Консультация "Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР".
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Материал предназначен не только для воспитателей ДОУ, но и для родителей. Он поможет взрослым научить детей правильно образовывать новые слова, при этом сделать этот  процесс  игровым и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_piktogramm.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической группы слов.

Детям с общим нарушением речи (ОНР) требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогает набор пиктограмм, а также некоторые игровые варианты их использования.

Логопедам широко известны схемы для составления описательных рассказов, предложенные Т.А.Ткаченко. Тот е принцип опоры на символическое изображение положен и в основу пиктограмм. Но в отличии от схем Т.А.Ткаченко, представляющих собой алгоритм связного высказывания, пиктограммы могут располагаться в любой последовательности. Они могут располагаться как в виде таблицы, так и на отдельных карточках, наклеенных на стороны игрового кубика или вращающееся игровое поле.

Пиктограммы позволяют показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходящего корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно (либо с помощью педагога).

Работа с таблицей пиктограмм поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивости парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а «семьями», объединенными «родственными отношениями».

Например, при работе над лексическими темами «Животные», «Птицы» пиктограммы позволяют отрабатывать следующие словообразовательные модели при образовании существительного:

  • с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк-, -ж-, (-ок-), -шик-,
    -шък-, (-онък-), -ушк-, (-юшк-) и др.;
  • с помощью суффикса со значением увеличения (-ищ-);
  • детенышей животных, птенцов с помощью суффикса -am- (-ят-) или от
    другого корня;
  • образование существительного для обозначения одного детеныша животного,
    одного птенца с помощью суффикса -
    онок- (-емок-) или от другого корня;
  • самки животного с помощью суффиксов -их-, -ий-, или от другого корня;
  • а также при образовании притяжательных прилагательных.

Особенно внимательно следует отнестись к тем случаям, когда слова образуются от другой корневой основы ( корова - теленок, свинья - поросенок, овца -ягненок и др.). В каждом из этих случаев потребуется специальная лексико-грамматическая работа.


Не следует обходить вниманием и те ситуации, когда образование слова по какой-либо схеме является исторически ненормативным для языка (лошадиха, гусиха, котиха, собачица, бельчица, ежица, крокодиленок, обезьяненок, бегемотята и др.). Детям нужно доступно объяснять, что так говорить неправильно. При этом обязательно предъявить и закрепить правильный вариант ответа.

Возможности использования пиктограмм на занятиях очень разнообразны. Приведу несколько примеров.

Игровое задание «Волшебная дорожка» применимо как для индивидуальной, так и подгрупповой работы. На доске размещены пиктограммы в виде «дорожки». В начале дорожки, выставляется фигурка животного. Логопед объясняет детям, что звери по дорожке должны попасть в лес. Их нужно по очереди вести по дорожке, правильно подбирая слова на каждой клеточке, как подсказывает пиктограмма. Игра продолжается до тех пор пока все звери не переберутся в лес.

Игровое задание «Подбери слова» проводится с подгруппой детей при изучении темы «Животные наших лесов», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Домашние животные и птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Каждому ребенку выдается картинка с изображением животного или птицы в соответствии с изучаемой темой. На столе перевернуты карточки с пиктограммами ( число, кратное количеству детей). Дети по очереди берут по одной карточке и образуют заданное выпавшей пиктограммой слово от названия своего животного. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

Игровое задание «Кубик кидай - слово угадай». На доске выставляется картинка с изображением животного или птицы. Карточки с пиктограммами наклеены на стороны кубика. Дети по очереди бросают кубик. В соответствии с выпавшей на верхней стороне кубика пиктограммой бросающий ребенок образует нужное слово. Одна и та же пиктограмма может выпасть несколько раз подряд - в результате этого слово прозвучит неоднократно и будет прочнее усвоено детьми. За каждый правильный ответ можно давать ребенку фишку. Выигрывает тот, кто собрал большее количество фишек. Затем выставляется картинка с изображением другого животного и начинается новый этап игры.

Викторина «Кто? Какой? У кого?». Пиктограммы разложены по кругу на игровом столе со стрелкой в середине. Игра проводится по принципу викторины «Что? Где? Когда?». В игре может участвовать подгруппа детей. Логопед выставляет на доске картинку с изображением животного. Участники игры по очереди вращают стрелку и образуют заданные пиктограммами слова. Затем выставляется изображение следующего животного и т.д. За каждый правильный ответ дети получают фишку. В конце игры определяются победители, занявшие первые места.

Эффективным коррекционным средством служит метод наглядного

моделирования, который особенно важен для дошкольников, поскольку у них

преобладает наглядно-действенное мышление.


Значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Дети, играя со словами, обогащают словарь путем «включения» своих словообразовательных ассоциаций, идущих от смыслового и системного значения слова. Пользуясь карточкой-схемой, дети находят слова- предметы, слова-признаки, слова-действия. Данный прием можно использовать и при составлении предложений по картинке и его распространению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словообразования у дошкольников с ОНР посредством дидактической игры.

Материал содержит теоретические основы и практический материал по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Система игр по развитию навыков словообразования у детей с ОНР

В работе представлен перспективный план игр по развитию навыков словообразования...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...

Дидактическая игра по развитию навыков словообразования «Веселое путешествие на транспорте» для детей 4 – 5 лет (ОНР)

Данная дидактическая игра поможет воспитателям, работающим с детьми  4 - 5 лет с нарушением речи  развивать навыки словообразования приставочных глаголов...

"Развитие навыков словообразования у детей дошкольного возраста»

Современные исследователи выделяют определенные периоды в формировании словообразовательных процессов в онтогенезе....