Главные вкладки

    Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах
    методическая разработка по теме

    Гринбаум Елена Евгеньевна

        Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры

                            

        Игровая деятельность появляется в жизни ребенка в самом раннем возрасте. Но, если отдельно говорить о сюжетной игре, то возникает вопрос: когда и в какой последовательности появляются сюжеты детских игр?

        Игра не появляется у ребенка сама собой, а целенаправленно или стихийно формируется. Поэтому нельзя говорить о жестких соответствиях игры и возраста. Многое зависит от условий жизни ребенка, а также от условий его воспитания. Организует ли взрослый познавательную и практическую деятельность, обогащает ли игровой опыт и так далее. На протяжении дошкольного детства ребенок постепенно овладевает усложняющимися способами построения игры. Эта последовательность такова:

    - предметно-действенный способ построения игры;

    - ролевой способ построения игры;

    - сюжетосложение.

        При благоприятных внешних условиях жизни большинство детей к трем годам овладевает предметно-игровым действием. Усвоение более сложных способов в дальнейшем происходит в разное время и не всегда в полной мере. Часто можно наблюдать у детей 6 – 7 лет простую ролевую имитацию, не все овладевают сложными формами ролевого поведения. Почему такое случается? Часто это является результатом неправильного педагогического подхода со стороны взрослых – требования разыгрывания готовых, заданных самими взрослыми, сюжетов, что, в свою очередь, мешает самостоятельному творческому построению ребенком сюжета игры.

        Содержание игры, по мнению Д.Б. Эльконина – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

        По содержанию такие игры также отличаются в зависимости от возраста. Игры детей младшего дошкольного возраста А.П. Усова назвала играми-действиями (ребенок подносит ложку ко рту куклы – «кормит»). В таких играх интерес к действиям преобладает над целью игры. Но на границе 3 и 4 года жизни у детей значительно расширяются представления об окружающем мире и игры, соответственно, становятся более содержательными (варит для куклы кашу, потом кормит, вытирает ей рот…). Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая эпизоды из собственной жизни.

        В играх детей 4-5 лет наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность изображаемых событий.

        Старшие дошкольники более обдуманно подходят к выбору содержания, обсуждают его, планируют (Ты будешь папа, я – мама. Ты сейчас пойдешь на работу, а я буду стирать...).

        Данная характеристика становления игровой деятельности касается и других видов творческих игр. Какова же ситуация, связанная с играми дидактическими?

        Дидактические (обучающие) игры существуют много веков. И все это время народная педагогика использовала их как средство воспитания и обучения детей с раннего возраста. Это игры с предметами и словесные («Сорока-Белобока» и многие другие), позднее появились и настольно-печатные игры. Необходимо лишь отметить, что детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает в основном только сам процесс игры, а результат их пока не интересует, следовательно, игровые действия здесь просты и однотипны. Средние и старшие дошкольники играют в игры с более сложным игровым действием, состоящим из нескольких игровых элементов.

        Соответственно, можно сделать вывод:

    - Игра сопровождает ребенка все дошкольное детство, видоизменяясь и развиваясь на каждом этапе развития малыша. Но также необходимо отметить, что взаимное развитие личности ребенка в зависимости от обогащения игрового опыта и игры в зависимости от всестороннего развития ребенка невозможно без грамотного участия взрослых в этом процессе.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

    Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

    Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

    Консультация для родителей "Упражнения на развитие игровой деятельности"

    консультация для родителей "Упражнения на развитие игровой деятельности"...

    Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ Творческая разработка

    Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она по...

    справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».

    . Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности....