Сообщение на педсовете" Взаимосвязь работы учителя-логопеда со специалистами ГБДОУ, не имеющем групп компенсирующей направленности"
консультация (старшая группа) по теме

Кузнецова Маргарита Борисовна

В данном сообщении предлагаются разнообразные виды совместной деятельности всех специалистов дошкольного учреждения общеразвивающего вида с детьми. Многообразие предложенных методов и приемов в работе и единое календарно-тематическое планирование помогают сделать коррекционно-развивающее воздействие на ребят более скоординированным, всесторонним, и, в конечном счете, более эффективным.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

I  Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя.

Самое основное - это совместное перспективное планирование и использование в своей работе сходных лексических тем. В связи с тем, что лексико-грамматические нарушения в речи детей с Общим недоразвитием речи являются ведущими, т.к. дети с ОНР составляют более 95 процентов от общего количества детей, нуждающихся в логопедической помощи в нащем учреждении, поэтому совместное лексическое планирование является не только оправданным, но и необходимым. Учителем-логопедом воспитателям выдаются задания на 2-е недели месяца по развитию фонематической стороны речи, развитию моторики (как мелкой, так и общей) и задания на формирование лексико-грамматического строя речи детей. На первом (подготовительном) этапе логопедического воздействия задания по фонематике заключаются в виде выполнения артикуляционной гимнастики (общей или артикуляционной гимнастики для постановки звука определенной группы: свистящих, шипящих, соноров [Л] или [Р]), или отдельных упражнений какой-то из этих АГ. Стоит отметить, что общая АГ (ОАГ) состоит из упражнений, используемых для постановки звуков всех групп, а АГ для постановки свистящих, шипящих, а также звуков [Л] и [Р] включает в себя те упражнения, которые нужны для постановки звуков каждой из этих групп; для каждой группы звуков АГ имеет одинаковые упражнения, которые могут по-разному называться и следовать в разном порядке в различных авторских вариантах. Воспитателями могут использоваться разные варианты АГ, предпочтительными являются АГ с каким-нибудь сюжетом, в том числе сказочным и с использованием ярких картинок. Главное условие выполнения АГ- упражнения проводятся сидя перед зеркалом и на начальном этапе совместно с ребенком. Кроме того, задания на развитие фонематической стороны речи представляют собой задания на автоматизацию поставленного звука, т.е. повторение вслед за взрослым как слов, в которых слышится поставленный звук, находящийся в разных позициях (начало, середина, конец слова), так и предложений, текстов и стихов (в зависимости от этапа автоматизации), а также задания на дифференциацию автоматизированных звуков, но часто смешиваемых в речи. В словах, предложенных для автоматизации поставленного звука на начальном этапе автоматизации, этот звук произносится утрированно, т.е. выделяется голосом. Сначала слово (словосочетание, предложение) произносит взрослый, потом ребенок. Для этих целей используются карточки-задания из серии книг «Вводим звуки в речь» авторов Г. Османовой и Т. Перегудовой (также воспитатели могут использовать подобранный ими материал из картотек на автоматизацию звуков, но с учетом этапа автоматизации данного звука). 

Для развития мелкой и общей моторики детей используются пальчиковые игры и речь с движением по данной лексической теме, рекомендованные Н.В.Нищевой в ее программе коррекционной работы с детьми с ОНР. Также воспитатели могут использовать и игры и упражнения и других авторов или свои авторские игры с учетом пожелания: одна пальчиковая игра и одна подвижная игра (речь с движением) с учетом тематики в течение одной недели. Задания на формирование лексико-грамматического строя речи представляют собой 2-3 задачи в месяц на уточнение значений и актуализацию слов в активном словаре детей или на увеличение объема пассивного словаря детей, и на закрепление той или иной грамматической конструкции в пределах лексических тем этих недель. Работа в этом направлении способствует не только формированию правильной речи детей, но и развитию умения у детей создавать и вступать в коммуникации, что особенно актуально для детей с ОНР, поскольку самостоятельно инициировать общение из-за снижения речевой активности они, как правило, не могут.

Напомню, что развитие общих речевых навыков включает в себя работу по ЗКР, артикуляторные игры, работу по выработке правильного речевого дыхания и различные голосовые игры на развитие высоты, силы голоса, плавности речи (умение говорить, используя мягкую атаку голоса). Об этом я уже говорила — это пропевание глухих щелевых согласных, пропевание гласных звуков («Ступеньки», «Ниточки»); повторение коротких слов, начинающихся с ударного гласного звука; повторение словосочетания, предложения, фразы на одном дыхании. Кроме того, развитие ОРН предусматривает работу по развитию моторики, чувства ритма, развитие мимики и умение развивать ее с помощью эмоций. Упражнения на развитие правильного речевого дыхания проводятся с целью закрепления диафрагмального вдоха и плавного диафрагмального выдоха и с целью формирования основ ритмического речевого дыхания с паузой после вдоха. Для этого используются разные упражнения и игры без включения голоса, а также разные пособия, например: дыхательные тренажёры, которые можно приобрести в аптеках и использовать как здоровье сберегающую технологию в своей работе. Хочу напомнить правила проведения игр и упражнений на развитие дыхания:

1. Предмет, предложенный ребенку, должен находиться на уровне лица (губ) ребенка.

2. Плечи ребенка расправлены, не допускать поднимания плеч, надувания щек, вдох и выдох бесшумные.

3. Пособия должны быть из легкого материала; необходимо соблюдать дозировку дыхательных упражнений.

Работа над темпом речи проводится в виде координации речи с движением, подвижных игр с речевым сопровождением, их можно найти у многих авторов, в частности - у Н.В.Нищевой подбор по всем лексическим темам. Интонационная выразительность речи отражает мелодику, темп, ритм и тембр речи. Ее развивать необходимо с трех-летнего возраста детей в сюжетно-ролевых и дидактических играх, в последствии, в диалогах, выразительном чтении стихов, особенно эмоционально окрашенных, в драматизациях сказок.

Последнее во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей, на что я хочу обратить внимание-это так называемые логопедические пятиминутки, которые я могу только рекомендовать для проведения во время занятий по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений или занятий по подготовке к обучению грамоте :

  1. выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов (двигательная реакция);
  2. задание на различение гласных-согласных звуков «подними сигнал» (красный-синий), задание на различение твердых-мягких звуков «подними сигнал» ( синий-зеленый);
  3. определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова) «домики», «рыбки»;
  4. отгадывание и толкование загадок по данной лексической теме;
  5. «подскажи словечко»- развитие слухового внимания, чувство ритма;
  6. «слушай и сосчитай»-развитие слухового внимания и элементарных математических представлений;
  7. упражнения «что изменилось?», «чего не стало?», «четвертый лишний»- развитие мышления, зрительного внимания, связной речи (ВПФ);
  8. «чего не хватает?», «что не правильно нарисовал художник?»-правильное употребление существительных в родительном падеже- развитие грамматического строя речи, и т. д.....

II Взаимосвязь работы учителя-логопеда и музыкального работника и инструктора по физическому воспитанию.

Инструктор по физвоспитанию может использовать в своих занятиях подвижные игры, речь с движением, физкультурные досуги и праздники с учетом лексических тем , запланированных воспитателями и логопедом. Издательством «Детство-Пресс» выпущены книги автора Кирилловой Ю.А., в частности «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», при желании можно использовать некоторые фрагменты занятий или отдельные упражнения.

Для музыкального работника есть пожелания использовать в занятиях, досуга и праздниках логоритмические упражнения (логоритмика-система физических упражнений, в основе которых лежит связь речи, музыки и движений), логопедические распевки, песенки на автоматизацию поставленных звуков. Весной будет проводится семинар по логоритмике к этому времени будет подготовлен комплект пособий. Проводить семинар будет издательство «Детство-Пресс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – логопеда МБДОУ д/с № 50 в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда  в средней группе компенсирующей направленности  для детей с ОНР...

Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.

Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей  коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и  система работы по данн...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет, старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи III уровня) Разработана на основе адаптированной основной обра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАорганизации деятельности учителя-логопеда с детьми 5-6 лет,старшей группы компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи(общее недоразвитие речи III уровня)...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....