Статья на тему: Состояние игровой деятельности детей
статья по логопедии на тему

Санькова Ярослава Викторовна

Статья СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sostoyanie_igrovoy_deyatelnosti_detey.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Изучение проблемы состояния и особенностей игровой деятельности детей дошкольного

возраста является в психолого-педагогической науке на сегодняшний день особенной актуальным.

Важность исследования состояния игровой деятельности детей именно в дошкольном возрасте

обусловлена тем, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в

развитии ребенка, важнейшей деятельностью в котором является игра.

При этом игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, ключевой мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом протекании процесса. Именно в игровой деятельности происходит практическое применение ребенком ранее усвоенных знаний и умений, активизируется общение со сверстниками и взрослыми, а также происходит усвоение новых знаний и накопление жизненного опыта, стимулирующих психическое развитие ребенка [2].

Изучению феномена игры посвящены научные труды таких исследователей как Д.Б. Эльконина,

А.Н. Леонтьева, В.А. Сухомлинского. Так, В.А. Сухомлинский наделял игру статусом "огромного

светлого окна, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра  это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности" [1].

Изучением особенностей психического развития детей с ЗПР (нарушение нормального темпа

психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление,

эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для

данного возраста) и состояния их игровой деятельности в частности занимались такие исследователи

как Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.И. Жаренкова, Т.В. Егорова, Н.Л. Никашиной,

Л.И. Переслени, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др. [5].

Обращая внимание на важное значение игровой деятельности в психическом развитии ребенка в дошкольном возраста можно сделать выводы, что состояние игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) должна изучаться с двух сторон: с одной

стороны, через анализ особенностей игровой деятельности данной категории детей; с другой стороны, через рассмотрение коррекционно-развивающего потенциала игры.

Наиболее развернуто представлена характеристика состояния игровой деятельности у детей

дошкольного возраста с ЗПР в научных работах Е.С. Слепович [6]. В своих исследованиях

автором выделены общие закономерности развития игровой деятельности у дошкольников с ЗПР:

развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР проходит те же этапы, и происходит по тем же принципам становления и развития игровой деятельности, что и у нейротипичных детей, но значительно медленнее и с проявлением специфических особенностей. Наиболее ярко выраженной специфической особенностью игровой деятельности у дошкольников с ЗПР является редкое обращение к игрушкам и в целом отношение к игрушкам: интерес вызывает ограниченный круг игрушек, но и он не стоек. Действия с игрушками примитивны, долго остаются в стадии стагнации, медленно развиваются [3].

Также в качестве специфической особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР

можно отметить слабо выраженную игровую мотивацию. Они часто "не хотят" играть, т.е. присутствует ярко выраженная манипулятивная деятельность с предметами, но игровой замысел может отсутствовать. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры. Одновременно детей данной категории наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации, значительно ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия.

Присутствуют также специфические особенности и в ролевой игре. Действия, характеризующие ролевые отношения между персонажами практически не наблюдаются, у всех детей резко снижена активность в области самостоятельной игровой деятельности.

Игры дошкольников с ЗПР отличаются неречевым характером, и практически полным отсутствием

предметов-заменителей. Эмоциональная окраска игровых действий бедна, межличностные

взаимодействия в процессе игровых действий выстраиваются с трудом, сопровождаясь преимущественным избеганием взаимодействия со сверстниками. Парные игры, как правило характеризуются наличием подчинения одним ребенком игровой деятельности другого, партнерство отсутствует.

Роли и игровая ситуация в самостоятельных играх дошкольников с ЗПР слабо выделяется и

почти не обыгрывается [5].

Однако, необходимо отметить, что под руководством взрослого у дошкольников с ЗПР может

развиться такая игровая деятельность, которую можно расценивать как совместную или неполную

совместную. Это положительное развитие игровой деятельности под руководством взрослого

позволяет оценить несформированность игровой деятельности у дошкольников с ЗПР как корригируемое свойство.

Для развития детей с ЗПР нужны игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое

значение.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры являются фундаментальной основой обучения

и развития детей с ЗПР. При этом необходимо замотивировать детей игрой, вызвать интерес к

сюжету игры, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. Разворачивание

замысла сюжетно-ролевой игры теснейшим образом связано с общим умственным развитием

ребенка, а также с наличием у ребенка определенных умений и знаний, представлений об окружающем мире.

С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения

дошкольников с ЗПР, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой

для бурного развития высших психических функций. Обучение ребенка дошкольного возраста с

ЗПР должно проводиться поэтапно от формирования представления о содержательной основе

игры до четкого рассказа правил и функций роли [4].

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, они способствуют развитию

слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.

Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за

действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с

действиями товарищей). [7]

Таким образом, анализ научной литературы по вопросу игровой деятельности дошкольников

с ЗПР позволяет констатировать, что структура психического дефекта у детей с задержкой развития

сопровождается характерными особенностями состояния игровой деятельности. Однако данные

особенности, описанные психолого-педагогической наукой как недостатки, могут быть подвергнуты

эффективной коррекции в силу достаточно сохранной центральной нервной системы с

локальными и неглубокими поражениями головного мозга.

Список литературы

1. Сухомлинский, А.В. О воспитании / А.В. Сухомлинский. - М.: Политиздат. 1985. - 270 с.

2. Жеребкина В.Ф., Лапшина, Л.М. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. - Челябинск,

Изд-во ЧГПУ. - 2012. - 316 с.

3. Смирнова И.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной //

Вопросы психологии, - 1996, - № 6.

4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя.

- М.: Линка-Пресс. - 2009. - 96 с.

5. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. - М.: Академия. -

2002. - 480 с.

6. Слепович Е.С. Игровая деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Педагогика.

- 1989.

7. Чистякова М.А., Лапшина Л.М. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего

дошкольного возраста с ЗПР // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными

возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей,

студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за

2015-2016 учебный год. - Челябинск: Цицеро, - 2016. - С. 189-192.

© Я.В. Санькова, Л.Ф. Хайртдинова, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».

. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности....

Статья на тему: Состояние игровой деятельности детей

Статья СОСТОЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ...

Статья "Современные технологии организации игровой деятельности детей раннего возраста "

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Современные технологии организации игровой деятельности детей раннего возраста ...

Статья. «Экологическое воспитание посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста....

Статья «Развитие словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Включает в себя различные приемы работы по развитию словаря детей....