"Использование наглядно-игрового пособия -" Коврограф Занимательная полянка" на логопедических занятиях".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Синько Алла Анатольевна

Методическая разработка по использованию игоровых технолоий для решения коррекционно-развивающего развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_polyanka.docx945.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Использование наглядно-игрового пособия - коврограф

  «Занимательная полянка» на логопедических занятиях.

C:\Users\Admin\Desktop\коврограф\IMG_20181207_075311.jpg

 

C:\Users\Admin\Desktop\коврограф\DSC07036.JPG

Материал подготовили:

учителя-логопеды

Синько Алла Анатольевна ЧДОУ «Детский сад №93 ОАО РЖД»

В своей практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения,  мы обратили внимание на авторскую методику В.В. Воскобовича,
в которой представлена совершенно особенная, творческая и добрая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей.

Принципы, заложенные в систему этих игр - интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Взяв эту методику за основу мы разработали и изготовили свое методическое игровое пособие коврограф «Занимательная полянка».

Развивающие игры, разработанные нами к пособию «Занимательная полянка» - это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

Прежде всего использование нашего пособия нацелено на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным.,  обучать, играя, а не просто играть.

Занимательная полянка -это развивающая сенсорная зона, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.

Цель: это формирование интереса к процессу обучения, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.

Основные принципы технологии:  Первым принципом технологии «Занимательная полянка» является игровое обучение детей дошкольного возраста.

 Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.                                 

                                                                         

Третий принцип- раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.                                                 

Занимательная полянка состоит из нескольких сказочных областей:

1. Ковровая полянка - Ее хозяйка гусеница Фифа  знакомит детей с лексическими темами занятий и предлагает поиграть в игры, которые она принесла в своих кармашках.

      2. Поляна с «Чудо деревом» - В этой развивающей области дети играют с               жителями  «Чудо дерева» и наблюдают, как оно меняется по временам       года.

Формы работы на  «Полянке знаний» могут быть самые разнообразные:

- специально организованная деятельность:

-  решение проблемных заданий,

-  придумывание историй с участием «жителей» полянки и детей группы,

-  сочинение загадок, сказок, стихотворений,

- свободная деятельность детей, связанная с использованием дидактического материала к пособию.

Развивающая среда «Занимательной полянки».

C:\Users\Admin\Desktop\на сайт\среда\DSC07035.JPG

Описание - Развивающая среда "Полянка знаний" .

Подойдет для любого возраста, а так же для детей с ограниченными возможностями.
Состоит из элементов : коврографа, переносных модулей ( ствол дерева, крона дерева по временам года (осень, зима, весна, лето), солнышко, облака, гнездо, птицы большие перелетные-3, птицы зимующие – 8, ежик - 3, змейка, белка, гусеница

Фифа), которые крепятся липучками, и могут размещаться на коврографе в произвольном порядке, приспособления для фиксации дидактического и игрового материала (зажимы, кармашки, кружки и веревочки).

Сам коврограф представляет собой игровое поле из фетра размером 1,5 м. на 2,5 м . Именно на нем  фиксируются развивающие материалы. Часть игрового поля разлинована на сто клеток. Сетка также облегчит детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями. На коврографе имеются отверстия с люверсами, с помощью которых он крепится к стене в горизонтальном положении.
Занимательная полянка – многовариантный коврограф, он легко трансформируется, решает любые образовательные задачи, идеальна для групповых занятий.
Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.
Преимущества развивающей среды:
- Доступная;- Безопасная;- Насыщенная;- Трансформируемая.
Примеры заданий:
1. Ознакомление с окружающим миром. Посели  животных в домики  (для детей от 3 лет);
2. Развитие психических процессов. «Башмачки Фифы».  Подбери башмачок по

цвету к кармашку. (для детей 3 - 5 лет);
3. Играем в математику. Помоги  сосчитать предметы в кармашках Фифы. (для детей 4 - 6 лет);
4. Играем в слова. Где спрятались животные и птицы. (для детей 5 - 7 лет);
5. Чтение через игру. Выложи  слово в кармашках Фифы. (для детей 4 - 6 лет);
6. Художественно - эстетическое развитие. Создай узор на коврогграфе. (для детей 5 - 7 лет);
7. Физическое развитие.  Прыгаем по кочкам, называя слова на определенный звук (для детей 3 - 7 лет) и многое другое.

8. Ориентировка в пространстве. Приведи божью коровку к цветку (по клеткам на коврографе).
Данное пособие дает возможность разнообразить образовательный процесс.

Взаимодействуя с коврографом, дети смогут решать примеры, составлять свои первые слоги и слова, выучить алфавит и цифры, развить восприятие цвета и формы. И все это будет проходить в непринужденной и игровой форме, ведь в основе обучающей методики Воскобовича, на которую мы опирались, лежит принцип, согласно которому мотивация к познанию исходит от ребенка.

C:\Users\Admin\Desktop\коврограф\DSC07039.JPG

Игра: «Помоги Фифе разложить вещи по местам». Ход: Гусеница Фифа переехала на новую квартиру. Сначала она радовалась переезду, но потом от чего-то загрустила. Оказалось, что у неё очень много разных вещей. Фифа испугалась, что не справится одна с уборкой. Логопед предлагает детям последовательно разместить предметы и вещи в разные кармашки Фифы (Н-р: зимние вещи,-летние; женские-мужские-детские; обувь-головные уборы и т.д.) По ходу игры дети проговаривают, какие вещи и куда и как они разместили.

 «Башмачки для Фифы», помогает закрепить знание основных цветов, развивать зрительное восприятие, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, закреплять обобщающее понятие «одежда», активизировать словарь по данной теме.

Ход: Однажды Фифа пошла поиграть на цветную полянку. На этой поляне было много разноцветных квадратов. Подошла гусеница к зелёному квадрату и на её ножках появились зелёныё башмачки. Посмотрела Фифа вокруг и увидела, что все предметы на поляне позеленели. Какие предметы увидела гусеница? (зелёную кофту, зелёный носок, зелёный шарф и т.д.) Подошла Фифа к жёлтому квадрату и её башмачки тут же пожелтели, и всё вокруг стало жёлтым. (жёлтое платье, жёлтые брюки, жёлтая юбка). Закрыла гусеница глаза и случилось чудо, предметов стало

много. Каких предметов стало много? (много жёлтых платьев, много зелёных носков, много жёлтых юбок, и т.д.)

 «Вкусный сок для Фифы» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания. Ход: К Фифе скоро придут гости, нужно помочь ей приготовить вкусный сок и блюда из разных фруктов и овощей. Н-р:  дети кладут в кармашек Фифы картинку с виноградом и говорят : «Из винограда приготовим виноградный сок».

 

«Фифа на полянке насекомых» помогает закрепить умение ребёнка ориентироваться в пространстве и на плоскости. Даёт возможность активизировать пространственный словарь (право, лево, верх, низ, правая сторона, левая сторона). В игре закрепляется обобщающее понятие «насекомые», активизируется предметный словарь по теме, развивается умение употреблять существительные в единственном числе, родительном падеже. Развивается мелкая моторика пальцев рук, кинестетические ощущения.  Ход: Ребенок выполняя на коврографе по клеточкам графический диктант по заданию логопеда,, ведет божью коровку к цветочку.

«Волшебные круги Фифы».  Круги с кармашками разбросаны на полу в логопедическом кабинете. К кармашки вставлены картинки-задания . Для того, чтобы добраться до своего места необходимо правильно выполнить задание.

 (Н-р: назвать картинку на заданный звук- автоматизация звука «С»: санки, сад, собака, сова, салют, салат и т. д.; повторить слово по слогам, затем быстрее –

перепорхнуть, гнездо, гусеница, ящерица, подберезовик, подосиновик, колокольчик;

 прочитать слоги (слова), перепрыгиваем через кружок и т.д.).

 

«Какой длины Фифа».  Дети усваивают навыки словообразования . Ход: Нужно посчитать предметы в кармашках Фифы:  один ландыш, два ландыша и т.д. , н-р: длина Фифы шесть ландышей.

«Кармашки Фифы». В этой игре могут решаться любые задачи. Н-р: выделение гласного звука «У» в начале слова. Нужно выбрать и положить в кармашки Фифы картинки  на звук «У»  в начале слова (утка, утюг, ушанка,  и т.д).

 «Измени Фифу».  Самостоятельная деятельность в развивающей среде. Дети играют с «мимикой» Фифы, меняя выражение ее лица. А так же можно построить совершенно новое существо н-р. зеленого снеговика или какой-нибудь узор.

«Чудо дерево». Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи. Закрепляется практическое употребление предлогов, образование приставочных глаголов.

Примеры игр с «Чудо деревом»:

«Мой – Моя»

Подбери ко всем птицам (животным) короткое слово МОЙ или МОЯ

Мой дятел, снегирь, ежик

Моя ворона, сова, белка и т.д.

 

«Помоги Фифе, добавь маленькое слово»

Сова села… ветку. Почки распустились …. деревьях.  Синица летит … деревом. Деревья шумят … ветра. Листочки падают … дуба. и т.д.

 

 «Закончи предложение»

Дятел сидел около… —  Ежик спрятался под … — Сова сидела на … — Божья коровка ползла  к … — Птица села в … и т.д.

 

«Кто как передвигается?»

Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.

 

 «Кто живет в нашем крае».

Педагог предлагает поместить на пано картинки только тех животных или птиц, которые встречаются в Краснодарском крае.

 

 «Кто где живет?»

Рассказать, где живут звери, и птицы, изображения которых прикреплены к «панно». Например: ежик – в норе, белка – в дупле и т. д.

 

  «Опиши, мы отгадаем».

Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно». Например:

Дуб – высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, резные листья.

белка – животное, с пушистым хвостом, ловкая, шустрая, живет в дупле.

 

 «Найди того, о ком расскажу».

Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь или птица, чем он питается, а дети угадывают.

 

 «Кто зимует с нами?»

Показать птиц и животных, которые зимуют в наших краях.

 

«Подбери цветы лета (осени, весны, зимы)».

Прикрепить крону к дереву определенного цвета, с отличительными особенностями определенного времени года.

 

 «Так бывает или нет?»

Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.

 

«Кто когда «работает»?»

Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на «панно», в какое время суток бодрствует.

 

 «Что было бы если бы…?»

На «панно» размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если  бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева – листьев, корней; у ежа иголок и т. д. Тут же  можно поиграть в игру «Чей хвост?» (н-р: беличий, вороний и т.д).

 

  «Скажи наоборот».

Взрослый показывает на «панно» и называет объект, а ребенок должен подобрать антоним. Например: толстая ветка – тонкая ветка, мягкий мех – колючие иголки.

 

«Скажи по — другому».

Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на «панно». (Птица – птичка, птаха, пичужка.)

 

«Один – много».

Логопед  прикрепляет картинки к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево – деревья, белка – белки и т. д.)

 

«О чем можно так сказать?»

Логопед  говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.

 

«Что это может делать?»

Здесь, наоборот, логопед  называет объект, а дети действие.

 

Игра с разноцветными шнурочками.

Ребятам интересно писать графические диктанты при помощи шнурочков, прокладывать дорожки для сказочных персонажей, выкладывать  буквы , цифры, геометрические фигуры.
При помощи этой игры дети учатся ориентироваться на плоскости, развивает мышление, внимание и мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-игровых средств в коррекционном процессе. Презентация наглядных пособий по развитию речи.

В статье представлен материал учителя-логопеда МБДОУ Д/с № 43 Божевой Т.М. "Презентация наглядных пособий по развитию речи"  с городского методического мероприятия "Панорама педаго...

Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...

Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников.

Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Немногие дети стихийно достигают дост...

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...

Использование наглядно-игрового пособия «Составь слово» в коррекционной работе

Использование в коррекционной работе дидактического пособия «Составь слово» сделает  процесс чтения более доступным и интересным  для дошкольников....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...