Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Игры и упражнения для дошкольников при нарушении звуко-слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_zvuko-slogovoy_struktury_slova_u_doshkolnika.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольника

Для того, чтобы ребенок научился четко, грамотно и правильно произносить слова родного языка, не переставляя звуки и слоги местами, необходимо развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, речевой слух и слуховое внимание у ребенка.

        

  • РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Очень важно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха. Очень полезно включать детям музыку, а старшим ребятам детские аудио сказки и рассказы.

  1. Предложим ребенку в тишине, с закрытыми глазами внимательно послушать звуки (какие звуки доносятся с улицы, из комнаты?). Ребенок услышит гудки, шуршание шин автомобиля, шаги, голоса людей, пение птиц, карканье ворон, жужжание мух, звон капели, шум ветра, тиканье часов, звук закипающего чайника и т. д.
  2. Положим в банку мячик, в спичечную коробку фасоль, и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, сминая бумагу, разрезая ее ножницами, переливая воду из стакана в стакан, стуча карандашом по банке, по коробке, по столу и т. д.. Потом повернем ребенка спиной к нам и будем производить те же звуки. Ребенок должен узнать и назвать, какие предметы издают данный звук.
  3. Игра «Четыре стихии».
    Играющие двигаются соответственно словам: "земля" – опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - вращать согнутыми в локтях руками. Кто допустит ошибку, тот проиграл.
    Нужно также научить ребенка различать силу, высоту голоса.
  4. Покажите ребенку трех медведей — медведя, медведицу и медвежонка (используйте игрушки или картинки). Вспомните с ребенком сказку о трех медведях. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть низким, средним по высоте и высоким. Ребенок должен угадать, какой медведь произнес фразу.
  5. Вспомните вместе сказку «Маша и медведь». Изобразите голосом, как будто Маша рядом, далеко и очень далеко – меняйте силу голоса. Затем вы произнесите Машину фразу «Высоко сижу, далеко гляжу» голосом определенной громкости – громким, тихим и очень тихим, а ребенок пусть угадает, где находится Маша.


Следующий важный этап - развитие фонематического восприятия.

  • РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(средний и старший дошкольный возраст)

1. Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, НАПРИМЕР, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

2. Игра «Слушай, не зевай».
Приготовьте разноцветные картонные кружки.
«Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие).
На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный - зеленый, на гласные - красный, на звонкий согласный - карточку с колокольчиком, на глухой согласный - карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других звуков.

3. Игра "Подарки для Лисы и Зайца". «Давай будем искать слова - подарки со звуком С для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».

4. Игровое упражнение "Определи место звука в слове".
Определи, какой по счету звук Ш в словах: - машина, шина;
С - сон, нос, носок, сок, кусок;
Ч - чай, качай, получай; Щ - щи, овощи, клещи, лещ и т.п..

5. Игра "Определи порядок слогов в слове".
Какой первый слог в слове весна. А как звучит второй слог?
То же - со словами навес, банка, кабан, камыш, мышка, чайка, качай...

6. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

7. Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребенок называет целое слово.
Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например: с-ы-н, д-о-м; в-а-з-а, м-у-х-а; м-и-с-к-а, л-а-м-п-а.

8. Игра «Недовольный Саша».
Ребенку предлагается прослушать ряд слов. В случае, когда он услышал неправильное произношение слова, показать изображение недовольного Саши.

9. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился?

КОШКА,
КОТ,
ПОЛ,
КОЛ,

УКОЛ,
КРОШКА,
КРОТ,
ПОЛК, и др...

10. Предложите ребенку внимательно прочитать и найти, а затем списать только правильно написанные слова:
КОШКА – КШКА – КОШОКА,
БАНАКА – БАНКА – БНКА,
МСКА – МИСИКА – МИСКА…

11. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение слов коса, иголки, ключ и другие.
Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти слова?

12. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет, поют; танцует, танцуют…

13. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих слов и слышать, называть отличающиеся части слов.

14. Ребенок старшего возраста должен уметь подбирать слова к признакам, согласовывая их между собой. Например: ваза – красный, красная или красное? А цветок?

Одновременно нужно научить правильно читать и произносить слова сложные, длинные не сокращая их, не переставляя, не заменяя звуки и слоги при наличии нарушения звуко-слоговой структуры слов.

Главное в данной ситуации - не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы

Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс

laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель:  помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова

Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается....

Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей

Приведены наиболее типичные варианты ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава....

Что такое нарушение звуко-слоговой структуры слова.

В материале для родителей разъясняется, что такое - нарушение звуко-слоговой структуры слова....

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...