Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ Творческая разработка
статья на тему

Дебцова Ирина Викторовна

Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда игровой деятельности в разных возрастных группах ДОУ

Творческая разработка

                                                                                               

                                                                                             

   

Новокузнецк

2014

Содержание

    Введение                                                                                                                                  3                                                                                                                                    

I Научно – педагогические основы предметно-развивающей среды игровой       деятельности в ДОУ

     1.1. Проблема предметно - развивающей и игровой среды в трудах  психологов и             педагогов                                                                                                                              4

     1.2. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального

     развития             дошкольников                                                                                            5

II Методические особенности предметно-развивающей игровой деятельности в разных возрастных группах

      2.1. Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ               7

      2.2. Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ                              9

      2.3 Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольных  

      учреждениях                                                                                                                       10

      2.4.Особенности организации предметно-развивающей и игровой среды

      в  разных возрастных группах  ДОУ                                                                                12

Заключение                                                                                                                               15

Список литературы                                                                                                                  16                                          

Приложение                                                                                                                             17

Введение

Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию само ценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

          Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.               Игра выступает как важное средство воспитания. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого - совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.

I   Научно – педагогические основы предметно – развивающей среды  игровой деятельности в ДОУ

1.1. Проблема предметно - развивающей и игровой среды в трудах  психологов и педагогов

Одним из важнейших вопросов педагогики и психологии в настоящее время является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлон, Л.С.Выготский, М.И.Лисина, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Подъяков, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин).
Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности и формирование творческой личности с игры ребенка.
Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский). Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) в своих работах, посвященных проблеме творчества, рассматривают связь воображения с действительностью. По их мнению, эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком предметно-развивающая среда. По мнению Л.С.Выготского, предметно-развивающая среда имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю.

Психологи и педагоги обращались к проблеме предметно-развивающей среды (Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец). Однако предметно-развивающая среда чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой.

Опираясь на исследования педагогов и психологов, можно обозначить предметно-развивающую  среду детей, которая, включает не только предметы материального мира, но и воображаемые предметы.

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

Анализ психолого - педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Н.Т.Гринявичене, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др.). Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Часто в понятие развивающая предметно - игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец). Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им предметно-развивающей среды.
На создание детьми предметно-развивающей среды оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.

Развитие творчества детей во многом зависит от позиции взрослого к игре ребенка. Поэтому перспектива научно-педагогического поиска исследователи связывают с изучением особенностей, косвенных методов педагогического руководства. Так как,  косвенные методы дают возможность использовать в развивающих детское творчество целях специфику структуры сюжетно-ролевой игры, не подавляя самостоятельные творческие проявления детей, а поддерживая и стимулируя их (Л.А. Венгер, Р.И.Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, В. Я. Воронова, Н.Я.Михайленко, С. Л. Новоселова, И. Г. Саморукова).

Специального исследования педагогических условий создания предметно-развивающей среды детьми дошкольного возраста изучено недостаточно. Не разработанность этой проблемы приводит к снижению уровня развития творческих способностей в игре детей.

В практике детского сада педагоги не понимают значимости создания педагогических условий для организации детьми предметно-развивающей среды игре. Часто эта работа ведется интуитивно, отираясь на личный опыт. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что воспитатели либо не руководят игрой или игра слишком «заорганизована» до автоматизма.

Среда связывается с окружающими социально-бытовыми общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли ребенка.

В игре происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что, взято из жизни, т. е. из окружающей ребенка среды.

Психологи и педагоги (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский, Е.А.Аркин и др.) показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо предметно-развивающая среда, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Предметно-развивающая среда характеризуется на основе теории Л.С.Выготского о воображении, как основе творчества.

Под предметно-развивающей средой мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.


1.2. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен - все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д. В ДОУ этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно - игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащение  воспитательно - образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах должна быть целесообразна, информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Все компоненты предметно - развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно - развивающую среду в различных возрастных группах детского сада, педагоги должны учитывать принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно - игровая среда в дошкольном учреждении должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно - игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

II Методические особенности предметно – развивающей игровой деятельности в разных возрастных группах

2.1. Требования к организации предметно-развивающей среды в

свете ФГТ

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова).

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. 

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,  как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным  шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Создавая предметно-развивающую необходимо помнить

               1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

               3.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 
               4.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

               5.В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной  деятельности.

6.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы

              7.Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

               8.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

              9.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. 

Федеральные государственные требования при создании предметно – развивающей и игровой среды рекомендуют руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды, т. е. предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством) .

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

2.2. Организация предметно - развивающей и игровой среды в ДОУ

Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно-развивающей среды как части образовательного процесса. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться:

- с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности;

- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Согласно ФГТ, «предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая игровая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки. Так, дети среднего дошкольного возраста испытывают потребность в игре со сверстниками и желании уединиться. Дети любят строить для себя дом. Обеспечивайте в группе возможность для создания укрытия, постройки дома и т. д.

Все пространство группы поделено на развивающие игровые центры:

- уголок сюжетно-ролевых игр;

- уголок для игр со строительным материалом конструкторами;

- уголок учебной деятельности (дидактические игры) ;

- уголок сенсорного развития;

- уголок безопасности;

-уголок двигательной деятельности - место для организации самостоятельной двигательной активности детей в свободное время;

- уголок театрализованной деятельности;

- экологический уголок;

- уголок художественно-творческой деятельности детей;

- уголок социально-личностного развития.

Таким образом, в  ДОУ создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

2.3 Принципы построения предметно - развивающей среды в дошкольных учреждениях

 

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

 Суть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям  общаться «глаза в глаза», помочь преодолеть барьер в общении между взрослым и ребенком, изменив позиции взрослого и ребенка: ребенку предоставить возможность «подняться» до позиции воспитателя, а взрослому – приблизиться к позиции ребенка. Создать возможность для реализации различных представлений детей и взрослых о комфортной дистанции при контакте.

Условия реализации принципа:

- разновеликая мебель;

- организовать места пребывания детей, предполагающие как тесный контакт, так  и возможность уединения.

2. Принцип активности.

Суть принципа создать условия, способствующие формированию активности детей и проявлению активности взрослыми. Предоставить детям и взрослым возможность изменять предметное окружение. Создать обстановку, которая провоцирует возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Условия реализации принципа:

- предоставить ребенку возможность изменять оформление стен (украшать их рисунками, репродукциями в зависимости от вкуса и настроения);

- включение спортивного комплекса в композицию игровой среды;

- дать возможность детям проявлять собственное творчество, предоставив им для этого одну из стен;

- предоставить  детям возможность регулировать интенсивность  и цветовой фон  освещения (освещение регулирует настроение и эмоциональное состояние детей);

- сделать доступным взрослым изменение звукового дизайна в зависимости от настроения детей;

- создание реальных условий для освоения ребенком «взрослых» форм деятельности (оснащение групповых помещений кухонными блоками, ванными комнатами, мастерскими с наборами простых инструментов, наличие в свободном доступе хозяйственно - бытового инвентаря, труда в природе и на участке и т.д.).

 3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

Суть принципа в том, что никто не знает, какая среда будет комфортной для того или иного ребенка, ребенок вынужден постоянно подстраиваться под то, что создают для него взрослые, таким образом, детям необходимо дать возможность менять окружающую среду в соответствии со своими вкусами и настроениями.  Для обеспечения комфортности пребывания ребенка в группе, среда должна предусматривать стабильные, устойчивые  элементы и те, которые можно изменять или трансформировать.

К стабильным  элементам относятся:

- постоянство и устойчивость участников процесса (детей и взрослых).

  Варьируемыми  элементами являются:

- раздвижные перегородки;

- мягкие модули;

- подвесные потолки;

- разнообразные оформительско - дизайнерские  решения.

  4 Принцип  комплексирования и гибкого зонирования.

Суть принципа  - организовать пространство таким образом, чтобы позволить детям  в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

     Условия реализации принципа :

Наличие в детском саду и возможность изменения функциональных помещений для использования их детьми:

- физкультурные;

- музыкальные;

- театральные;

- лаборатории;

- кабинеты;

- кухни;

- прачечные;

 - производственные мастерские и т.д.

Трансформация помещений должна осуществляться при помощи легких перегородок или перестановки мебели.

Дать детям возможность самостоятельного  использования физкультурного и спортивного оборудования в свободное время.

  

5 Принцип  эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Суть принципа  в такой организации среды, которая будет  побуждать детей к взаимодействию с ее разнообразными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.

Условия реализации принципа

Среда должна:

 -   побуждать двигательную активность, но и при необходимости, гасить ее (возможность свободно двигаться);

-  побуждать познавательную активность  (природный, рукотворный мир, мир собственных эмоций и ощущений, знакомство с миром музыки, движений, графики, красок, пантомимы, поэзии, компьютера, символов и т.д.);

-  создавать условия для комфортного отдыха взрослых (помещения рекреации);

- предусматривать дизайн прихожей, соответствующий понятию «родимый порог»;

- учитывать создание условий для формирования образа «Я» (разновеликие зеркала, зеркала разной кривизны);

- предполагать наличие разнообразного игрового оборудования и создание условий для его хранения;

- создавать условия для уединения ребенка, в случае его желания  (кабинки, ширмы, ниши и т.д.).    

 6 Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Суть принципа  - не навязывать детям стереотипы эталонов красоты и искусства, а дать представления об основах графического языка и о различных культурах – восточной, европейской, африканской.

Условия реализации принципа:

- размещение простых, но талантливых этюдов, эстампов,  полуреальных  скульптур и т.д.

- организация временных выставок (место выделено заранее);

-  предоставление содержания одной и той же сказки в разных стилях;

- оборудованные помещения для художественного творчества детей;

- организация больших экспозиций  в специализированных помещениях;

- оборудование помещения детскими музыкальными инструментами;

- организация комнат с оптическим смешением цветового освещения.

 7 Принцип открытости-закрытости.

 Суть принципа: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся, давать возможность взаимопроникновения и взаимодействия с природой, культурой, обществом, самим собой.

Условия реализации принципа:

Открытость природе:

- организация уголков живой природы, зеленых комнат в групповом помещении;

- включение во внутреннюю среду здания атриумов, оранжерей, зимних садов и т.д.;

- организация проживания вместе СС детьми домашних животных.

Открытость культуре:

- органичное включение в дизайн интерьера живописи, литературы, музыки;

- организация выставок  декоративно-прикладного искусства, в особенности, исторически связанные с данным регионом.

Открытость обществу:

- предоставить возможность родителям принимать участие в изменении среды.

Открытость своего собственного мира (способствовать формированию и развитию образа «я»):

- размещение различных фотопортретов детей и взрослых, отражающих возрастную динамику;

- составление альбомов и папок с фотографиями и размещение их в свободном для детей доступе.

 8 Принцип учета половых и возрастных различий детей

Суть принципа в предоставлении  возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности без прямых предписаний. Обеспечение принципа общности эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек.

2.4. Особенности организации предметно – развивающей и игровой среды в разных возрастных группах  ДОУ

Организация предметно-игровой среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым,  театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.),  разнообразным  по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть  достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.
              Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций.  Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль»

 В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку. 

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает интерес к игре. Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления. (Приложение)

Заключение

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. 

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелой педагогической организации, которая обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Все компоненты комплексной организации формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми старшего дошкольного возраста. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. 
Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] : учебное пособие  / Б. В. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. -  М. :  «ИКЦ МарТ»;  2004. - 313с.

  1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] : учебное пособие  / Е. А. Аркин. - М.: Просвещение, 2006. – 177с.

  1. Артамонова, О. А. Предметно – пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. А. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6. – С.132-136.

  1. Выгодский, Л. С.  Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выгодский // Вопросы психологии. – 2006. - № 6. – С.158-172.

  1. Виноградова, Н. А.  Интерактивная развивающая среда детского сада [Текст] : учебное пособие  / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. :Перспектива, 2011. – 354с.

  1. Епачинцева. Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ [Текст] : автореф. дисс….канд.пед.наук  /   Н. Д. Епачинцева. – Белгород : БГУ, 2011. – 103с.

  1. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников  [Текст] :  учебное пособие  / Л. М. Кларина. – СПб, 1999. - 144с. - С. 9-18.

  1. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной     педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики  [Текст] :   сборник научных трудов. / Г. Ю. Максимова,  Л. Г. Русова. – Владимир. : ВГПУ, 2000. – 167с.

  1. Руководство играми детей в дошкольном учреждении  [Текст]  /  Под ред. М.А.Васильевой. – М. :  Просвещение, 2007. – 215 с.

  1. Эльконин,  Д. Б. Детская психология дошкольников  [Текст] :  учебное пособие  / Д. Б. Эльконин. М. : Просвещение, 2006. – 243с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материалы и оборудование для игровой деятельности

Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные (35-50 см.)

3 разные

Куклы средние (20-30 см.)

7 разные

Мягкие антропоморфные животные, крупные

3 разные

Мягкие антропоморфные животные, средние

7 разные

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.)

15-20 разные

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

1

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

2

Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

2-3

Набор солдатиков (среднего размера)

1

Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.)

10 разные

Белая шапочка

3

Плащ-накидка

3

Фуражка/бескозырка

3

Каска

2

Набор масок сказочных животных

1

Игрушки-предметы опериро-вания

Набор чайной посуды (крупной и средней)

3

Набор кухонной посуды (крупной и средней)

3

Миски (тазики)

2

Ведерки

5

Молоток (пластмассовый)

1

Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)

1

Комплект кукольных постельных принадлежностей

3

Утюг

2

Гладильная доска

1

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

3 разные

Тележка-ящик (крупная)

1

Автомобили с открытым верхом, крупные

2 разные

Автомобили с открытым верхом, средних размеров

5 разные

Пожарная машина, средних размеров

1

Машина "скорой помощи", средних размеров

1

Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров

1

Лодка, средних размеров

2

Самолет, средних размеров

2

Кукольные коляски (складные)

3

Конь или другие животные на колесах/качалка

1

Конь на палочке

3

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

3

Полосатый жезл

1

Бинокль (подзорная труба)

1

Телефон

3

Руль

2

Весы

1

Сумки, корзинки, рюкзачки

7 разные

Маркеры игрового

пространства

Кукольный стол (крупный)

1

Кукольный стул (крупный)

4

Кукольная кровать

2

Кукольный диванчик

1

Шкафчик для кукольного белья

1

Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку)

1

Ширма-остов домика

1

Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем

1

Ширма-прилавок

1

Набор мебели для кукол среднего размера

1

Бензоколонка (крупная)

1

Поли-функцио-нальные материа-лы

Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)

6

Крупный строительный набор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

3

Материалы для игры с правилами

Тип

материала

Наименование

Количество

на группу

Для игр на ловкость

Шар и воротца (набор)

2

Желоб для прокатывания шаров и тележек

1

Мячи (разного размера)

7

Кегли (набор)

1

Настольные игры:

"Поймай рыбку"

1

"Прокати шарик через воротца"

1

"Загони шарик в лунку"

1

Примерный набор игровых материалов для средней группы

Материалы для сюжетной игры

Тип

материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы крупные

2 разные

Куклы средние

6 разные

Мягкие антропоморфные животные, крупные

2 разные

Мягкие антропоморфные животные, средние

6 разные

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.)

20 разные

Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

1

Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

2 разные

Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.)

10 разные

Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)

10 разные

Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.)

2 разные

Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.)

2-3 разные

Набор фигурок: семья (7-15 см.)

2

Белая шапочка

3

Плащ-накидка

3 разные

Фуражка/бескозырка

3

Каска

2

Набор масок (животные; сказочные персонажи)

2-3 разные

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды, крупный

1

Набор чайной посуды, средний

2

Набор кухонной посуды

2

Молоток

1

Комплект кукольных постельных принадлежностей

3

Грузовик, крупный

1

Тележка-ящик, крупная

1

Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров

5-7 разные

Пожарная машина, средних размеров

1

Машина "скорой помощи", средних размеров

1

Подъемный кран, крупный

1

Набор: железная дорога (средних размеров)

1

Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров

по 1 каждого наимен.

Ракета-робот (трансформер), средних размеров

1

Автомобили мелкие

10 разные

Кукольная коляска, средних размеров (складная)

2

Набор медицинских принадлежностей

2

Полосатый жезл

1

Весы

1

Часы

2 разные

Телефон

3

Подзорная труба, бинокль

2

Сумки, корзинки, рюкзачки

5 разные

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол, крупный

1

Кукольная кровать или диванчик (крупный)

1

Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)

1

Набор мебели для кукол среднего размера

2

Скамеечка на колесах со съемным рулем

1

Руль на подставке

1

Штурвал на подставке

1

Универсальная складная рама/ширма - пятистворчатая (30-50 см. высотой)

1

Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)

1

Кукольный дом (для кукол среднего размера)

1

Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей)

1

Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины)

1

Ландшафтный макет

1

Светофор

1

Тематические строительные наборы:

город

1

замок (крепость)

1

ферма (зоопарк)

1

Поли-функциональныематериалы

Объемные модули, крупные, разных форм

10

Крупный строительный набор

1

Крупный кнопочный конструктор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупные куски ткани (полотнo, разного цвета, 1х1 м.)

5

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1

Материалы для игры с правилами

Тип

материала

Наименование

Количество

на группу

Для игр на ловкость

Настольная игра "Поймай рыбку"

1

Настольный бильярд, средний ("закати шарик в лунку")

1

Настольный кегельбан

1

Бирюльки

2

Кегли (набор)

1

Кольцеброс (напольный)

1

Мячи разного размера

7

Для игр

"на удачу"

Настольная игра "лото" (с картами из 6-8 частей)

6-8 разные

Настольная игра "гусек" (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка)

3 разные

Примерный набор игровых материалов для старшей

и подготовительной групп

Материалы для сюжетной игры

Тип

материала

Наименование

Количество на группу

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

Куклы (средние)

5 разные

Мягкие антропоморфные животные ( средние и мелкие)

8-10 разные

Набор кукол: семья (средние)

2

Наручные куклы би-ба-бо

10 разные

Набор персонажей для плоскостного театра

3-4 разные

Наборы мелких фигурок (5-7 см.):

домашние животные

1

дикие животные

1

динозавры

1

сказочные персонажи

3-4 разные

фантастические персонажи

2 разные

солдатики (рыцари, богатыри)

3-4 разные

семья

2

Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.)

10 разные

Белая шапочка

2

Плащ-накидка

5 разные

Фуражка/бескозырка

3

Каска/шлем

2

Корона, кокошник

2-4

Ремень ковбоя

3

Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)

3-4

Игрушки-предметы  оперирования

Набор чайной посуды (средний)

2

Набор кухонной посуды (средний)

2

Набор чайной посуды (мелкий)

2

"Приклад" к куклам среднего размера

2

"Приклад" к мелким куклам

2

Набор медицинских принадлежностей

2

Весы

2

Чековая касса

1

Коляска для средних кукол, складная

2

Телефон

3

Часы

2

Бинокль/подзорная труба

2

Грузовик средних размеров

2

Автомобили разного назначения (средних размеров)

5

Корабль, лодка (средних размеров)

2

Самолет, вертолет (средних размеров)

2

Ракета-трансформер (средних размеров)

1

Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)

10 разные

Набор: военная техника

2-3

Набор: самолеты (мелкие)

1

Набор: корабли (мелкие)

1

Ракета-робот (трансформер), мелкая

3

Подъемный кран (сборно-разборный, средний)

1

Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)

1

Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль

по 1 каждого наимен.

Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением

1

Маркеры игрового пространства

Универсальная складная ширма/рама

1

Стойка с рулем/штурвалом (съемным)

1

Стойка-флагшток

1

Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)

1

Ландшафтный макет

1

Кукольный дом (макет) для средних кукол

1

Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)

1

Макет: замок/крепость

1

Тематические строительные наборы (для мелких персонажей):

город

1

крестьянское подворье (ферма)

1

зоопарк

1

крепость

1

домик (мелкий, сборно-разборный)

3

гараж/бензозаправка (сборно-разборная)

1

маяк

1

Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта

1

Набор мебели для средних кукол

1

Набор мебели для мелких персонажей

2

Набор мебели "школа" (для мелких персонажей)

1

Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)

10-20 разные

Поли-функциональные материалы

Объемные модули, крупные, разных форм

10

Крупный строительный набор

1

Ящик с мелкими предметами-заместителями

1

Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)

5

Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета.

1

Материалы для игры с правилами

Тип

материала

Наименование

Количество

на группу

Для игр на ловкость

Летающие колпачки

1

Настольный кегельбан

1

Настольный футбол или хоккей

1

Детский биллиард

1

Бирюльки (набор)

2

Блошки (набор)

2

Кольцеброс настольный

1

Кольцеброс напольный

1

Городки (набор)

1

Кегли (набор)

1

Серсо

1

Мишень с дротиками (набор)

1

Коврик с разметкой для игры в "классики"

1

Мячи, разные

5-7

Для игр на "удачу"

Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков)

5 разные

Лото (картиночное, поле до 8-12 частей)

8-10 разные

Лото цифровое

1

Для игр на умственную компетенцию

Домино (с картинками)

2

Домино точечное

1

Шашки

2

Шахматы

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах

Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

Расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры...

справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».

. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности....

Развитие театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах

Развитие творчества детей через игру драматизацию, театральные занятия и спектакли в ДОУ...

Консультация для воспитателей " Развитие театрализованной игровой деятельности в разных возрастных группах "

В консультации раскрывается развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы....