Постановка звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc787.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема :     «Постановка звука [Р]»                                             

цели: 

*Образовательные (программные, обучающие):

- формирование понятия о механизме образования звука «Р» и его акустических особенностей;

- закрепление словаря и уточнение слов, содержащих звук «Р»;

- закрепление знаний о слоге;

 обучение грамоте (по раб.тетради В.В.Коноваленко «Пишем и читаем» №1)

*Коррекционные:

- развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом фонемы «Р»;

- развитие фонематического слуха и голоса;

- формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

*Воспитательная:

- коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки, артикуляционный профиль, различные схемы, раб.тетрадь В.В.Коноваленко «Пишем и читаем» №1

            Ход занятия:

   

  1. Оргмомент

  1. Артикуляционная зарядка:

Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые).

     - общие арт. упражнения;

УПРАЖНЕНИЯ для ГУБ и ЯЗЫКА

СОЛНЫШКО 

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.         

                       

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот.  Кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону.

ЧАШЕЧКА

Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык.

Кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к

верхним зубам, но не касаться их.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ 

Высунуть широкий язык, завернуть его на                      

верхнюю губу - не касаясь нижней. Облизав

верхнюю губу убрать язык внутрь. Аналогично –              

с нижней губой. Выполнять 5-10-15 раз.

БУБЛИК

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты                  

вперед (как при произнесении звука «о»). Видны  

верхние и нижние резцы.

             

- специальные арт. упражнения;

         Упражнение «ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК»                                           Цель упражнения - развивать тонкие движения кончика языка и  пальцевую моторику.

вукознайкин любит изображать весёлый дождик.                                                         Поиграть вместе с ним тебе помогут твои язык и руки.                                                                     Произнеси твёрдо звуки [т-д].                                                                                         Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое?                                           Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя  - крупные, тёплые — падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку — т-д, т-д...

(Правой рукой изобрази падающие капельки дождя.)                                                                                     На цветок — т-д, т-д...                                                                                         (Левой рукой изобрази цветок.)                                                                                                                   И на дорожку т-д, т-д...

(Из левой руки сделай дорожку.)                                                                                 Застучал по крыше он — т-д, т-д...                                                                (Изобрази  левой  рукой крышу домика)                                                                                          И раздался частый звон — т-д, т-д, т-д...                                                                                     (Дождик пошёл сильнее.)

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть.

     - упражнения на развитие силы голоса и выдоха.

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

   

    3. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы будем учиться правильно говорить звук «Р»

    4. Постановка звука   

                                                                                                                                 

1. Показ артикуляции перед зеркалом.

2. Показ профиля данного звука.

3. Показ положения языка кистью руки.

4. Наглядная демонстрация вибрации языка.

упражнение «Пылесос».                                                                                                                     Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.                                                                          Суть заключается в том,что: кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса.                                                  При правильном выполнении слышится звук Р

    5. Анализ артикуляции по плану:

    *положение губ

- зависит от последующей гласной.

    *положение зубов

- разомкнуты

    *положение языка (кончика, спинки, корня) 

- кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе, средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам

    * участие голосовых складок

- голосовые складки разомкнуты.

    *характер выдыхаемой струи                                                                                                                   - звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

   

6. Закрепление изолированного звука:

Проговаривание, игры на звукоподражание.

   7. Развитие фонематического слуха:

1. Выделение звука [р] среди других звуков с показом буквы р ребенком: а, в, л, р, ш, о, р, б, к, ж р.

2. Выделение слов со звуком [р] с поднятием сигнального фонарика.

Рама, окно, пол, роза, незабудка, одуванчик, рыба, стол, стул, перо, лампа, тетрадь, книга, ракета, самолёт.

    8. Закрепление произнесения звуков в слогах

Работа проводится с таблицей перед зеркалом индивидуально. Обращается внимание на точность артикуляции звука [р] и гласных.

Др________а

др_____у

др________о

др_____ы

   

    9. Звук и буква «А» стр.3 (раб тетрадь Коноваленко)

     

    10. Д/з

           1. Повторить артикуляционные упражнения, способствующие развитию вибрации кончика языка.

           2. Работать над произношением изолированного звука [р]

 

  11. Итог занятия:

    - повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»

    - анализ основных положений артикуляции изучаемого звука

    - заключительное проговаривание

    12. Оценка работы ребёнка на занятии с положительной психологической направленностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...