Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме. Развитие ручной деятельности невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребенка с системным нарушением речи не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. | «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». М.М.Кольцова,(доктор медицинских наук, профессор-физиолог)
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В. А. Сухомлинский

 
| САМОМАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК ∙ Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

| | ∙ Разминание, а затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

∙ Использование массажных щёток и кистевых эспандеров. 
∙ Разминочные упражнения с мячом-ёжиком.
|
    
|    
Памятка для воспитателей ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ    
Учителя-логопеды Аверина О.Г. Комарова М.А.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ∙ Кошка Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх 
∙ Мышка Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
∙ Кулак – ребро – ладонь Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямлённая ладонь на плоскости. ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ (выложи рисунок по образцу) 

     
|