Конспект занятия по развитию речи на тему «Посуда» для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абдулаева Айсель Сабутай кызы

Задачи занятия:

1)    Обогащать словарный запас детей по теме «Посуда»;

2)    Обогащать словарь детей за счёт антонимов: тяжёлая – лёгкая, высокая – низкая, длинная  – короткая, большая – маленькая…

3)    Уметь образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

4)    Учить образовывать  прилагательные от существительных;

5)    развивать умение образовывать множественное число существительных;

6)    развивать умение употреблять предлоги в предложении;

7)    развивать фразовую речь;

8)    учить употреблять сложносочинённые предложения с предлогом А.

9)    развивать высшие психические функции (внимание, мышление);

развивать общую моторику 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgr_zanyatie_na_temu_posuda.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Посуда» по развитию речи для детей 6-7 лет с ОНР III уровня

Тема занятия: «Посуда».

Цель занятия: закрепление знаний детей о посуде, ее составных частях и основных видах.

Задачи занятия:

  1. Обогащать словарный запас детей по теме «Посуда»;
  2. Обогащать словарь детей за счёт антонимов: тяжёлая – лёгкая, высокая – низкая, длинная  – короткая, большая – маленькая…
  3. Уметь образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  4. Учить образовывать  прилагательные от существительных;
  5. развивать умение образовывать множественное число существительных;
  6. развивать умение употреблять предлоги в предложении;
  7. развивать фразовую речь;
  8. учить употреблять сложносочинённые предложения с предлогом А.
  9. развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
  10. развивать общую моторику

Оборудование – предметные и индивидуальные сюжетные картинки по теме «Посуда», картинка с «наложенными» изображениями посуды, мяч, чайник, разделённый на части, картинка Федоры.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о посуде.
  3. Определение частей посуды.
  4. Задание на развитие внимания.

5. Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

6. Физкультминутка.

7. Нахождение на картинках посуды, изготовленной из определенного вида материала.

8. Дидактическая игра «Скажи ласково».

9. Рассказ логопеда.

10. Подведение итога занятия.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Время

1) Организационный момент

Логопед просит детей встать в

кружок.

- Ребята, я буду кидать мяч,  и называть один предмет посуды, а вы скажите, как

назвать несколько предметов.

Логопед кидает мяч всем детям по очереди и  спрашивает:

Одна – чашка. А если

их много, то это …

Аналогично логопед

опрашивает всех детей.

Словарный материал:

блюдце, тарелка, бокал, стакан,

чайник, кружка, селедочница,

сковородка, кастрюля, ложка, вилка,

банка, поварешка, сахарница.

Дети встают в круг.

Ребенок, верно ответивший, кидает мяч логопеду.

- Чашки.

Дети отвечают на вопросы:

Блюдца, тарелки, бокалы, стаканы, чайники, кружки, селёдочницы, сковородки, кастрюли, ложки, вилки, банки, поварёшки, сахарницы.

2 мин

2) Основная часть

1. Беседа о посуде.

- Молодцы. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно. Какие предметы посуды вы знаете?

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

- Вы знаете, что посуда бывает: столовая, чайная и кухонная.

- Хорошо, а в какую посуду используют для  приготовления пищи?

- Как называется эта посуда?

- Молодцы. А какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?

- Кто знает, как называется эта посуда?

- А как называется посуда, из которой мы едим?

- Правильно. Назовите мне столовую посуду.

2. А теперь давайте поиграем и разложим еду в соответствующую посуду.

- В какую посуду мы положим хлеб (салат, горчицу, конфеты, селедку)?

- А что кладут в масленку (солонку)?

- Правильно. Что наливают в супницу (соусницу, кофейник, чайник)?

3. Определение частей посуды.

- Посмотрите, кто это на картинке?

Да, это Федора. Она не жалела свою посуду, и она у неё разбилась. Давайте попробуем собрать посуду и узнаем, какая посуда была у Федоры.

Дети собирают чайник и кастрюлю из частей

- Молодец, присаживайся.

Далее – аналогичное задание (кастрюля).

- Хорошо. А чем отличается кастрюля от сковороды?

- Правильно. Молодцы!

4. Задание на развитие внимания.

- Молодцы. Посмотрите теперь на другую картинку.

Логопед показывает картинку с «наложенными» друг на друга изображениями посуды.

 - Здесь спряталась разная посуда. Что вы здесь видите?

- О посуде.

Дети отвечают. Каждый называет один предмет посуды.

-  кастрюлю, сковородку, миску, нож, доску...

- Кухонная.

- Чашка, блюдце, сахарница, заварочный чайник, чайная ложка, конфетница.

- Чайная.

- Столовая.

- Тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница.

Дети раскладывают продукты и рассказывают:

- Хлеб я положу в хлебницу

- Салат я положу в салатницу

- Конфеты я положу в конфетницу

- Горчицу я положу в  горчичницу

- Селёдку я положу в селедочницу.

- Масло (соль).

- Суп (соус, кофе, чай).

Дети рассматривают картинку.

- Федора

Дети по одному  выходят к доске, показывают части чайника, называют их и собирают из частей целый предмет.

- Это носик, это крышка, это ручка, это стенки, а это донышко.

Ребенок выполняет задание и садится на свое место.

- У кастрюли 2 ручки, а у сковороды – одна.

У кастрюли стенки высокие, а у сковороды – низкие.

У кастрюли ручки маленькие, а у сковороды большая ручка (длинная).

В кастрюле мы варим, а в сковороде - жарим.

Кастрюля сделана из тонкого металла, а сковорода из толстого.

Кастрюля - тяжёлая, а сковорода – лёгкая,

Кастрюля – высокая, а сковорода – низкая,

У сковороды длинная ручка, а у кастрюли – короткая

Дети внимательно изучают картинку.

- Чайник, вилку, стакан, тарелку, бутылку.

13 мин

3) Физкультминутка

- Молодцы, но вы, наверное, устали? Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения.

Вот большой стеклянный чайник, 

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,        

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос —       Он посуду нам принес.

Дети встают в кружок и повторяют слова и движения за логопедом.

Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик;

приседают, одна рука на поясе;

кружатся, рисуя руками круг;

потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой;

делают большой круг.

2 мин

4) Основная часть (продолжение)

1. Нахождение на картинках посуды, изготовленной из определенного вида материала.

- Молодцы, рассаживаемся по местам.

- Посмотрите на доску, здесь много картинок, на которых нарисована разная посуда.

- Назовите те предметы посуды, которые сделаны из металла.

- Правильно, они сделаны из металла. Значит, они какие?

Аналогично – предметы посуды, сделанные из пластмассы, фарфора, стекла, дерева.

2. Дидактическая игра «Скажи ласково».

- Хорошо. А как мы ласково назовем чашку (ложку, вилку, тарелку, банку, кувшин, миску, кофейник, нож, кружку, кастрюлю, стакан, ведро, поварешка)?

Логопед при необходимости приводит пример, а затем спрашивает всех детей по очереди (по одному слову).

3. Рассказ логопеда.

- Молодцы. А теперь все внимательно меня послушаем. Я вам расскажу кое-что интересное о посуде.

- Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

Дети садятся на свои места.

10 мин

Они смотрят на доску.

- Это металлическая кастрюля,

- это металлическая сковорода.

- Чашечка (ложечка, вилочка, тарелочка, баночка, кувшинчик, мисочка, кофейничек, ножичек, кружечка, кастрюлька, стаканчик, ведёрко, поварешечка).

Дети внимательно слушают логопеда.

6) Итог занятия

- А теперь скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Правильно.

- Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено.

- О посуде.

- То, что посуда бывает кухонная, столовая и чайная.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда»

В данном занятии совмещаются, переплетаются задания по развитию речи и развитию навыков языкового анализа и синтеза, появляется неожиданная гостья, которой  крайне необходима помощь. Дети были оч...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда"

Конспект занятия по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда"

Фронтальное занятие для детей младшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему "посуда"

Активизировать словарный запас детей на тему «Посуда»Учить детей образовывать прилагательные от существительных.Развивать умение называть обобщающие слова;Развивать координацию.Развивать познавательны...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная по...