Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрю­ля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, мас­ленка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоро­вый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существитель­ных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_20.11.2017.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Посуда».

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды и витрины, конверты с частями плоскостного изображения чашек, предметные картинки с изображениями чашек.

Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о её назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит. Разучивание упражнения «Чайник».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Волшебный мешочек». [Развитие связной речи, тактильных ощущений. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает занять места рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.

Логопед. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.

Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.

1-йребенок. Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. п.)

Логопед. Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали, как это сделали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом.

Дети. Посуда.

Логопед. Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети. В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Логопед. О посуде, ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.

2. Упражнение «В магазине». (Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».]

Логопед помещает на наборное полотно плоскостное изображение витрины. На верхней полке витрины с помощью магнитов закреплены плоскостные изображения чайной посуды, на средней — столовой, на нижней — кухонной.

Логопед. Игра называется «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

1-йребенок. Чайник, чашки, блюдца, сахарница.

Логопед. Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.

Дети. Чайная посуда.

Логопед. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

2-й ребенок. Тарелки, супница, хлебница, солонка.

Логопед. Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

Дети. Столовая посуда.

Логопед. И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

3-й ребенок. Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.

Дети. Кухонная посуда.

Логопед. А теперь повтори еще раз, как называется посуда на каждой полке, Ариша.

4-й ребенок. На верхней полке чайная посуда, на второй полке столовая посуда, а на нижней полке — кухонная.

Логопед. Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют?

Дети. Фарфоровая.

Логопед. А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?

Дети. Металлическая.

Логопед. Верно. А теперь давайте поиграем.

3. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Каждое упражнение выполняется по 4—5 раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну.

4. Игра «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах).]

Логопед готовит второй комплект плоскостных изображений посуды.

Логопед. Посмотрите еще раз на витрину и запомните, что стоит на верхней полке, а потом закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Не стало чайника.

Логопед. Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.

Логопед. Что теперь изменилось?

Дети. Вместо красных чашек вы поставили синие.

Упражнение повторяется еще 3—4раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы.

5. Игра  «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.]

Логопед. А теперь уже знакомая вам игра. Я называю посуду. Вы произносите название по слогам, определяете количество слогов. Чашка.

1-йребенок. Чаш-ка. Два слога.  т. п.)

6. Упражнение «Чайник». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи сдвижением.]

Логопед предлагает им сделать уже знакомое упражнение.

Я — чайник, ворчун, хлопотун,

Дети стоят, изогнув одну руку, как

сумасброд,

носик чайника, другую держат на

Я вам напоказ выставляю живот.

            поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

           Топают обеими ногами.

— Эй, люди,

           Делают призывные движения правой

я с вами попить чай  хочу.

           рукой.

                   Североамериканская песенка

7. Игра «Разбитые чашки». [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед достаёт конверты с частями плоскостных изображений чашек и ставит на маленькое наборное полотно предметные картинки с изображениями чашек (рис. 18).

Логопед. На завтрак Наташе

                    Сварили две каши.

                    На выбор две каши

                    Для нашей Наташи.

                    Не стала есть кашу

                    Каприза Наташа.

                    Разбила все чашки

                    Вертушка Наташка.

Рис. 18

Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташка. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части плоскостных изображений чашек в конверты,

8. Пальчиковая гимнастика

«Помощники»

Раз, два, три, четыре                                     Попеременные удары кулаками и хлопки в

                                                                        ладоши.

Мы посуду перемыли:                                  Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку                  Загибают пальцы по одному, начиная с

И большую поварёшку.                                большого пальца.

Мы посуду перемыли,                                  Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,                           Пожимают плечами.

Ковшик тоже развалился,                             Машут рукой.

Нос у чайника отбился,                                 Морщат нос.

Ложку мы чуть-чуть сломали.                      Разводят руками.

Так мы маме помогали.                                 Попеременные удары кулаками и хлопки в

                                                                         ладоши.

9. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что вы видите на странице справа?

Дети. Чайник, чашку и ложку. Логопед. Какая это посуда? Дети. Чайная.

Логопед. Возьмите любой цветной карандаш, обведите чайник по контуру и начинайте раскрашивать его. Если хотите, можете украсить чайник цветами или узорами.

Дети выполняют задание. Логопед по ходу работы организует с ними диалог, а затем предлагает детям решить, у кого получился самый красивый чайник. Можно наградить победителя наклейкой.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.) Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"

Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...

Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей логопедической группе

Конспект предназначен для детей старшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы «Корзина чудес»

Занятие по совершенствованию навыка  словообразования, развитию умения образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательно- исследовательской деятельности и развитию речи для детей старшей логопедической группы. по теме: «Как Незнайка осень искал».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского». Конспект коррекционного занятия по развитию речи с детьми подготовительной логопедической группы (игра по станциям)

31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского-замечательного русского писателя. Данная методическая разработка даст возможность повторить с детьми произведения К.И. Чуковского...