Взаимосвязь математики и логопедии
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Абраменко Ирина Викторовна

Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства. Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний.

Второе условие - это создание речевой среды, дающей детям образцы речи. Речевая среда - это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагога, звучащая на занятиях.

Третье условие - это запас знаний, которым должен обладать ребёнок на определённом этапе своего развития. Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_matematiki_i_logopedii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь математики и логопедии

Автоматизировать поставленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на специально организованных логопедических занятиях, но и на других: развитие речи, изодеятельность, математика.

грамматических  категорий и отрабатывать правильное звукопроизношение на занятиях по математике.

        К сожалению, анализ научно-методической литературы, практического опыта педагогов, работающих в логопедической группе, показал, что данная проблема практически не освещена или освещена фрагментарно, мозаично, что вызывает у практиков определенные трудности.

        Планируя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих правил:

    программное содержание по математике брать из программы, указывая

    с основной лексической темой и автоматизируемым звуком;

    параллельно с развитием математических представлений существенное      

    внимание на этих занятиях уделять речевому развитию: фонетике, лексике

    грамматике (согласование в роде, числе, падеже);

    подбор речевого материала осуществлять с учетом произносительных

    возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированного подхода.

        Подбирать раздаточный материал, для детей учитывая их интересы, а главное, произносительные возможности. Так, например, подгруппе для пересчета предложить предметы или картинки на звук Р, так как в данный момент идет автоматизация этого звука в словосочетаниях.

        На этом же занятии для детей, отрабатывающих произношение шипящих, предлагается наглядно-иллюстрационный материал, эти фонемы. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласование числительных в роде, числе), осуществлять личностно-ориентированный подход (подбор значимого, интересного для ребенка материала) с учетом произносительной возможности каждого ребенка.

        У детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Для нашего контингента детей характерна бедность словаря: в основном преобладает обиходно-бытовой. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков больше возможности. Например, отрабатывая величинные понятия, предложить детям не только сравнивать эти предметы, но и выразить это словами: стул-стульчик,  нос-носик-носище.

        Отрабатывая величинные понятия, мы учим детей правильно конструировать фразы, в том числе и сложные предложения. Этот раздел очень благодатен  для практического усвоения детьми структуры предложения. Например, домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало - маленькое зеркальце; тоненькая книжка - толстая книга. Эта книга тоньше, а эта толще.

        Профессионализм педагога, работающего в логопедической группе, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возможностей детей.

        Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности при коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а так же  для развития связной речи.

        Наиболее успешно связную речь на занятии по математике можно развивать при составлении задач. Важно не только выделять рассказ, уметь поставить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ (с чем мы повсеместно сталкиваемся в быту), а  аргументировано доказать, как решалась задача. Для составления задач используем наглядность: предметные картинки на заданную фонему и примеры (с записью цифр); например, 4+1=, а дети должны по этому примеру составить каждый свою задачу с опорой на наглядную картинку, подобранную педагогом с учетом произносительных возможностей каждого ребенка. Каждый ребенок составляет свою задачу. Например, Оля П.: «Девочка в парке нашла 4 каштана, затем еще один каштан». – Педагог: «Что нужно узнать?» - Оля: Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-matematicheskih-sposobnostei-na-logopedicheskih-zanjatijah.html «Сколько каштанов нашла девочка?». Дети хором отвечают: Пять». Педагогов логопедической группы, такие ответы устраивать не должны, потому что речевая задача смазана: однословный ответ исключает фразовую речь, согласование числительного  с существительным в роде и числе. Учить детей не торопится с ответом: «Подумайте, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько каштанов нашла девочка». Поощряются полные ответы: «Для того, что бы узнать, сколько каштанов нашла девочка, нужно к четырем каштанам прибавить один каштан, что равняется пяти каштанам». После решения задачи, ребенок находит соответствующую цифру и выставляет ее на доску.

        Поощрение аргументированных полных ответов способствует не только закреплению математических навыков, но и развитию связной, грамматически правильной речи, автоматизации поставленных фонем, введение их в самостоятельную речь, что столь необходимо детям дошкольного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.

        В отличии от общеобразовательных групп, поощрять детей, когда они решают задачу, используя пальцы, так как это параллельно совершенствует ручной праксис, развивает мелкую моторику, подготавливает почву для речевого развития. «Покажите на пальцах, сколько осталось птиц?». Дети, согнув мизинец и большой палец, оставляют три пальца.

        Дифференцированные движения пальцами как правой руки, так и левой, детям с речевыми нарушениями даются с трудом, занимают в работе много времени, энергетических затрат, но эти усилия не проходят даром. Все это способствует речевой работе, счетным операциям, а так же подготавливает руку к письму.

        При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка.

        Цифру «1»  обвести кругом, это позволяет сконцентрировать внимание детей  при обработке согласования числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Осуществляя смену картинок, педагог спрашивает: «Сколько?». Дети отвечают: «Одна рыбка, один рак, одно зеркало».

        Цифру «5» обвести, но уже красным цветом (ВНИМАНИЕ!). объяснить детям: «Будь внимателен – окончания меняются»: пять лодок, пять раков, пять зеркал и т.д.

        Это очень эффективно, так как позволяет при небольшом количестве счетного материала отработать с детьми согласование числительных с существительными на автоматизируемую фонему в роде, числе.

        В осуществлении интегрированных связей логопедии с математикой необходима преемственность со школой и тесный контакт педагогов с родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов, как в речевом развитии ребенка, так и в овладении математическими знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в тетрадь взаимосвязи воспитателя и логопеда

Материал будет полезен воспитателям логопедических групп....

Игры и упражнения в тетрадь взаимосвязи воспитателя и логопеда Тема "Домашние животные"

Игры и упражнения будут полезны воспитателям логопедических групп....

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....

Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе...

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей.

Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка за...