Постановка звуков
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Калайтанова Алёна Николаевна

Общие рекомендации по постановке звуков При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее. Постановка звуков осуществляется в последовательности, обусловленной физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Данная последовательность соответствует программе обучения детей в подготовительной логопедической группе. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. Порядок работы над звуками (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.):

Свистящие С, З, Зь, Ц, Сь.

 Шипящий Ш.

Сонор Л.

Шипящий Ж.

СонорыР, Рь.

Шипящие Ч, Щ.

Оптимальный возраст для исправления звуков. Богомолова А.И. считает оптимальным возрастом для исправления звукопроизношения – 4-5 лет, а для звука [р] – 6 лет и рекомендует начинать работу с шипящих звуков, поскольку они имеют менее фокусированную, следовательно, менее слабую воздушную струю. Опираясь на тот или иной звук как базовый, логопед должен исходить их того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога. Исходными для постановки твёрдых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным А (Ы для Л), для мягких следует брать слоги с гласным И. Автоматизация исправленного звука начинается с прямых, затем обратных слогов и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Звуки Ц, Ч, Щ, Л проще закреплять в обратных слогах, а затем в прямых. Звуки Р, Рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. В некоторых сложных случаях, например при дизартрии, в речь можно вводить звуки с незначительным отклонением от нормы: проторный р, шипящие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_zvuka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка звука «С»

При правильной артикуляции звук «С» произносится следующим образом: губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга.
Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная.
Нарушения в произношении данного звука могут быть трех видов:
• Ребёнок заменяет звук «С» другим, более лёгким по артикуляции звуком;
• Звук «С» совсем отсутствует в детской речи (такое явление получило название сигматизм);
• Ребёнок искажает звук «С».
Перед тем как работать над постановкой звука «С» нужно убедиться, что артикуляционный аппарат ребёнка полностью готов к произношению свистящих звуков. Для его подготовки используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционных упражнений, лучше всего подходящих для постановки данного звука, подбирается специалистом.
После подготовки можно начинать постановку звука. Существует несколько способов:
1. Постановка звука на основе подражания. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука «С». Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями, так как от этого зависит правильность произнесения звука. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук «С».
2. Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с-с-с-с). При этом в таких имитационных упражнениях иногда используются реальные предметы, которые ещё больше будят интерес ребёнка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.
3. Постановка звука на основе опорных звуков. Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С».
4. Постановка звука механическим способом. Специалист с помощью подручных средств самостоятельно располагает в правильном положении артикуляционные органы ребёнка и просит его плавно, но сильно выдуть воздух. Когда у ребёнка получается звук «С», он может самостоятельно произнести его без помощи взрослых.
Как только ребёнок научится произносить звук «С» изолированно, можно переходить на следующую ступень – автоматизация звука.
Для автоматизации звука «С» специалисты используют специально подобранный ряд слогов и слов, в которых есть этот звук, различные упражнения, интересные для детей. Также широко используются стихи. Дети очень любят стихи, что благоприятно сказывается на результате.

Постановка звука «З»

Звук «З» по положению органов артикуляции очень похож на звук «С». Разница заключается в том, что звук «З» является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос.

Постановку данного звука начинают только после того как звук «С» полностью автоматизирован и ребёнок хорошо произносит его как изолированно, так и в разнообразных речевых конструкциях, поскольку именно на его основе можно легко и наилучшим образом поставить звук «З». В связи с этим ребёнок должен хорошо усвоить различие в произношении данных звуков. Во время игр на отработку воздушной струи необходимо обращать внимание ребёнка на то, что она не должна быть слишком сильной. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука «З» он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.

После того, как ребёнок начнёт уверенно выговаривать звук «З», нужно попросить его делать голос громче и произносить данный звук ясно и отчётливо, чтобы лучше усвоить и запомнить правильное произношение звука «З». Это необходимо для следующего этапа работы – автоматизации звука.

Для того чтобы автоматизировать данный звук специалисты используют различные игры и игровые упражнения на основе работы со слогами и словами, а также стихи которые помогают детям в ненавязчивой форме закрепить правильное произнесение звука «З». Также в этом помогает правильно подобранный и интересный для детей материал, мотивирующий их на игру. Ведь согласитесь, задание на нахождение из нескольких ярких карточек с изображением знакомых предметов, предмета с нужным звуком, вызовет интерес практически у любого ребёнка. В связи с этим, автоматизация звука проходящая в благоприятных, естественных для детей условиях с одной стороны очень эффективна, а с другой не вызывает сложностей у детей.

Постановка звука «Ц»

Звук «Ц» имеет сходное со звуками «С» и «З» положение органов артикуляции. Этот звук считается аффрикатом, т.е. звуком, состоящим из двух звуков: «Т» и «С». Поэтому, при его произнесении мы слышим звук «Т» плавно переходящий в звук «С». Это играет большую роль при постановке звука «Ц», так как для её реализации ребёнок должен как минимум правильно произносить оба этих звука.

При произнесении звука «Ц» наблюдается такая же сильная, взрывная воздушная струя, как и при произнесении отдельного звука «Т», а свистящий оттенок этому аффрикату придаёт звук «С». Но не всегда хорошее произношение ребёнком этих звуков гарантирует постановку звука «Ц» посредством подражания.

Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Ц» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого малыша специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Ц» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова имеющие звук «Ц» очень интересны маленьким детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Ц» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания, помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка. Но стоит помнить, что постановка и автоматизация звуков должна осуществляться специалистом, который сможет комплексно оценить уровень речи ребёнка и подобрать для него индивидуальный комплекс занятий и упражнений.

Постановка звука «Ш»

Для того чтобы правильно произнести звук «Ш» органы артикуляции должны находится в следующем положении: губы растянуты в лёгкой полуулыбке, рот немного открыт, зубы находятся на расстоянии 3-5 мм друг от друга. Широкая основа языка чуть приподнята к альвеолам или к краю твёрдого нёба, но не прижата к нему. Посередине язык немного прогибается, а его бока упираются в боковые зубы. По этому желобку течёт струя тёплого воздуха, которая легко ощущается на ладони, если поднести её ко рту. Мягкое нёбо упирается в заднюю стенку глотки и находится в приподнятом положении, тем самым закрывая проход в носовую полость, благодаря чему воздух проходит через рот. При произнесении звука «Ш» голос появляться не должен.

Постановка звука «Ш» начинается с того, что прорабатывается статика звука. Задействованные органы артикуляции должны стоять в правильном положении. Только после достижения этой цели можно переходить к отработке звука «Ш» в динамике.

Чаще всего при произнесении звука «Ш» дети делают следующие ошибки:

не правильные действия губами;
в процессе произнесения звука «Ш» зубы сжаты;
язык плотно соприкасается с альвеолами, вследствие чего струя воздуха проходит через провисающий боковой край;
язык слишком сильно сужается;
слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.

При наличии любых затруднений необходимо вернуться на этап отработки статики звука и оценить степень доступности ребёнку той позиции, в которой должен находиться его артикуляционный аппарат во время произнесения звука «Ш». В большинстве случаев именно здесь обнаруживаются некоторые проблемы, которые необходимо устранить для возвращения на этап отработки звука в динамике. Но иногда даже статика звука ребёнку не доступна, в этом случае необходимо вернуться на подготовительный этап, а именно, к артикуляционным упражнениям, модифицировав их комплекс с учётом затруднений данного ребёнка.

Звук начинают автоматизировать тогда, когда ребёнок правильно его произносит. Автоматизация звука «Ш» происходит таким же образом, как и автоматизация других звуков. Т.е логопед в соответствии с речевыми особенностями ребёнка подбирает для него комплекс упражнений и игр, которые в доступной форме помогут ему освоить произношение звука «Ш». Для игр и упражнений специалист использует разнообразный наглядный материал. Специалист работает над звуком «Ш» в слогах, словах различной сложности, предложениях, добиваясь абсолютно правильного произношения во всех этих случаях.

Во время занятий на постановку звука «Ш» специалист следит за правильностью произнесения детьми данного звука, т.е. проверяет положение органов артикуляции задействованных в произнесении данного звука (губы, язык) и наличие струи воздуха, идущей через середину языка.

При наличии проблем в произношении специалист должен ещё раз вместе с детьми произнести звук «Ш» и отработать правильное положение органов артикуляции. В этом процессе можно задействовать ребёнка, который хорошо выговаривает этот звук.

Постановка звука «Ж»

При правильной артикуляции звука «Ж» округлённые губы выдвигаются вперёд, зубы приближены друг к другу. Язык широким кончиком поднят к альвеолам или к переднему краю твёрдого нёба, образуя щель, через которую проходит воздух. Средняя часть языка опускается, при этом краями язык прижат к боковым зубам. В то же время задняя область языка принимает приподнятое положение и оттягивается назад. Мягкое небо плотно соприкасается с задней стенкой глотки, играя роль заслона, который не даёт воздуху проходить через нос, а направляет его через рот.

В произнесении звука «Ж» участвует голос. При произнесении, звук «Ж» очень похож на звук «Ш». В том же положении находятся губы, зубы и язык. Именно эти факты позволяют сделать вывод, что звук «Ж» можно ставить на основе звука «Ш», при условии правильного произнесения его ребёнком.

Для начала необходимо убедиться в том, что звук «Ш» достаточно автоматизирован в речи ребёнка, и только после этого начинать постановку звука «Ж». Специалист заостряет внимание ребёнка на произнесении звука «Ш» и просит его добавить голос, чтобы получился звук «Ж». При постановке звука таким методом очень важно объяснить ребёнку разницу в произнесении звуков «Ш» и «Ж» и дать почувствовать вибрацию на своей шее, которую вызывают голосовые связки при звуковом сопровождении звука «Ж». Для того чтобы закрепить звук «Ж» обычно используются различные звукоподражания (жужжание пчелы, жука). Как только ребёнок начнёт правильно произносить изолированный звук «Ж» нужно приступать к его автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука обязательно должна проходить в игровой форме. Это могут быть специально подобранные игры, занятия, упражнения и т.д. По продолжительности они могут продолжаться от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста ребёнка. В идеале это время должно проходить наименее заметно для ребёнка и максимально плодотворно для логопеда. Ни в коем случае не допускается переутомление малыша.

Занятия по автоматизации звука «Ж» должны быть построены на упражнениях, основанных на включении звука «Ж» в слоги, слова и фразы. Такие упражнения помогают подключить зрительный, слуховой и артикуляционный контроль ребёнка во время произнесения им звуков, но при этом не забыть и смысл произнесённых речевых конструкций. В подборе слов специалист руководствуется принципом от простого к сложному.

Постановка звука «Ч»

Чтобы правильно произнести звук «Ч» органы артикуляции должны находиться в следующем положении: губы слегка скруглены в трубочку и немного выдвинуты. Зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга, поэтому не смыкаются. Язык своим кончиком и спинкой соединяется с верхними зубами или альвеолами, тем самым незаметно образуя щель между ними. Короткая струя воздуха проходит посередине языка. Мягкое нёбо находится в приподнятом состоянии и оказывается прижатым к задней стенке глотки, перекрывая проход в нос выдыхаемому воздуху. Голосовые связки находятся в расслабленном состоянии, они раздвинуты, соответственно голос не образуется.

Звук «Ч» является аффрикатом и состоит из двух звуков: «ТЬ» и «Щ». Если эти два звука ребёнок выговаривает правильно, то затруднений с постановкой звука «Ч» возникнуть не должно.

Именно поэтому для постановки звука «Ч» специалист может использовать несколько способов, основывающихся на правильном произношении звуков «ТЬ» и «Щ».

Для примера разберём два способа:

Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.
Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «ШЬ», так чтобы получилось ТЬШЬ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.

После постановки звука «Ч» любым способом, необходимо в игровой форме потренироваться произносить этот звук изолированно. Для этого можно, например, предложить ребёнку изобразить тикающие часики «ч-ч-ч» или показать, как бы он успокоил расшумевшегося ребёнка «ч-ч-ч».

Как только ребёнок начинает правильно произносить звук «Ч» изолированно от других звуков, можно начинать работу над его автоматизацией.

Автоматизация звука «Ч» также должна проходить в игровой, адаптированной для ребёнка форме, т.е. основываться на играх, заданиях и упражнениях интересных детям. При подборе форм, с помощью которых будет проводиться автоматизация звука «Ч» нужно учитывать возраст ребёнка. Для каждого возраста подбираются определённые картинки и игрушки, имеющие в своих названиях звук «Ч». Хорошо подойдут инсценировки стишков, сказок, рассказов. Маленькие дети легче запоминают наглядные образы, поэтому наличие наглядного материала на таких занятиях принесёт только пользу.

Во время автоматизации звука «Ч» ребёнок должен произносить этот звук в словах и фразах несколько утрированно, т.е. чётко, ясно, интонационно выделяя его.

Постановка звука «Л»

При правильном произнесении звука «Л» губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Кончик языка поднимается к верхним альвеолам и формирует с ними смычку. Задняя часть языка поднимается к небу, в то время как все остальные его части, включая и края, опускаются к нижним зубам. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Воздух проходит через рот благодаря мягкому небу, которое поднято и прижато к задней стенке глотки. Звук «Л» звонкий, т.е. при его произнесении участвует голос. Голос образуется в результате напряжения и колебания голосовых складок.

Разберём некоторые ошибки, которые приводят к неправильному произношению звука «Л»:

Язык слишком сильно оттянут вглубь рта, вследствие чего слышен звук, больше похожий на «Ы». В этом случае внимание ребёнка должно быть сконцентрировано на межзубном положении языка.
Не плотная смычка. Ребёнку предлагается не просто прикоснуться языком к зубам, а с силой упереться в них.
Неверное положение губ. То есть замена зубно-язычной артикуляции, характерной для произношения звука «Л», на губно-губную или губно-зубную артикуляцию. Нужное положение губ достигается с помощью специалиста, который удерживает их руками или зондом.
Неверный выдох. Он может быть форсированным, когда образуется звук похожий на «Ф», возникающий с участием щёк. А может быть носовым, когда получается звук похожий на «Н». Специалист направляет внимание ребёнка на мягкое небо, выдох воздушной струи через рот и её плавность.

Постановка звука «Л» осуществляется по подражанию с помощью зеркала. Для начала ребёнка нужно научить прикусывать широкий кончик языка и удерживать его на месте при открывании рта. Только после того как ребёнок научиться воспроизводить данное действие без ошибок, можно начинать ставить звук «Л» с акцентом на межзубное положение. Здесь специалист опять же использует зеркало и упражнения со слогами, в которых есть звук «Л». Занятия по постановке данного звука продолжаются до тех пор, пока ребёнок не начнёт ясно и чётко произносить изолированный звук «Л».

После того как постановка звука полностью завершена, можно начинать его автоматизировать. Автоматизация звука «Л» даст лучшие результаты, если будет проводиться в игровой форме. Занятия по автоматизации звука не должны быть длинными и утомительными. В зависимости от возраста ребёнка продолжительность занятия по автоматизации звука «Л» варьируется в пределах 15-30 минут. Во время занятия по автоматизации звука ребёнок должен произносить звук «Л» длительно и с неподвижным языком. При отделении языка от альвеол, звук «Л» будет превращаться в гласный звук.

Постановка звука «Р»

Для того чтобы правильно произнести звук «Р» нужно немного приоткрыть рот (губы и зубы не должны быть сомкнуты) и направить кончик языка к основанию верхних зубов. При произнесении звука «Р» кончик языка должен быть напряжён и вибрировать. Средняя часть языка должна принять форму ложечки (ковшика). Своими боками язык соприкасается с верхними коренными зубами. Тёплая и сильная струя воздуха проходит через центр языка.

Существует несколько разновидностей нарушений:

ребёнок совсем не произносит звук «Р» (такое явление получило название ротацизм);
ребёнок подменяет звук «Р» другим звуком (параротацизм). Чаще всего ребёнок заменяет звук «Р» на «Л», «Й», «Ы», «Г», «В»;
ребёнок искажает звук «Р» .

Специалисты считают звук «Р» самым сложным для постановки. Перед постановкой звука «Р» необходимо отработать несколько позиций, которые нужны для правильного его произношения. Ребёнок должен уметь широко открывать рот и некоторое время оставаться в таком положении, удерживать язык в форме ложечки (ковшика), свободно поднимать и опускать язык, вибрировать языком, при этом фиксируя боковые края в одном положении.

Существует несколько способов постановки звука «Р».

Звук «Р» ставят на основе других звуков, например звука «Д». Также специалист часто применяет сочетание звуков «Т» и «Д». При произнесении серии этих звуков, ребёнку предлагается сильно подуть на кончик языка, чтобы вызвать вибрацию. Но данный способ не всегда успешен.
Звук «Р» ставится в 2 этапа. Для начала, на первом этапе, ребёнка следует научить произносить звук «Р» без вибрации (фрикативный). Когда цель достигнута, рекомендуется закрепить его в слогах. На втором этапе начинается отработка звука «Р» с вибрацией (раскатистого).

Постановка звука «Р» с помощью этих и других способов требует профессионального подхода, так как поставить ребёнку данный звук очень сложно в домашних условиях и без применения специальных механических приборов и техники артикуляционного массажа.

К автоматизации звука «Р» можно переходить только после того, как ребёнок научился чётко выговаривать изолированный звук «Р». После этого можно начинать вставлять этот звук в слоги, слова и фразы. Работа по автоматизации звука «Р» должна строиться по степени сложности и проходить игровой форме, с использованием разнообразных игр, стишков, песенок и т.д. Для этого организуются занятия с логопедом по автоматизации звука «Р», на которых дети в понятной и доступной форме закрепляют произношение звука «Р». Для наиболее успешного результата, все занятия специалист должен организовывать по определённой системе, поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно, не имея определённых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...