Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Никулина Наталья Сергеевна

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный источник информации, возможность побывать в любой точке мира, не выходя из дома, возможности обучения, общения, торговли, развлечений и многое другое. В работе с детьми современные технологии делают обучение более эффективным. С их помощью можно одновременно задействовать зрительную, слуховую, кинестетическую сенсорные системы ребёнка. Это всё объясняет актуальность использования интерактивной доски в процессе обучения и воспитания.

Конспект занятия предназначен для воспитателей и составлен на основе конспектов логопедических занятий Н.В. Нищевой. Прилагается методическая разработка заданий для интерактивной доски и зашумленные картинки для работы в тетрадях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.)

Лексическая тема: «Транспорт».

Буква «Ы», «ы». Звук [ы].

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширение и закрепление представлений о транспорте.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, водитель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский).
  • Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами.
  • Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Интерактивная доска, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами; контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, карточки со словами и знаками для составления предложений.

Предварительная работа: Экскурсия на улицу, рассматривание транспорта, который по ней движется, беседа о транспорте. Разучивание упражнения «Машины». Чтение сказки K, Чуковского «Тараканище».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель встречает детей, организует приветствие.

Воспитатель. Ребята, сегодня я столкнулась с небольшой задачей. Наш друг Незнайка прислал мне разные геометрические фигуры с просьбой собрать из них грузовик (образец грузовика на интерактивной доске). Вы поможете мне?

Дети собирают машину на интерактивной доске и комментируют свои действия.

1-й ребенок. У меня красный кузов.

2-й ребенок. А у меня желтая кабина.

3-й ребенок. У меня черные колеса.

4-й ребенок. У меня синий руль.

Воспитатель. Молодцы. Вы не только собрали машину, но и правильно назвали ее части. Сегодня мы с вами начнем разговор о транспорте, о том, для чего он нужен.

2. Игра «Найди место»

На втором слайде интерактивной доски находятся изображения транспорта, а под ними изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее в тоннель.

Воспитатель. Ребята, сейчас каждый из вас по очереди выберет по одной картинке с транспортом и найдёт ей место на игровом поле. После этого нужно составить предложение о том, где едет ваш транспорт.

1-й ребенок. Самолет летит высоко в небе.

2-й ребенок. Корабль плывет в море.

3-й ребенок. Поезд несется по рельсам.

4-й ребенок. Легковая машина едет по шоссе.

Воспитатель. Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения. А теперь я покажу вам еще несколько картинок. Что это?

Воспитатель показывает картинки с изображением транспорта, дети называют их.

Дети. Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, маршрутное такси, автобус.

Воспитатель. Вот как много транспорта вы назвали. Обратите внимание, какой это разный транспорт. Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Другие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Давайте с вами вместе перечислим пассажирский транспорт.

Дети. Самолет, корабль, поезд, автобус, троллейбус, маршрутное такси,

легковая машина.

Воспитатель. Теперь перечислите грузовой транспорт.

Дети. Грузовик, самосвал, фургон.

Воспитатель. Правильно. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд, и самолет, и корабль.

3. Игра «Поставь в гараж»

На третьем слайде интерактивной доски изображения двух гаражей со слоговыми схемами + трансторт (интерактивная игра на соответствие).

Воспитатель. A теперь давайте расставим транспорт по гаражам. В первый гараж (слоговая схема на 2 слога) вы поставите машины, в названиях которых по два слога, а во второй гараж (слоговая схема на 3 слога) — машины, в названиях которых по три слога. Перетаскиваем машину в гараж и проговаривайте ее название по слогам.

Дети выполняют задание, перетаскивая маркером или рукой в первый гараж такси и фургон, а во второй — грузовик, самосвал, троллейбус, автобус, машину, четко проговаривая их названия по слогам.

4. Работа в тетради № 1

Воспитатель раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Воспитатель. Откройте тетради. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите?

Дети. Это паровоз и легковая машина.

Воспитатель. Послушайте мою загадку.

За дымком,

За свистком

Братья бегают бегом.

Дети. Это поезд. У него есть свисток, вагоны бегут друг за другом, а из трубы у паровоза идет дым.

Воспитатель. Верно. Возьмите простой карандаш и обведите изображение паровоза по контуру, а потом раскрасьте его, при необходимости оказывает помощь.

5. Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Воспитатель убирает тетради, контейнер с карандашами и приглашает детей пройти на коврик и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

(На ИД картинка для пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением)

Будем пальчики сгибать –                  Попеременно сжимают и разжимают кулачки.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,                     Загибают пальцы, начиная с мизинца.

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,        Указывают пальцем на кулачок.

Все виды транспорта назвали.          Разжимают кулачки, показывают ладони.

6. Игра «Помоги Незнайке»

Воспитатель предлагает детям поиграть с ИД, на которой изображён растерянный Незнайка перед грузовиком и различные предметны

Воспитатель. Незнайка собирается на дачу. Помогите ему собрать и погрузить в грузовик те вещи, в названиях которых есть звук [ж]. Перетаскивайте картинку и начинайте ответ со слов «я погружу в машину...»

1-й ребенок. Я погружу в машину ножницы.

2-й ребенок. Я погружу в машину шапку.

3-й ребенок. Я погружу в машину бумажник.

4-й ребенок. Я погружу в машину шарф.

Воспитатель. Молодцы. Незнайка благодарит вас за помощь.

7. Упражнение «Моторчик»

[Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [p].]

Воспитатель приглашает детей к зеркалу, предлагает им протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с nomoщью ватных палочек. Упражнение выполняется 3— 4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру и слова с ними, слегка помогая себе ватными палочками (Нищева Н.В. «Будем говорить правильно», c. 83).

8. Упражнение «Ехали медведи...»

Воспитатель предлагает детям вновь пройти на ковер и сесть по-турецки.

Воспитатель. Послушайте отрывок из знакомой вам сказки K. И. Чуковского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке.                                 Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле.

Дети. Велосипед, автомобиль, трамвайчик.

Воспитатель. Верно. Какое из этих слов начинается со звука [т]?

Дети. Трамвайчик.

Воспитатель. А в каких словах есть звук [м]?

Дети. Автомобиль, трамвайчик.

Воспитатель. Отлично. Похлопайте себе.

9. Упражнение «Составь предложение»

Воспитатель раскладывает на ковре карточки со словами и знаками препинания.

Воспитатель. Давайте прочитаем слова на карточках.

Дети. Вова, дома, Вот, Дима, Тут, вата, Mох, намок.

Воспитатель. Составьте из этих слов предложения и прочитайте их. Обратите внимание: с большой буквы начинаются не только имена, но и те слова, которые будут первыми в ваших предложениях. Не забудьте поставить точку в конце предложения.

Дети по очереди проходят к наборному полотну, составляют и читают предложения.

1-й ребенок. Дима дома.

2-й ребенок. Мох намок.

3-й ребенок. Вот Вова.

4-й ребенок. Тут вата.

Воспитатель. Молодцы.

10. Окончание занятия.

Воспитатель убирает карточки со словами и предлагает детям рассказать, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Он положительно оценивает деятельность детей.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

https://disk.yandex.ru/d/12PvEeTcksLbTA

ссылка на Яндекс.Диск (при скачивании необходимо, чтобы на ПК было приложение SMART Notebook)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

Конспект ООД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Весна».

Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны показать связь весенних- изменений в живой и неживой природе.Задачи: - обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни пти...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старше – подготовительной группы на тему «Мой дом»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьмистарше – подготовительной группына тему «Мой дом»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста "Транспорт"

Занятие подготовлено для детей со средней и тяжёлой степенью сенсоневральной тугоухости (3-4, 4ст.). Возраст детей - 5-6 лет.Цель: расширять представления детей о транспорте.Задачи:1. Общеобразователь...