Рекомендация для воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах
методическая разработка по развитию речи по теме

Сальнова Мария Павловна

Специальные занятия по воспитанию зыуковой культурф речи планируются так, что бы дать детям разнообразные упражнения как для развития речевого аппарата так и для развития речевого слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендация для воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах

Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи планируются так, чтобы дать детям разнообразные упражнения как для развития речедвигательного аппарата, так и для развития речевого слуха.
Занятия, целиком посвященные воспитанию звуковой культуры речи детей, проводятся в средней и старшей группах примерно один раз в месяц, а в младшей группе чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включаются в другие занятия (не реже одного раза в неделю). Например, минут пять — семь можно уделить воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях, как заучивание стихотворения, занятие по картинке. Это делается в том случае, когда материал по воспитанию звуковой культуры не идет вразрез с содержанием занятия.

Младшая и средняя группы
Среди трехлетних и четырехлетних малышей довольно много детей с недостатками произношения, примерно 18—20 человек из 25. Поэтому понятно, что основная форма работы по воспитанию звуковой культуры речи малышей — занятия и игры со всей группой. Необходимо ежедневно проводить со всеми детьми игры с пением, потешками или дидактические игры со звукоподражанием, чтобы в интересной для ребенка форме упражнять его речевой аппарат. Программа рекомендует такие игры: «Пузырь», «Каравай», «Зайка», «Поезд», «Бабушка Маланья», «По ровненькой дорожке».
Нельзя недооценивать эти игры и обращаться к ним только от случая к случаю. Ведь ценно то, что эти игры коллективные, так как в них участвуют все дети; все хором нараспев говорят потешку или поют песню, следовательно, слово звучит полностью; даже если дети еще не произносят правильно все звуки, слоговой состав слова сохраняется. Положительная сторона этих игр заключается еще в том, что обычно дети повторяют их по нескольку раз.
Широко используются в младшей группе народные потешки и песенки. Их можно включать в дидактические игры, например «Чудесный мешочек», дидактические игры с куклой, занятия по картинке.

Конспект занятия по обучению родному языку в младшей группе детского сада
Рассказ воспитательницы «Катя на даче»
Программный материал — воспитание звуковой культуры речи детей — упражнение для речедвигательного аппарата и для речевого слуха; закрепление представлений детей о домашних животных.
Ход занятия. Воспитательница. Дети, я вам сегодня расскажу про девочку Катю, как она к бабушке ездила.
Катя уехала с мамой к бабушке в деревню. Бабушка покормила Катю и уложила ее спать. Рано-рано утром где-то далеко запел петух: «Ку-ка-ре-ку! Вставай, Катя!» Катя проснулась, а в окно солнышко светит. Петух поет: ку-ка-ре-ку! Курица-наседка клохчет: ко-ко-ко, ко-ко-ко! Она цыплят собирает. А цыплята бегут к ней и пищат: пи-пи-пи. По дорожке скачут воробьи и чирикают: «Чик-чирик! чик-чирик! Катя, иди гулять!» Катя быстро позавтракала и выбежала во двор. За ней побежал котенок Барсик. Вдруг откуда ни возьмись собака Жучка. Она громко залаяла на Барсика: ам, ам, ам! Барсик испугался и жалобно замяукал: мяу-мяу! Катя закричала: «Жучка, Жучка, нельзя!» Жучка сердито зарычала: р-р-р — и ушла в конуру. Катя погладила котенка: «Барсик, Барсик, не бойся Жучки». А Барсик замурлыкал: мурр, мурр, мурр.
Дети, вспомните, как петушок пел под Катиным окошком: сначала тихо, а потом громко. Как курочка-наседка клохтала? Кого она созывала? Как чирикали воробушки? Как рычала Жучка на Барсика? Кто взял Барсика на руки? Куда спряталась Жучка? Как замурлыкал Барсик на руках у Кати?
Дети воспроизводят звукоподражания.

Старшая группа
В старшей группе продолжается работа, начатая в младшей группе, т. е. воспитатель в игровой форме упражняет речевой аппарат детей и развивает речевой слух на специальных занятиях.
С этой целью на занятиях проводятся дидактические игры, развивающие речевой слух: «Эхо», «Угадай, что я сказала», а также те, что рекомендованы для младшей группы: дидактические игры, развивающие более длительный и более сильный выдох (дуют на ватку, перышки, легкий шарик из пластмассы или папье-маше); дидактические игры на звукоподражание: «Угадай, кто так кричит», «Стук, стук», «Оркестр»; рассказы воспитателя со звукоподражанием.
Подготовительная к школе группа Несмотря на то что в этой группе уже мало детей с недостатками речи, нужно продолжать работу над звуковой культурой языка: вырабатывать у детей отчетливую дикцию, умение регулировать силу голоса, воспитывать интонационную выразительность. Этому способствуют подвижные игры с пением и стихами, игры на звукоподражание, на развитие речевого слуха, на выработку выдоха, рекомендуется использовать скороговорки. В скороговорках — сочетание слов и повторение одних и тех же трудных звуков или слогов, например «Сшит колпак, да не по-колпаковски». Скороговорку не удается сразу и без запинки произнести правильно. Скороговорки можно произносить и хором, и поодиночке, но медленно, чтобы не исказить произношения слов. Заучивание скороговорок проходит так: сначала воспитатель сам отчетливо, слегка подчеркивая артикуляцию, произносит скороговорку, затем дети хором, маленькими группами и по одному, пробуют сказать ее отчетливо, медленно. Когда это удается, они произносят скороговорку, изменяя силу голоса (шепотом — тихо — громко — тихо — шепотом); впоследствии можно говорить и несколько быстрее.
Дети любят скороговорки, и разучивание их проходит обычно оживленно и интересно.

Скороговорки
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Курочка пестра-пестра, уточка с носка плоска.
Бежит лиса по шесточку: «Лизни, лиса, песочку!»
Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, до норы не дорыла.
На дворе трава, на траве дрова.
Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала.
«Курочка-рябушка, не садись под порожком, а садись под окошком».
Три вороны на воротах, три сороки на пороге.

В часы игр (летом на воздухе, а зимой в помещении) воспитатель может предложить детям игру в скороговорки. Желающие играть садятся в два ряда друг против друга. Они хором несколько раз произносят скороговорку ритмично, в виде переклички. Сначала дети говорят скороговорку медленно, затем быстрее, сохраняя отчетливость произношения, правильные интонации.
Для развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста, кроме дидактических игр «Эхо», «Угадай, что я сказала», проводится игра «Докончи слово».
Эта игра заключается в следующем: воспитатель говорит начало слова, а дети заканчивают его. Для этой игры воспитатель выбирает слова, известные детям по смыслу, простые по звуковому составу, двух- и трехсложные; начинать лучше всего с имен детей: Ва-ля, Ва-ся, Та-ня, Же-ня, О-ля, Зо-я, На-та-ша и т. д. Возможны два варианта этой игры: 1) дети хором говорят конец слова, 2) заканчивает слово тот, на кого указал воспитатель.
В дидактической игре «Угадай, что я сказала» для детей старшего дошкольного возраста вводится такое усложнение: воспитатель подбирает по два-три слова, близких по звучанию, например: Женя — Сеня, Таня — Ваня, мышка — мишка, лодочка — ложечка, чашка — кашка, ворона — ворота.
Упражнениям на развитие фонематического слуха у детей подготовительной группы следует отводить 5—10 минут на занятиях по родному языку (примерно 2 раза в неделю).
Применение вышеуказанных методических приемов воспитания звуковой культуры речи детей дает положительные результаты: уже в младшем возрасте речь детей становится внятной, они усваивают многие трудные звуки; некоторые дети к пяти годам полностью усваивают звуковой состав родного языка, другие из пяти-шести отсутствовавших у них звуков усваивают четыре-пять.
В среднем дошкольном возрасте при правильно проводимой работе почти все дети усваивают трудные для них звуки. В тех случаях, когда дети пяти и шести лет еще не овладели некоторыми звуками, картавят или шепелявят, с ними (их уже бывает немного) нужно проводить специальную работу — постановку трудных звуков и закрепление их в речи.
Для такой работы воспитатель объединяет детей с одинаковыми речевыми недочетами.
По заранее намеченному плану систематически раза два-три в неделю он проводит с ними специальные упражнения и игры. Последовательность работы по исправлению недочетов произношения у отдельных детей пяти-шести лет такова: сначала воспитатель показывает, как надо произносить звук, предлагает ребенку внимательно посмотреть движения органов речевого аппарата (насколько это возможно), прислушаться к произношению и затем попробовать повторить трудный звук; дает ему упражнения на звукоподражание. Когда у ребенка звук начинает получаться, воспитатель подбирает слова для закрепления звука в комбинации с другими звуками, затем уже дает народные потешки, прибаутки, в которых часто встречается нужный звук, проводит рассказывание по специально подобранным картинкам (в названиях предметов, изображенных на картинках, часто встречаются трудные звуки). Если в этой работе успеха нет, то ребенка надо показать специалисту-логопеду в районной поликлинике или школьному логопеду.

Вопросы для повторения:
1. Что такое звуковая культура речи?
2. Чем определяется усвоение звуковой системы языка?
3. Какие средства используются для воспитания звуковой культуры?
4. Какие дидактические игры рекомендуются для упражнения речевого аппарата детей разных возрастных групп?
5. Какие дидактические игры рекомендуются для развития речевого слуха у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
6. Какое значение имеют народные потешки, считалочки, песенки, скороговорки для воспитания звуковой культуры речи детей?
7. Как проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи в младшей группе?
8. Как проводится работа по воспитанию звуковой культуры речи в средней, старшей и подготовительной группах?

Задания
1. Проверьте звукопроизношение у детей младшей или смешанной группы.
2. Подготовьте для младшей группы дидактическую игру «Чудесный мешочек» со звукоподражанием животным.
3. Проведите с детьми подготовительной к школе группы заучивание скороговорки.
4. Составьте для одной из возрастных групп рассказ со звукоподражанием.
5. Составьте конспект занятий по воспитанию звуковой культуры речи детей в разных возрастных и смешанных группах; в план занятия включите работу по развитию речедвигательного аппарата и речевого слуха.
6. Проведите специальные упражнения для выработки произношения звука ш у двух-трех детей пяти-, шестилетнего возраста (выбрать детей по указаниям воспитателя группы).