Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
статья по логопедии

Шаховал Анна Николаевна

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй речи, звуко - слоговая структура слова.

Формирование звуко - слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Шаховал Анна Николаевна

 учитель – логопед ГБДОУ детский сад №6

 Василеостровского района Санкт - Петербурга      

 

Начальный этап работы включает в себя упражнения на узнавание и различение неречевых звуков.  Упражнения акустического характера предусматривают постепенный переход от простых заданий к сложным, от несходства к сходству, от неречевых звуков к речевым. Рекомендуется начинать работу со звуков, контрастных по высоте, тембру, длительности, громкости звучания и лишь затем переходить к сходным по тембру и характеру звучания звукам. Игры для развития слухового внимания: “ Что звучало?”;“ Где звенит колокольчик?”; “ Какие часы тикают?”; “ Найди игрушку”

Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур

   Для различения и усвоения слогового состава слов необходима работа над слухоречевым ритмом. Проведению этой работы предшествуют специальные ритмические упражнения. Эти упражнения создают основу правильного членения слова на слоги, формируют предпосылки для усвоения словесного ударения, способствуют развитию слогового контура слова. Важным элементом считается координация общих движений с ритмическими единицами речи. Детям можно предложить различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание деревянными ложками, мячом, топанье ногами, движения туловища, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

При выполнении упражнений обязательно должны быть задействованы все анализаторы: зрительный (“Посмотри”),слуховой (“Послушай”) и двигательный (“Сделай вместе со мной”). Это позволяет детям, имеющим разные по значимости каналы восприятия, быть в равной степени задействованными на занятии и достаточно успешно развивать все остальные, менее значимые для них каналы восприятия. Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение ритмических структур.

    Для развития восприятия и воспроизведения ритмических структур используются средства  логопедической ритмики – различные варианты ходьбы, маршировка под музыку и под счет, хлопки, бубен, ритмические  и счетные упражнения, игра на ударных музыкальных инструментах, упражнения со скакалкой и мячом  и другие.

Восприятие ритма.

- прослушать изолированные удары

-прослушать серии ударов с паузами.

- прослушать серии акцентированных ударов

- сравнение ритмов

Воспроизведение ритма:

- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке;

- воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку( с паузами и без них, с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка);

-произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

Формирование слухоречевого ритма

         Целенаправленная, планомерная работа по формированию слухоречевого ритма совершенствует слуховое восприятие, способствует привлечению слухового внимания к ошибкам в произношении. Предварительно ведется работа по обучению детей делить слова на слоги по подражанию. В работе широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ладоши, удары мяча об пол, стук карандаша, притопывание ногой.

Упражнения на восприятие  ритмического рисунка слова:

-Узнать, какую из лежащих на столе картинок ”назвал ”ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

-Подобрать как можно больше слов к определенной ритмической структуре с опорой на предметные картинки.

Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка слова:

-Отхлопывание ритмического рисунка синтезированного контура та’-тата, тата’-та, тата-та’.

-Отхлопывание ритмического рисунка слов в определенной последовательности усложнения звукослоговой структуры.

-Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение), предъявление речевого материала осуществляется также в порядке возрастания структурной сложности слов.

Формирование слухового внимания к звучащей речи: дифференциация слов, контрастных по длине, распознавание дефектного произношения звукослогового состава слова в чужой речи, распознавание слов, различающихся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове. Особое внимание следует обратить на то, как изменяется смысл слова при опускании некоторых слогов или их перестановке.

1) Дифференциация слов, контрастных по длине:

-Игра ”Лишнее слово”.

2) Распознавание дефектного произношения звукослогового состава слова в чужой речи:

-Ребенку предлагается определить на слух (с опорой на предметные картинки), правильно ли произносятся слова.

3) Распознавание слов, различающихся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове: резина – Зина, шина – машина, камыш – мышь, лопата – палата и.т.д. Особое внимание следует обратить на то, как изменяется смысл слова при опускании некоторых слогов или их перестановке. Упражнения на восприятие  ритмического рисунка слова:

-Узнать, какую из лежащих на столе картинок ”назвал ”ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.

-Подобрать как можно больше слов к определенной ритмической структуре с опорой на предметные картинки.

4) Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка слова:

-Отхлопывание ритмического рисунка синтезированного контура та’-тата, тата’-та, тата-та’.

-Отхлопывание ритмического рисунка слов в определенной последовательности усложнения звукослоговой структуры в соответствии с классами по А.К. Марковой.

-Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение), предъявление речевого материала осуществляется также в порядке возрастания структурной сложности слов.

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

       Формированию звукослогового анализа и синтеза предшествуют игры и упражнения, направленные на формирование таких понятий, как начало, середина, конец, перед, за, первый, последний. С учетом принципа поэтапного формирования умственного действия (по П.Я. Гальперину) работа по развитию звукослогового анализа и синтеза начинается с привлечения материальных опор и вспомогательных приемов (отхлопывание или отстукивание слова по слогам, звуковые и слоговые схемы слов, палочки, кружки и.т.д.), затем она проводится в плане громкой речи, и наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане. Задания по развитию звукослогового анализа и синтеза предлагаются в игровой форме с использованием различных приемов, например: работа с предметными картинками, сигнальными флажками, фишками, карточками.

      При формировании навыка фонематического анализа и синтеза используются различные виды работ на определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец), на определение места звука по отношению к другим звукам, на составление слов из данных звуков.

Вычленение заданного звука на слух из серии слогов, из слова. Найти общий звук в словах. Игра ”Цепочка слов”. Игра “ Какой звук убежал?”. Составление слов из заданных звуков в ненарушенной, а затем и в нарушенной последовательности.

      В процессе развития слогового анализа дети учатся выделять гласные звуки в слове, усваивают основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, закрепление основных признаков их различения. Игра «Телеграф».  Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово  и длиннее. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса. На каждом  «этаже» дома следует поместить соответствующую схему. Назвать лишнее слова. Что изменилось в слове? Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета; самое короткое слово; назвать одинаковые по количеству слогов слова. Проанализировать слова: изменилось ли количество слогов в слове с появлением нового звука? Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженное.

Задания на слоговой синтез:

-Дополнить данные слоги одинаковым слогом.

-Образовать слово по аналогии( упражнение на словообразование): дом – домик, кот – котик,                 Уточнить какое звукосочетание появляется в этих словах.

-Изменить слово по аналогии: дом – дома, лес – …(упражнение на словоизменение). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

-Дополнить слово подходящим слогом: земляни…(ка), смороди…(на), мали …(на). Упражнение проводится с мячиком.

-Превратить односложное слово в двухсложное, трехсложное (по образцу): ключ – ключик, лист – листок – листочек. 

Развитие восприятия и воспроизведения слов различной звуко-слоговой сложности.

Работа со слоговым материалом

       Формирование звуковой стороны речи определяется взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоения ритмической, слоговой структуры слов. При этом может преимущественно страдать либо строение моторного программирования серии слогов, либо строение программирования серии звуков, составляющих слог со стечением согласных. Именно поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать работу со слоговым материалом. Такой вид работы способствует формированию умения ребенка переключаться с одного слога на другой, предупреждает ошибки уподобления слогов.

Упражнения со слоговым материалом:

-Работа со слоговым рядом – по наращиванию слогового ряда (“Скажи на один слог больше, чем я: та – то –… “) и по уменьшению слогового ряда (“Скажи на один слог меньше, чем я: та – то –ту - ты “)

-Назвать столько слогов с одинаковым согласным звуком, сколько показывает цифра на грани кубика.

-Придумывание слогов к схемам.

-Игра с мячом “ Скажи наоборот”.

-Произнесение  одинаковых слоговых рядов с ударением в начале, в середине, в конце ряда.

-Повторение серий слогов с наращиванием стечений согласных звуков.

-Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков при стечении.

Развитие звуко-слоговой структуры слова

       Одновременно с работой над структурой слога осуществляется работа над произношением слова. В работе используются слова в определенной последовательности с учетом их слоговой трудности – от легких к более сложным. Г.Г. Голубева предлагает следующую последовательность: двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов (каша, зубы), трехсложные слова из открытых слогов (посуда, машина), односложные слова без стечения (дом, нос), двухсложные слова со стечением согласных (масло, дочка), трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, автобус), односложные слова со стечением согласных (стул, гром), пары слов без перемещения ударного слога (гусь – гуси, гвоздь – гвозди, машина – машины, спичка - спички), пары слов с перемещением ударного слога (дом – дома, стол – столы, дерево – деревья, окно – окна).Слова каждой новой ступени вводятся только после усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения слов необходимо многократно повторять их, поэтому предлагаемый речевой материал подкрепляется игровыми упражнениями и заданиями (лото, домино и др.) с целью поддержания интереса ребенка к работе.

-Выделение ударного слога из слов различной звукослоговой структуры козы – ко, котята – тя, играть – рать.

-Наращивание слога до слова фа – фла – флаг, ма – май – майка.

-Изменение слов море моря – моряк, гриб – грибы – грибник.

-Замена одного звука в слове и получение новых слов балка – палка, гном – гром, пыл – пыль.

Автоматизация усвоенного навыка на материале слов.

       Развитие звуко-слоговой структуры слова тесно связано с расширением словарного запаса ребенка. При логопедической работе по развитию звуко-слоговой структуры слова в рамках словарной работы следует учитывать принадлежность слов к определенной части речи. Опираясь на онтогенетический принцип, эту работу необходимо начинать с существительных и глаголов, подбирая немногослоговые и простые по структуре. Постепенно в работу включаются прилагательные и наречия. Закрепление звуко-слоговой структуры слов различных частей речи в процессе развития словообразования можно проводить на материале широко известных игр и заданий, в ходе которых не только увеличивается количество используемых ребенком слов, но и улучшается воспроизведение их звукослогового состава. Дополнительно проводится звуко-слоговой анализ слов, в ходе которого дети должны ответить на вопрос: Что изменилось в слове?”; “Назови ласково”; “Что для чего?”; “Кто у кого?”; “Профессии”; “Что изменилось в слове?”; “Чье это?”; “Готовим обед”

Автоматизация усвоенных навыков во фразовой и самостоятельной речи

         Слоговая структура слова, усвоенная изолированно, может вновь искажаться при введении слова во фразу. Это обуславливает необходимость включения в систему логопедического воздействия работу над фразовой речью. Данное направление предусматривает использование разнообразных речевых упражнений на материале ритмизированной речи (считалки, загадки, пословицы, потешки, стихотворения). Эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, создают предпосылки для правильного членения речевого потока на фразы, усвоения словесного и синтагматического ударения. Работу необходимо начинать с разучивания двух строк, постепенно переходя к четырем. Лишь затем предлагаются более объемные по содержанию стихотворные тексты.

Литература:    

Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста -М., 2004.

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006.

Титова Т.А. Нарушения звуко-слоговой структуры слов и их коррекция у детей с речевой патологией.- С-Пб., 2001

      Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс

laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова

Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается....

Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей

Приведены наиболее типичные варианты ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава....

Преодоление нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей

Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей...

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.

Игры и упражнения для дошкольников при нарушении звуко-слоговой структуры слова....