Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мансурова Елена Александровна

Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений  по преодолению нарушений  звукослоговой  структуры у детей  с общим недоразвитием речи

Развитие слухомоторной координации, восприятия и воспроизведения ритмических структур

    Целью всех  игр и упражнений  данного раздела является развитие слухомоторной координации, восприятия и воспроизведения ритмических структур.  Эти же  упражнения  способствуют развитию слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).  Затем предлагаются ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения.

    На самых первых занятиях  можно предложить послушать звуки за окном: что шумит? (деревья). Что гудит? (машина).  Кто кричит? (мальчик).  Кто разговаривает? (люди).  Кто смеется? (женщина) и т.д, обратив внимание детей на многообразие звуков в окружении.  Затем предлагаем внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, из кухни, зала и т.д.

Игры и упражнения:

1.Логопед вызывает водящего и, когда тот отворачивается или плотно  закрывает глаза, прячет  игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.). Водящему надо её найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок близко подходит к тому месту, где спрятана игрушка, - барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

В игре можно варьировать звуки,  ударяя в  бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д.

 2.Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3.Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает  внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрывает их ширмой и просит отгадать, какой из  них сейчас звенит или гремит.

   Примечание:  эту игру так же можно варьировать - увеличивать количество предметов, менять предметы и игрушки, постепенно усложняя для детей задачу определения неречевых звуков. Целесообразно для детей первой подгруппы.

      Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

      Материалом  для  упражнений служат различные ритмические структуры:   / ///;   ///  (//  ;    //  (// //;  /// ( ///; //// (// // ;  (  // /  ( /  ( и т.д., где   / - громкий, а  ( - тихий удар.  Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

4.Прослушать изолированные удары (://,///,////,// //,// // // //,/// и т.д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

5.Прослушать серии простых ударов ( // // // ; /// //; //// /// и т.д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

6. Постепенно  усложняем: / ///;   ///  (//  ;    //  (// //;  /// ( ///; //// (// // ;  (  // /  ( /  ( и т.д., где   / - громкий, а  ( - тихий удар.

       При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор. 7.Отхлопывание (отстукивание),  ритмического рисунка (вместе с логопедом,   самостоятельно).

Развитие слухоречевой памяти, внимания

Задание №1

Название: «Лишнее слово »

Цель – развитие слухоречевого внимания, памяти, мышления.

Задание:  логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных.

Речевой материал:

канава,  канава,  какао,  канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

Задание №2

 Название: «Лишнее слово» (второй вариант)

 Цель – развитие слухоречевого внимания, памяти, мышления.

  Задание:        Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные.

Речевой материал:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак, бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

      Можно использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей, упражняться в подборе рифм к заданным словам.

Задание №3

Название: «Звуковые часы »

 Цель – развитие слухоречевого внимания, памяти, мышления.

  Задание:     используется пособие «Звуковые часы»: демонстрационные большие – для логопеда, меньшего размера - для каждого ребенка. На циферблате –7  изображений предметов, названия  некоторых сходны по звучанию. Так два названия типа мак  – рак, два названия – двусложные слова   (рана – роза), или с ударением на втором слоге (банан – диван), два трехсложные (машина – лопата), одно обозначается длинным сложным  словом (например, сахарница). Логопед предлагает послушать и произнести названия изображений, вычислив: два слова, сходных по звучанию, (указав их стрелками); два несходных по звучанию; обнаружить «лишнее» или придумать к заданному логопедом слову похожее (например, сахарница-хлебница, медвежонок-слоненок).

Развитие звукослоговой структуры слов различной сложности

Задание №1

 Название:   «Какой слог ударный?»

 Цель: развитие умения определять и выделять ударный слог.

 Задание:     Логопед предлагает послушать слово и определить ударный слог. Слова произносятся отчетливо, ударный слог - утрированно.

Примечание: предварительно дети знакомятся с понятием «ударный».

 Речевой материал:

  Вода,  котята, играть, дома, курица, корова, октябрь, снежинка.

 Дом, козы, кошка, лиса, собака, март, декабрь.

Двусложные слова из открытых слогов

Задание №2

Цель:  учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами,   развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки.

Задание:     логопед раскладывает перед ребёнком 4 - 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним.

Речевой материал:

I подгруппа:

Кошка лакает молоко.

К нам пришла зима.

Вова взял  сани.

Художник рисует картину.

Дедушка читает газету.

 Мама моет  Ваню.

Папа ловит рыбу.

У лисы хвост.

Мама моет  Ваню.

Папа ловит рыбу.

У лисы хвост.

 Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы или продолжить предложения:

Что лакает кошка?

К нам пришла - …

Кто взял сани?

Что взял Вова?

Художник рисует …

Что читает дедушка?

Кто моет Ваню?

 Кого моет мама?

Кто моет руки?

Что ловит папа?

Кто ловит рыбу?

Что у лисы?

У кого хвост?

Задание №3

Название:    «Чего не стало?»

Цель:       учить четко произносить  двухсложные слова при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа,   развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: предметные картинки:  бык, нос, дом, кот, нож, мак, мяч, лук, жук.

Задание:     Логопед раскладывает перед ребёнком 5 -  7 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребёнок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»

Речевой материал:

Ребенок:

Быка

Носа

Дома

Кота

Ножа

Мака

Мяча

Лука

Жука

Примечание: речевой материал для обеих подгрупп к данному упражнению одинаков.

Задание №4

Название:    «Узнай, что (кто) это?»

Цель:     учить четко произносить  двухсложные слова,   учить определять предмет по существенным признакам или действиям,    развивать слуховое внимание и логическое мышление.

Оборудование - предметные картинки: вода, муха, коза, пена, небо, вата, дети, сова.

Задание:     логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь.

Речевой материал:

Бывает льдом и снегом (что?)

 - вода.

Летает, жужжит, спит зимой (кто?)

-муха.

Дает молоко, блеет (кто?)

-коза.

Играют, бегают, шалят (кто?)

-дети.

Мыльная, белая, тает, как снег (что?)

-пена

Голубое, безоблачное (что?)

-небо.

Мягкая, пушистая, похожа на снег (что?)

 - вата.

-Днем спит, а ночью летает, охотится (кто?)

-сова.

Трехсложные слова из открытых слогов

Задание №5

Название:    « Доскажи и повтори»

Цель:      учить отчетливо произносить трехсложные слова.

Оборудование: мяч.

 Задание:     логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало  слова со словом - подсказкой. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает  его, затем называет слово полностью.

Речевой материал:

Мычит ко-рова (корова), зимние за-бавы (забавы), воркуют го-луби (голуби),

жирные тю-лени  (тюлени),  славная, великая по-беда (победа).

Односложные слова без стечения согласных

Задание №6

Название:    «Повторяйка»

Цель:      учить  произносить односложные слова без стечения согласных.

Оборудование: мяч.

 Задание:     логопед, бросая мяч ребенку, произносит   слово. Ребенок, возвращая мяч, повторяет  его.

Речевой материал:

Дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, год, рог, май, день, ночь, хор, лень, сон, сор…

Примечание: речевой материал для обеих подгрупп к данному упражнению одинаков.

Двусложные слова со стечением согласных

Задание №7

Название:    «Доскажи и повтори»

Цель:      учить отчетливо произносить двухсложные слова со стечением согласных.

Оборудование: мяч.

 Задание:     логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало  слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает  его, затем называет слово полностью.

Речевой материал:

Крас-ка, саб-ля, вет-ка, саб-ля, доч-ка, кир-пич, мат-рос, оч-ки, ве-сти, печ-ка, бин-ты,лап-ка, коч-ка, кус-ты, стра-на, шлюп-ка, пти-ца, бра-вый,

сол-дат, мар-ка, пес-ня, ов-ца, реч-ка, нор-ка, фор-ма.

Трехсложные слова со стечением согласных

Задание №8

Название:    « Догадайся»

Цель:      учить отчетливо произносить трехсложные слова со стечением согласных.

Оборудование: номинативные картинки.

 Задание:     логопед  предлагает ребенку по описанию угадать предмет, найти его изображение и четко произнести название.

Речевой материал:

Трудятся в саду и на огороде – взрослые

Круглое, ясное, маленькое – солнышко

В парке для отдыха, деревянная – скамейка

Бурые, лесные жители – медведи…

Задание №9

Название:    « Назови ласково по образцу»

Цель:      учить  образовывать  новую форму слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов во множественном числе (по  образцу),     учить  произносить трехсложные слова со стечением согласных.

Оборудование: номинативные картинки с изображением животных и птиц.

 Задание:     логопед  демонстрирует изображение  предмета и просит назвать его ласково, предоставляя образец.

Речевой материал:

Телята - телятки, козлята - козлятки, котята – котятки, утята – утятки, гусята – гусятки, цыплята-цыплятки…

Односложные слова со стечением согласных

Задание №10

Название:    « Назови неласково»

Цель:      учить  произносить односложные слова со стечением согласных, образовывать новую форму слов с помощью  «отсечения» уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: номинативные картинки.

 Задание:     логопед  демонстрирует изображение  предмета и просит назвать его неласково, предоставив пару слов в качестве образца.

Речевой материал:

Кротик – крот,  хлебушек – хлеб, блинчик – блин,  кустик – куст, стульчик- стул, столик- стол, шкафчик- шкаф.

Четырехсложные слова из открытых слогов

Задание №11

Название:    « Доскажи и повтори»

Цель:      учить отчетливо произносить четырехсложные слова из открытых слогов.

Оборудование: мяч.

 Задание:     логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало  слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает  его, затем называет слово полностью.

Речевой материал:

Черепа-ха, варени-ки, пиани-но, пугови-ца, водола-зы, батаре-я…

Четырехсложные слова со стечением согласных

Задание №12

Название:    « Доскажи и повтори»

Цель:      учить отчетливо произносить четырехсложные слова со стечением согласных.

Оборудование: мяч.

 Задание:     логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало  слова в сочетании с другими словами – помощниками. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает  его, затем называет слово полностью.

Речевой материал:

 У повара ско-ворода,  цирковые акро-баты, цветные каран-даши, у медведей детеныш – мед-вежонок,  водопроводчик чинит водо-провод, у козы на шее коло-кольчик,  у медвежат мама - мед-ведица…

Автоматизация усвоенного навыка

Задание №13

Название:     «Назови предмет »

Цель:  автоматизировать навык  слогового оформления слов разной слоговой структуры.

Задание:     ребенку предлагается самостоятельно назвать слова различной звукослоговой структуры, предлагая изображения предметов.

Оборудование:  номинативные картинки.

Речевой материал:

-двусложные слова из двух открытых слогов: пила, море, зубы, рука, мыло, мыши;

-трехсложные слова из открытых слогов: ягода, машина, сапоги, самолет, колесо, ворона;

-четырехсложные слова из открытых слогов: черепаха, пуговица, батарея, водолазы, носороги, кукуруза…

Задание №14

Название:  «Профессии женщин»

Цель:  автоматизировать навык  слогового оформления слов разной слоговой структуры, образуя новые формы слов.

Оборудование:   картинки с изображениями  мужчин и женщин одной профессии.

Задание:    логопед показывает детям картинки и предлагает назвать профессию женщины,  такую же, как профессия мужчины. Профессию мужчины логопед называет сам.

Речевой материал:

Певец-певица, летчик-летчица, повар-повариха, ткач-ткачиха, пианист-пианистка, тракторист-трактористка, учитель-учительница,  художник-художница, писатель-писательница, журналист- журналистка, клоун- клоунесса, футболист- футболистка, портной- портниха, садовник- садовница.

Развитие воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении

Задание №1

Название:  « Чьи вещи?»

Цель: учить четко произносить слова в предложениях, учить образовывать притяжательные прилагательные,  расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки.

Задание:   логопед, показывая  картинки, произносит предложение, и задает вопрос. Ребенок отвечает полным предложением, используя притяжательные прилагательные.

Логопед:

Ребенок:

У мамы помада. Это чья помада?

Это мамина помада.

У папы медали. Это чьи медали?

Это папины медали.

У Вовы кубики. Это чьи кубики?

Это Вовины кубики.

У тети утята. Это чьи утята?

Это тетины утята.

У Вани монеты. Это чьи монеты?

 Это Ванины монеты.

У Коли билеты. Это чьи билеты?

Это Колины билеты.

У Пети бумага. Это чья бумага?

Это Петина бумага.

У дяди погоны. Это чьи погоны?

Это дядины погоны.

         

 Задание №2

Название:  « Кто у кого?»  

Цель: учить четко произносить слова в предложениях, закреплять названия детенышей животных.

Оборудование:  картинки.

Задание:   логопед, показывая  картинки, произносит предложение. Ребенок составляет и произносит предложение с использованием названия детеныша животного, изображенного на картинке.

Логопед:

Ребенок:

Это тигр.

   У тигра тигренок.

Это заяц.

   У зайца зайчонок.

Это лиса.                               У лисы лисенок.

Это белка.                           У белки бельчонок.

Это лев.                                У льва львенок.

Это волк.                             У волка волчонок.

Задание №3

Название:   «Повтори предложение»

Цель: развитие навыка  воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении.

Задание:  логопед проговаривает предложение, а  ребенок повторяет предложение за логопедом.

Речевой материал:

  С маленького ручейка начинается большая река.

  Летчик предупредил пассажиров о взлете.

  Старенькие валенки лежали на крылечке.

  Милиционер регулирует уличное движение.  

  В аквариуме плавают золотые рыбки.

  Строители работают на строительстве высотного дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс

laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

Преодоление нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей

Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей...

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.     Пр...