Главные вкладки

    Консультация для педагогов на тему: «Речевое развитие детей в режиме дня. Звуковая культура речи в разных возрастных группах».
    консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Губанихина Елена Александровна

    Актуальность проблемы речевого развития детей определяет цель нашей работы – развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального речевого развития каждого ребенка. Реализация этой цели требует организовывать работу по звуковой культуре речи во всех режимных моментах путем консультативной деятельности, которая подразумевает тесную взаимосвязь в работе между воспитателями группы, помощниками воспитателей, родителями и детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_zvukovoy_kulture.docx237.75 КБ

    Предварительный просмотр:

           Городской округ город Выкса

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

    607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3–55–11,
    электронная почта:
    zolotaya-fish7@yandex.ru

    https://do.ngs24.ru/preview/do/019cc156b3cb5382e3db5254f9703f83_1442243804_1000_896.jpg

    Консультация для педагогов на тему:

    «Речевое развитие детей в режиме дня.

    Звуковая культура речи в разных возрастных группах».

    Подготовила учитель – логопед

    Губанихина Е.А.

    2018г

           Изучение состава воспитанников нашего ДОУ свидетельствует о том, что число детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. Работа по звуковой культуре речи особенно актуальна в работе с детьми дошкольного возраста, потому что, как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих малышей возрастает.

           Причины этого явления неоднозначны: это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и минимальная мозговая дисфункция, и различные внутриутробные инфекции, и гипоксия плода, и хронические заболевания матери, и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов, – асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды, а также целый ряд причин в постнатальный период, т.е. в период от рождения до года (заболевания ребенка, травмы и пр.).

           Признаки неврологической симптоматики, на которые сразу надо обратить внимание:

    • Первый крик ребенка при родовой деятельности уже говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в психомоторном и речевом развитии ребенка. Если крик у него слабый, монотонный, то это должно насторожить.
    • Ранний отказ от грудного вскармливания – другой настораживающий фактор. Возможно, что у ребенка ослаблена круговая мышца рта. В этом случае у детей часто при кормлении грудью подтекает молоко. Причина заключается в одно или двустороннем парезе губ.
    • Затрудняет грудное вскармливание и укороченная подъязычная связка (уздечка). Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Решит и сделает это при необходимости хирург.
    • Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей (рук).
    • Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, саливации, в результате – нечеткое звукопроизношение, смазанность речи.

           Освоение речи – последняя самая важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает психику детей, позволяет им более осознанно воспринимать явления окружающего мира.

           Одна из главных задач – поиск путей наиболее эффективного обучения для профилактики речевых нарушений.

           Актуальность проблемы определяет цель нашей работы – развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребенка.

           Реализация этой цели требует организовывать работу по звуковой культуре речи во всех режимных моментах путем консультативной деятельности, которая подразумевает тесную взаимосвязь в работе между воспитателями группы, помощниками воспитателей и детьми.

           Работа по звуковой культуре речи будет эффективна только при условии закрепления умений, полученных детьми. Поэтому воспитателям, помощникам воспитателей, родителям необходимо соблюдать «единый речевой режим» – строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. В первую очередь это правильная, выразительная речь воспитателя, помощника воспитателя, родителей, которая должна быть образцом для дошкольника.

           Основным критерием «единого речевого режима» является внедрение автодидактизма (самообучаемости) – ведущего принципа развития современного дошкольника.

           Что представляет собой «единый речевой режим»? Это грамотное коммуникативное пространство для воспитанников детского сада, совершенствуемое и контролируемое работниками ДОУ и всеми членами семей дошкольников. Это не замкнутое пространство, наоборот, оно не имеет границ.

           Случай в автобусе – тому подтверждение. Кондуктор обращается к одному из пассажиров: «Так вы плотите за проезд?» Наш юный лингвист (шести лет от роду) поправил взрослого: «Извините, надо говорить «платите», ведь вам платят деньги, а к плотнику это совсем не относится. Запомните, пожалуйста». На что шокированная женщина ответила: «А я ведь и не задумываюсь, как говорю. Как язык повернется, так и ладно. Хорошо, малыш, запомню». Диалог закончился убедительной победой начинающего пользователя культурной русской речи!

    Соблюдать единый речевой режим – это значит:

    • показывать образцы литературной речи, развивать у детей чувство языка;
    • стимулировать потребность детей в активной речевой деятельности;
    • способствовать детским рассуждениям, умозаключениям и следить за стилистически грамотным оформлением фраз;
    • на различных этапах контролировать четкое произношение звуков;
    • следить за правильностью слогового состава слова;
    • расширять словарный запас дошкольников через беседы, книги, развивающие компьютерные игры, театр, кино, экскурсии;
    • практически учить детей различным приемам словообразования;
    • избегать грамматических ошибок в речи, искоренять косноязычные и грубые формы слов.

           Не правда ли, очень часто в детском саду слышатся стереотипные обращения ко всей группе (а не к одному ребенку): «Дети, встали (сели, начали есть, замолчали, руки под щеки, повернулись на правый бок и т.д.)!».

    А эти приказания: «Не разговаривать. Не бегать. Не шуметь. Молчать»? Особенно «молчать». О каком развитии речи в таком случае можно говорить?

           Достаточна ли для обогащения словаря образовательная деятельность, связанная с пересказом коротких произведений, описанием игрушек, картин?

           Откуда ребенок возьмет яркие, образные слова, меткие выражения, если даже на прогулках в парке, в лесу он то и дело слышит:

    –Быстрее! Не смотри по сторонам! Иди со всеми!

    Безусловно, так бывает не всегда.

           Многие воспитатели увлекательно знакомят малышей с красотой родной природы, рассказывают чудесные сказки.

           Вот педагог ведет группу старших ребят на пустырь, расположенный неподалеку от детского сада.

    –А что там? – интересуются дети.

    –Посмотрим, может, там растет что–нибудь, – отвечает воспитатель.

    Остановились, пораженные невиданной картиной, – на высоком репейнике сидели птицы; щебеча, они перелетали стайками с одного куста на другой.

    –Какие это птички? Мы таких не видели раньше, – тихо, боясь их спугнуть, спрашивали дети.

           А воспитатель предложил внимательно рассмотреть и запомнить окраску птичек, чтобы потом рассказать о них и найти на картинке в большой книге, где написано про всех птиц. Надо было слышать, с каким увлечением и как подробно описывали дети щеглов, которых впервые увидели на воле, а не в клетке.

           Другой пример. Воспитатель на прогулках в парке, где дети бывают очень часто, обращает внимание малышей на то, как играет солнечный луч среди желтых листьев, каким красивым стал лес: зеленый, золотой, багряный, как низко склонилась плакучая ива, а кудрявая березонька поникла желтой косой.

           А этот педагог использует во время прогулок с детьми стихотворения, поговорки.

           Вряд ли эти педагоги думали о том, какими именно словами обогатят речь детей. Просто они сами живо воспринимали увиденное и непосредственно передавали детям и свой интерес, и свое настроение. Дети же чутко, жадно воспринимают все.

    –Вы видели что–нибудь похожее? – спрашивает воспитатель, рассматривая с детьми специально подобранные картинки.

    –Это наша роща! – восклицает Наташа. – Только у нашей березки ветка сломана, а здесь березка прямая, нарядная и немного задумчивая.

    Откуда в речи девочки такие сравнения, кто научил ее таким словам? Почему для Сережи зимний лес – волшебное царство Деда Мороза?

           Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

           При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

           Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

           Примеры пассивной гимнастики для губ (Е. Ф. Архипова)

    • Собирание губ в «трубочку».
    • Растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ.
    • Поднимание верхней губы – движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны.
    • Опускание нижней губы, поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны. Все движения выполняют 3–4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

           Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе, обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10–15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять все упражнения, зеркало можно убрать.

           Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое–то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

    Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем мишке (птичке, лошадке), как правильно выполнять гимнастику для язычка». Или: «Давай выполним упражнения (Как мишка рычит, Как птичка поет, Как лошадка скачет)» и т.д. Также подбираем к каждому упражнению картинку–образ, который служит ребенку образцом для подражания. Любят, например, дети сказки про «Приключения Веселого Язычка», стихи о язычке.

           Наукой доказано, что все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Знакомство с произведениями фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь.

           Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1–2 упражнения, которые помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

    Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Не переусердствуйте! Достаточно 3–5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

    Памятка для педагогов

           У всех нормально развивающихся детей наблюдается определенная последовательность в становлении и появлении физиологически определенных звуков в определенный возрастной период.

           Обучение артикуляции звуков речи – очень сложная задача. Несмотря на то, что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется пять лет для того, чтобы овладеть этим искусством.

           К трем годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит все гласные и все простые согласные звуки.

    • Вторая младшая группа — готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [б], [бʼ] [п], [пʼ], [м], [мʼ], [н], [нʼ], [т], [тʼ], [к], [кʼ], [г], [гʼ], [в], [вʼ], [ф], [фʼ]. В этом возрасте дети строят простые распространенные предложения, но и могут появляться сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в речи еще много грамматических ошибок.
    • Средняя группа — готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков [ы], [с], [сʼ], [з], [зʼ], закрепляем или уточняем произношение свистящих звуков. В этом возрасте дети используют в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»), с удовольствием рассказывают о том, что видели по телевизору или на прогулке, что им прочитали. Очень часто в этом возрасте родители учат детей произносить звук [р], что категорически делать запрещается. И непонимание, и неумение этого приводит к возникновению серьезного сложного нарушения звукопроизношения.
    • Старшая группа — тренируем четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками [й], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]; закрепляем, а у некоторых детей только уточняем произношение йотированных гласных: я, е, ё, ю; шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных звуков [л], [р]. В этом возрасте дети почти не допускают в речи грамматических ошибок, могут связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной сюжетной картине.
    • Подготовительная группа — тренируем четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над сонорными звуками [л], [лʼ], [р], [рʼ], а у некоторых детей закрепляем произношение шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ]. В этом возрасте дети правильно произносят все звуки родного языка, практически не допускают в речи грамматических ошибок, владеют всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

           Помимо этого, во всех возрастных группах обязательно надо вести параллельно работу по развитию слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса, а также над четким произношением слов, предложений, спокойным и размеренным ритмом речи.

    Следите за звукопроизношением детей в течение дня, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

           

           Основные направления работы педагогов, родителей
    и помощников воспитателей по звуковой культуре речи в режимных моментах.

    Воспитатели

    Родители

    Помощники воспитателя

    Развитие общей и мелкой моторики

    1.        Пальчиковые игры.

    2.        Настольные игры: мозаика, пазлы, «фенечки», конструкторы и т. п.

    3.        Динамические паузы.

    4.        Театрализованная деятельность.

    5.        Корригирующая мини–гимнастика (после сна).

    6.        Мимическая гимнастика.

    1.        Пальчиковые игры.

    2.        Привлечение детей к посильной помощи в быту: моем посуду; чистим отварной картофель, яйца; перебираем крупу, бобовые, лепим пельмени, вареники; завязываем шнурки, тесемки; заплетаем косички; собираем бусы на нити; пришиваем пуговицы.

    1.        Привлечение к разрезанию салфеток, раскладыванию их в салфетницы.

    2.        Застегивание пуговиц, кнопок,
    молний; завязывание шнурков, поясов, ленточек и т. п.

    При этом действие только контролируется, а не выполняется за ребенка, можно помочь ребенку или научить его.

    Закрепление произносительных навыков

    1.        Пример взрослых: четкая, чистая по
    произношению, ясная, неторопливая, грамматически правильная речь без «съедания» слогов и окончаний слов, с живостью тона
    и богатством интонаций.

    2.        Естественные непринужденные беседы.

    3.        Показ правильной артикуляции звуков.

    4.        Игры на звукоподражание.

    5.        Рассказывание в сопряженном и отраженном режимах стихотворений, потешек, прибауток.

    6.        Пересказы.

    7.        Составление рассказов по картинке.

    1.        Пример взрослых: четкая, чистая по произношению, ясная, неторопливая, грамматически правильная речь
    без «съедания» слогов и окончаний слов, с живостью
    тона и богатством интонаций.

    2.        Показ правильной артикуляции звуков.

    3.        Постоянная демонстрация своей заинтересованности
    в качестве звукопроизношения ребенка.

    4.        Наблюдение на звукопроизношением в бытовой обстановке — на прогулке, в игре, при выполнении поручений.

    5.        Установка на контроль с отсрочкой (например:
    «Постарайся сегодня, пока мы гуляем, следить за
    произношением звука [р]»). Можно также пообещать
    небольшое вознаграждение.

    6.        Обязательная похвала за каждое волевое усилие,
    направленное на самоконтроль.

    1.        Пример взрослых: четкая, чистая
    по произношению, ясная, неторопливая, грамматически правильная речь
    без «съедания» слогов и окончаний слов, с живостью тона и богатством интонаций.

    2.        Наблюдение за звукопроизношением в бытовой обстановке — при выполнении поручений.

    Развитие лексико–грамматических категорий

    1.        Дидактические игры и упражнения:
    «Один–много», «Закончи предложение»,
    «Сосчитай», «Подбери слова–действия»,
    «Подбери слова–признаки», «Измени слово»,
    «Чей? Чья? Чьи?», «Скажи ласково» и другие.

    2.        Составление предложений по опорным
    словам.

    3.        Составление предложений с использованием предлогов.

    4.        Подбор родственных слов.

    Словесные игры, в которые можно поиграть по дороге домой, во время прогулки, совместно выполняя бытовую домашнюю работу: «Скажи наоборот», «Из чего это?», «Что приготовим?», «Это чье?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Сосчитай».

    Во время дежурства по столовой, сборов на прогулку, умывания, подготовки ко сну, после пробуждения, в ходе естественных бесед, уточнение и расширение знаний детей о посуде, еде, продуктах, способах приготовления, об одежде, внешнем виде.

    В данных ситуациях уместно, не акцентируя внимания детей на выполнении определенной речевой задачи, поупражнять их в правильном употреблении лексико–грамматических форм через игры: «Сосчитай», «Кому это?» «Чье это?», «Из чего это?», «Какой? Какая? Какое? Какие?».

     В данных ситуациях у детей непринужденно развиваются также слуховое внимание, связная речь и память через умение запоминать и выполнять предложенную многоступенчатую инструкцию с последующим сообщением о проделанной работе. При общении с детьми необходимо контролировать их речь, предлагая высказываться полными предложениями.

    Развитие фонематического восприятия

    1.        Игры и упражнения на различение акустически близких по звучанию фонем, гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков: «Назови братца», «Соедини картинки с буквами», «Светофор», «Две страны», «Переезд»
    и другие.

    2.        Игры со слогами: «Телеграф», «Прошагаем
    слова», «Эхо», «Подбери слово с заданным
    количеством слогов» и другие.

    3.        Упражнения со словами: составление слов из звуков, составление слов из предложенных слогов через слуховое восприятие.

    4.        Звукослоговой анализ и синтез слов.

    5.        Воспитание слухового внимания и памяти.

    Игры и упражнения, не требующие специальной подготовки: «Цепочка слов», «Отхлопай слова», «Сколько в слове слогов?», «Подбери слова на заданный звук», «Определи место звука в слове», «Поймай звук», «Назови братца», «Скажи наоборот» (замена в слогах твердых согласных звуков на мягкие), «Слова–друзья».

    Развитие связной речи

    1.        Составление предложений по предложенным картинкам с помощью вопросов,
    по образцу, самостоятельно.

    2.        Составление коротких рассказов по
    сюжетным картинкам с помощью вопросов,
    по опорным словам, по данному началу и
    концу, по аналогии.

    3.        Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и
    ответы на них.

    1.        Упражнения: «Назови одним словом», Подбери слова»,
    «Запомни и повтори».

    2.        Естественные непринужденные беседы с использованием ребенком полных предложений.

    3.        Рассказывание хорошо знакомых сказок: «Репка»,
    «Колобок», «Теремок», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Кто сказал мяу?», «Три котенка» и т. п.

    4.        «Посмотри мультфильм и расскажи, о чем он» (продолжительность фильма 10–20 минут).

           

    Литература

    1.  Леонова О.А. Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика. — 2016. — № 6.
    2.  Новожилова М.А. Рекомендации воспитателям ДОУ по организации коррекционной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения / Дошкольная педагогика. — 2013. — № 9.
    3.  Семенкова Т.В. Организация единого речевого режима в детском саду и семье дошкольника / Дошкольная педагогика. — 2014. — № 1.
    4. Уварова Т.Б. Наглядно–игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2011.
    5.  Интерактивные игры для детей с нарушениями произносительной стороны речи / портал развивающих игр Мерсибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Звуковая культура речи в разных возрастных группах.

    Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс......

    Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней возрастной группе «Наши соседи — насекомые»

    Задачи:- Углублять представления детей о насекомых .- Помогать логично и понятно высказывать суждение.- Развивать артикуляционный аппарат, воздушную струю .- Воспитывать положительное отношение к живо...

    Тема: «Роль воспитателя в формировании звуковой культуры речи в разные возрастные периоды»

    Автор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,МБДОУ детский сад № 10 города Усолье- Сибирское Иркутской областиРодительское собраниеАвтор: Петришина Нина Иннокентьевна, старший воспитатель,...

    Консультация для воспитателей по теме:Задачи по звуковой культуре речи во всех возрастных группах

    Консультация для воспитателей по теме:Задачи по звуковой культуре речи во всех возрастных группах...

    Рекомендация для воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах

    Специальные занятия по воспитанию зыуковой культурф речи планируются так, что бы дать детям разнообразные упражнения как для развития речевого аппарата так и для развития речевого слуха....

    «Оснащение центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»

    laquo;Оснащение  центра развития звуковой культуры речи в разных возрастных группах»...

    Содержание работы по звуковой культуре речи в разных возрастных группах.

    Содержание работы по звуковой культуре речи в разных возрастных групп...