"Примеры нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников".
консультация (старшая, подготовительная группа)
В статье приведены примеры нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:
Нарушения количества слогов:
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток). Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” — луна), в его середине (“гуница” — гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” — капуста). В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” — каша, “пи” — писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” — пуговица): — опускание слогообразующей гласной. Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” — сахарница).
б) Итерации— увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” — трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” — дирижабль). Нарушение последовательности слогов в слове: — перестановка слогов в слове (“деворе” — дерево); — перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” — бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения. Искажение структуры отдельного слога: — сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” — капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” — стул), вставка согласных в слог (“лимонт” — лимон).
в) Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (“пипитан” — капитан; “вевесипед” — велосипед)
. г) Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” — панама; “вввалабей” — воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
д) Контаминации – соединения частей двух слов (“холодильница” — холодильник и хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, препятствуют звуковому анализу и синтезу, что создаст проблемы в процессе обучения грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Родительское собрание «Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей» Мастер класс
laquo;Игры и упражнения для преодоления нарушений звуко - слоговой структуры слова у детей»Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структур...

Система упражнений по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова
Упражнения в системе6 от простого к сложному. Разработано для детей с ОНР. Речевой материал прилагается....

Нарушения звуко-слоговой структуры слов у детей
Приведены наиболее типичные варианты ошибок при воспроизведении слов различного звуко-слогового состава....
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников.
Игры и упражнения для дошкольников при нарушении звуко-слоговой структуры слова....

Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона...