыми  играми , которые  можно использовать, изучая с ребёнком  звуки и буквы.

!!!!!!

БУКВЫ мы ВИДИМ и ПИШЕМ

ЗКУКИ мы СЛЫШИМ и ПРОИЗНОСИМ

!!!!!!

Надо помнить,

что изучая буквы ребенок должен называть звук

(Например, букву «Б»  не называем «БЭ», а произносим кратко «Б».  

Буква «С» произносится не «ЭС», а «С» и т.д.)

!!!!!!


       Ребёнок учится правильной артикуляции гласных звуков.

      Выбираем карточку с  изображением  и перед зеркалом взрослый  произносит звук, обращая внимание ребёнка на положение  своего рта и губ. Стимулируем ребёнка  сделать также.         Если у ребёнка нет речи, то  можно помочь  ребёнку  принять нужное положение губ , при этом сам взрослый произносит   нужный звук.

Безимени-1.jpg

       Позволяет не только развивать слуховое внимание, силу голоса, длительность выдоха, но и зрительно моторную координацию.

       Детям  с отсутствием или нарушением речи лучше помогает воспринимать и воспроизводить звуки графический образ звука

( написанная буква)

☺ Где можно нарисовать буквы?

В альбоме, на мольберте, на подносе с речным песком или манной крупой…

Показываем ребёнку, как нужно проводить пальчиком по «дорожке» и произносим нужный звук. Если мы нарисуем «улиточку» большую, то звук будем произносить громко, а если  маленькую, то тихо. Хорошо, когда у ребёнка получается пропеть звук долго и провести пальчиком по всей длине дорожки. Если сначала не получается, то после многократных повторений длительность выдоха будет увеличиваться, а  «песенка» звучать дольше.

           Во время игры стимулируем ребёнка повторить за нами нужный звук .

          Чтобы у ребёнка было зрительное подкрепление мы можем подобрать соответствующие картинки или даже нарисовать схематично предметы, которые можно  тем или иным отдельным звуком. Если у ребёнка в речи уже есть звуки и даже  слова или предложения, то эта игра будет способствовать правильной артикуляции и закреплению правильного произнесения отдельных звуков.

         Для развития фонематического слуха.

Произносим звук и  просим ребёнка найти соответствующую букву. Ребёнок может дать нужную букву или спрятать ее фишкой или камешком. Если ребёнок самостоятельно не может справиться с заданием , то выполняем нужные действия рукой ребёнка.

Для закрепления зрительного образа буквы.

Показываем ребёнку букву ( на картинке , на экране компьютера, из магнитной азбуки,…) Просим ребёнка найти такую же.

При этом буквы ,которые предлагаются ребенку могут быть из разных материалов, разного размера. Для детей, которые уже знают буквы, чтобы усложнить задачу, можно предложить найти нужную букву в « Волшебном мешочке», не глядя, а только на ощупь.

  • Для закрепления зрительного образа буквы. Предлагаем ребёнку собрать букву, которая «сломалась».

Если ребёнок затрудняется выполнить задание самостоятельно, то можно предложить « собрать букву» методом наложения на нарисованный контур.

  • Можно собирать самостоятельно или также выкладывать на контур буквы из конструктора («Липучки»), что также хорошо для развития зрительно-моторной координации и развитии мелкой моторики рук;
  •  Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из счётных палочек, пуговиц и т.п.

собери букву.jpg

     Все дети любят играть с песком и водой.

  • Можно просто спрятать буквы в песок и попросить ребёнка их найти;
  • Как усложнение, можно сначала сложить на песке  слово, потом спрятать буквы, чтобы ребёнок их нашёл и самостоятельно собрал  слово, которое было написано;
  • Можно искать буквы в воде ( Например, только буквы «А»,.. достать только буквы среди букв и цифр,..ловить удочкой с магнитом)  

Дети, которые знают буквы, могут собирать слово из отдельных букв по образцу или самостоятельно.

  • Также в готовых печатных листах-раскрасках  находить нужные буквы и раскрашивать их, чтобы получилось  заданное слово.

NIKHxXXGty4.jpg

1415539846_bezimeni-1.jpg

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей.Игры со звуками и буквами.

Консультация для родителей«Игры со звуками и буквами». Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки...

Буклет для родителей "Игры со звуками и буквами"

Рекомендации учителя-логопедаТрясковой Т. С. для родителей2013 г....

Игровой практикум для детей и родителей "Игры со звуками и буквами"

Данное мероприятие поможет родителям  понять необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками и буквами для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе, поможет о...

Консультация для родителей: "Игры со звуками и буквами"

Игры и упражнения, способствующие развитию  у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа....

Тренинг для родителей «Игры со звуками и буквами»

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – де...

Игровой игротренинг для родителей "Игры со звуками и буквами"

Цель: гармонизация детско-родительских отношений, привлечь внимание родителей к подготовки ребенка к школе....