Инновационные технологии в работе логопеда в детском саду: учимся - играя.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Дубчак Елена Валентиновна

Описание опыта работы в играх с прищепками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx818.26 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии  в работе логопеда в детском саду:

учимся - играя.

  «До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

  В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые и деревянные бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров.  

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они   развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют  речевую  активность  детей.

        Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

  При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

-  развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие  чувства ритма;

-  развитие  конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную с  взрослым работу.

Данная работа проводится нами систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы, мы знакомим детей с прищепками, и рассказываем о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно.  В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.

1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.

«Украсим коробочку».

 Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки.

 Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой .

Варианты заданий к игре «Коробочка»: «Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки». «Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета» «Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».

«Линеечки».

Дети надевают разнообразные прищепки правой рукой на края различных линеек (треугольная линейка, прямоугольная, обычные линейки из разного материала) держа линейку в левой руке.

Усложнение – надевать прищепки левой рукой, держа линейку в правой; использовать деревянные, металлические, пластмассовые линейки; использовать линейки разной толщины, формы, размера.

 Варианты игр с линейками: «Колючий треугольник». Держа треугольную линейку в левой руке, ребенок правой рукой надевает на края каждой стороны треугольника прищепки одного размера.

 Вариант – на одну сторону треугольника надеть красные, на вторую – синие, на третью — желтые прищепки.

https://i.mycdn.me/image?id=886052852623&t=3&plc=WEB&tkn=*JcjzxbhV9yOQhULMr7Mmqpmk4mQ

«Продолжи ряд».

 По краю обычной линейки расположить прищепки в следующей последовательности: красная -  белая - синяя или большая- средняя- маленькая. Последовательность «звена» может быть любая: по цвету, размеру, изображению на прищепках.

 2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.

«Посмотри – запомни».

На край прямоугольного листа картона, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.

https://i.mycdn.me/image?id=886053404559&t=52&plc=WEB&tkn=*XaoLEdFncCCwSiHnFXMQ-vhL_Y8

 «Чего не стало?».

 На край листа картона надеваются 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагают закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.

 «Что изменилось?».

 Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.

 3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.

«Волшебный ряд».

 Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции:

-дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. );

-дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….

 «Сделай сам». 

Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от…;  надень эту прищепку справа от…;  надень эту прищепку между … и т.д.

4. Игры на формирование чувства ритма в работе над слоговой структурой слова.

«Волшебный ряд».

Прикреплять прищепки к картонной полоске, краю коробки на равном удалении друг от друга, группируя и складывая в различные ритмичные рисунки: по две-три рядом, а затем- с промежутком и т.д.

C:\Users\1\Desktop\На работу\фотои1.jpg  C:\Users\1\Desktop\На работу\фотои2.jpg

5. Игры на формирование и развитие слогового анализа и синтеза слов.

"Определи звук в слове".

Логопед называет слова, дети прикрепляют на наборную полоску столько прищепок (красного цвета), сколько слогов в слове. Каждая прищепка обозначает гласный звук.

 Усложнение - каждый ребенок получает свою картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в её названии, и определяет, какие в этом слове гласные звуки.

C:\Users\1\Desktop\На работу\фотои3.jpg

Вариант игр - перед ребенком 3-4 предметные картинки с различным слоговым составом. Логопед загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в слове. Задача детей - отгадать картинку. Роль логопеда по очереди выполняет каждый ребёнок.

Вариант - логопед выступает в роли продавца, "продавая" детям игрушки. Прищепки будут деньгами. Покупатель, выходя к доске, прикрепляет на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в названии той игрушки, которую он хочет "купить" ( например, машина "стоит" три прищепки).  Если ребенок верно "заплатил", то он получает игрушку.

C:\Users\1\Desktop\На работу\фотои.jpg     C:\Users\1\Desktop\На работу\фотои4.jpg

6. Игры на формирование и развитие навыка фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
        Логопед  называет звуки, ребенок  прикрепляет на наборную полоску прищепки красного цвета, если звук гласный, синего - если звук согласный твердый и зеленого цвета, если согласный звук мягкий.

Вариант этого упражнения - составить полностью схему слова, используя цветные прищепки.

"Ищейка".
        Логопед объясняет детям, что на наборной полоске, как и в слове,  есть начало, середина, конец. Прищепка будет играть роль собаки-ищейки. Она будет искать, где в слове спрятался звук. В зависимости от того, где в словах находится заданный логопедом звук, дети прикрепляют прищепку ( в начало полоски, середину или конец).                              Усложнение задания - взять прищепку нужного цвета (синюю, красную, зелёную).

"Подбери картинку к схеме".

Ребенку предлагается подобрать картинку к заданной схеме               C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\фотои9.jpg

"Смотри не ошибись!"
        Назвать  картинки, где слышится звук [ш] , и определить, где он находится ( в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.

https://i.mycdn.me/image?id=886054385295&t=52&plc=WEB&tkn=*uVQ99TK-zu6fwIOyF0soPCs8980

"Предложение"
        Прочитать предложение и разделить его на слова.
Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка – одно слово).

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\фотои8.jpg

7.  Автоматизация и дифференциация звуков.

"Сороки".

Прищепки превращаются в сорок, которым нравится хватать слова с определенными звуками ( например, если автоматизируется звук с, то слова со звуком с. Ребенок прикрепляет прищепки к картинкам, в названии которых есть нужный звук."Сороки" отдают картинку логопеду, при этом четко произнося её название.

C:\Users\1\Desktop\На работу\фотои5.jpg

Вариант игры - при работе над дифференциацией звуков, например с-з, логопед предлагает прикрепить прищепки, допустим, желтого цвета, к картинкам, в названии которых есть звук с, а прищепки коричневого цвета - к картинкам, в названии которых есть звук з. При этом названия картинок произносятся четко. Картинки потом можно убрать и по прищепкам вспомнить, сколько и каких слов было на один звук и на другой.

Вариант - при автоматизации звука прищепки могут превратиться в различных "героев"- участников "разговора":
-Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
(проговаривая слова, ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)
Жу,жу,жу,жу,
Я на дереве сижу.
ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
ритмично открывать и закрывать прищепку в правой руке)
-Жу,жу,жу,жу,
Я летаю и жужжу.
(ритмично открывать и закрывать прищепку в левой руке)

"Рыбалка".

В таз положить прищепки с картинками на автоматизируемый звук и ловить их магнитом. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь. Ребенок должен «поймать» картинки, в названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш].

«Пчела». 

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

"Загадки"

Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ. Произнести слово.

8. Развитие и обогащение  словарного запаса.

"Гусеница"

На столе разложены прищепки, ребенок  называет слово, относящееся к теме занятия, например к теме "Овощи"- помидор, берет  одну прищепку, второй ребенок называет свое слово и прикрепляет свою прищепку к первой. Таким образом дети собирают цепочку слов-прищепок. 

Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам. «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.

https://i.mycdn.me/image?id=886055546511&t=52&plc=WEB&tkn=*yJ56r2sXjBr_1SubAmUfjJkYFgQ

 «Птицы».

Отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

Список литературы:

  1. Леонова О.А. Коррекция речевых нарушений в играх с  мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
  2. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212с.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Половникова О.А. Опыт логопедического сопровождения детей дошкольного возраста / Половникова О.А.. // Логопед  – 2012. – № 10. – С. 47-49.
  5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  6. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя»

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого разви...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Учимся играя"

Очень увлекательный семинар - практикум для воспитателей ДОУ...

Песочная терапия как инновационная технология учителя логопеда (из опыта работы) - 17.11.2019 г.

Материал содержит описание значимости использования ррименения песочной терапии в работе логопеда с дошкольники. Описан практический опыт практического применения в кружковой работе. Содержит план кру...

Использование современных педагогических технологий в работе логопеда в детском саду.

В данной презентации представлен мой опыт работы учителем-логопедом в детском саду. Большая часть материала посвящена современным педагогическим технологиям, применяемых на занятиях....

Доклад на тему "Досуговое чтение как инновационная технология работы с родителями в детском саду по развитию речи дошкольников" (выступление на районном методическом объединении, 2023г.)

Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, к...

Мастер - класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: "Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ"

Мастер – класс на семинар для педагогов дошкольного образования на тему: «Детский тимбилдинг как инновационная технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»....

Деловая игра по теме:« «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования».

Деловая игра  по теме:« «Внедрение инновационных  технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования»....