Главные вкладки

    справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».
    статья на тему

    Русанова Наталья Ивановна

    . Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

          В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Справка по результатам тематического контроля.

    Тема: «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп»».

    Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.

    Возрастные группы:  1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная.

    Отбор содержания контроля:

    • Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
    • Анализ игровых умений детей.
    • Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
    • Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
    • Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.

    Сроки контроля: 15 – 20 ноября 2018 года.

    Методы: анализ, наблюдение, выводы.

    Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры.

    В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

            В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от взрослых: если он много играет с малышом его игры становятся все более сложными и интересными. Если же взрослый мало играет с ребенком развитие игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.

          В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатели меняют свое положение в игре: выполняют сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателями  детской игры, в любое время способными прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.

           Так, например, в 1 младшей  группе   дети подражают увиденным действиям взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями, что соответствует возрасту детей. Дети играют в такие игры как «укачивание малыша», «вождение машины», «накладывание еды в тарелку». В играх этого возраста еще нет ролевого взаимодействия. Воспитатель 1 младшей  группы  Ачкасова  Т.В., организуя игру «Накормим Катю»,  постепенно вовлекла детей в игру, предлагая им покормить Катю, поесть самим, помыть посуду. В ходе игры воспитатель показывает детям новые действия с игрушками. Дети самостоятельно играют в дидактические игры: соберем пирамидку, спрячем мышку.

           Дети во 2 младшей  группе уже освоили простые ролевые игры «дочки-матери», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине». Дети самостоятельно создают простую игровую ситуацию и берут на себя роли. Мальчики начали  возить строительный материал, на этом игра могла бы закончиться, но воспитатель предложила построить из строительного материала «Зоопарк» с двумя отделениями для диких и домашних животных. В результате сюжетно-ролевая игра плавно перешла в дидактическую.  Далее Валентина Николаевна берет на себя роль мамы и предлагает детям новые действия с предметами заместителями. Например, постирать белье. После двух ролевых взаимодействия «мама – дочка (сынок)»», воспитатель предложила принять основную роль мамы ребёнку, а сама приняла на себя роль члена семьи. Затем дети выполняли роль: и папы, и мамы, и дочки. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Семью» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.

           В средней  группе   дети играют в сюжетно-ролевые игры с четким прослеживающимся сюжетом. Начав игру, « семья» дети готовят обед, идут за продуктами в магазин и т.д. Дети самостоятельно распределяют роли и выстраивают сюжет. В этом возрасте дети учатся выстраивать деловые отношения, но не всегда все получается, поэтому воспитатель всегда готова прийти на помощь. Также дети в данной группе любят игры – драматизации.

            Наблюдая за игрой в  старшей группе   необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель Бабанина Е.А. поставила цель провести игру «Магазин». Но для этого возраста можно было усложнить  игру.  Открыть ещё один отдел магазина и принять вторую роль продавца ещё одним ребёнком. При этом игра детей приняла бы более активный характер. Предложив основную роль продавца ребёнку, воспитатель не приняла и не обозначила для детей свою дополнительную роль покупателя. В результате так хорошо начавшаяся игра  закончилась, не завершившись.  Постепенно развернулась игра «Больница», в которой участвовали девочки. Замысел игры был интересен. Дети самостоятельно организовали игру, но игра не получила развития так как игровые действия были однообразными детям не хватило знаний.  

          Дети в  группе   самостоятельно умеют организовать игру. Играют дружно. Умеют договариваться, находят для себя свободное игровое пространство, не мешают друг другу. В играх используют предметы для ряжания. При наблюдении за игрой не была выражена роль воспитателя. Елена Ивановна участвовала как наблюдатель, никоим образом не влияя на процесс развития игры, поэтому действия детей и диалоги были однообразными.

          Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительной группе   происходило на прогулке. Дети умеют самостоятельно организовывать, придумывать сюжет и играть. Но, несмотря на это воспитатель Соболева  Л.А. постоянно контролирует процесс игры и ненавязчиво предлагает новую сюжетную линию. Например, девочки от нечего делать начали раскапывать снег и обнаружили под ним замерзшие следы. Лариса Валерьевна сказала им, «как будто» они археологи или палеонтологи и раскапывают следы первобытных животных. В результате к девочкам подключились мальчики, и все вместе сообща они откопали целую вереницу следов, а затем они сравнивали  эти следы со своими следами.

           Необходимо отметить заинтересованность  воспитателей 1 младшей, 2 младшей и средне  группах      научить играть детей и самому научиться использовать новые подходы к организации сюжетно-ролевой игры. Воспитатели  используют  художественное слово в игре, музыку.

          Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей, но не отражено появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы за  октябрь 2018 года было отмечено   незначительное  усложнение задач, мало использовалось новых  методов и приёмов.

          В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. В группах детского сада слабо  прослеживается  система  работы с родителями по организации игры.

           Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.

    Рекомендации:

    1. Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением  задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.
    2.  Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.
    3. Составить картотеки сюжетно-ролевых игр в группах в срок до 1 сентября 2019 года.

    Старший воспитатель                                           Русанова Н.И.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах

    Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

    Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности

    Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...

    Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

    Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ Творческая разработка

    Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она по...

    Тематический план организации исследовательской деятельности в разных возрастных группах

    Материал содержит тематический план организации исследовательской деятельности с детьми от 4 до 7-8 лет в течение учебного года....