Картотека пальчиковой гимнастики. (Подготовительная и средняя группа)
картотека по логопедии

Картотека по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_leksicheskim_temam.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Тема: «Библиотека. Книги». Общая моторика. Подготовительная группа.

Слова

Движения

Читать ужасно интересно

Ладонь к ладони, внутренней стороной вверх. («Книга»). Водить глазами слева направо. («Читаем книгу»)

Вы можете сидеть, лежать.

Присели, ладони под голову.

И – не сходя при этом с места,

Встали.

Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!

Прочли подряд 4 буквы,

«Читаем».

И вы пошли, пошли, пошли.

Шаги на месте.

От слова к слову – как по кочкам –

Помчитесь весело по строчкам.

Подскоки.

И так научитесь читать -

«Читаем».

Как бегать, прыгать, как летать.

Бег на месте, прыжки, взмахи руками в соответствии со словами.

Тема: «Библиотека. Книги». Мелкая моторика. Подготовительная группа

Слова

Движения

Как хорошо уметь читать.

Хлопки в ладоши.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу»,

Не надо звать,

Не надо ждать

Загибаем пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно на 1,2, 4, 6 и 7 строчки.

А можно взять

И прочитать!

Хлопки в ладоши.

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Тема: «Новый год» Общая моторика. Подготовительная группа.

Слова

Движения

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

3 наклона вперед

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

Шаги на месте.

На верхушке выше веток

Загорелась как всегда

Руки вверх.

Руки вниз.

Самым ярким, жарким светом

Пятикрылая звезда.

                             (Е.Трутнева)

Руки вверх, скрестить над головой.

Тема: «Новый год». Мелкая моторика. Подготовительная группа

«На елке»

Слова

Движения

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками друг о друга.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Шагать указательными и средними пальцами обеих рук по коленка (по столу)

Дал большущие пакеты.

Нарисовать руками большой круг.

В них же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

Один золотистый апельсин.

Загибать пальцы, начиная с большого.

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Тема: «Осень». «Деревья. Листья» Общая моторика. Подготовительная группа.

Слова

Движения

В лесу осиновом

Дрожат осинки.

Прямые руки вверх, махи кистями рук.

Срывает ветер с осин косынки.

Руки вверху, махи прямыми руками вправо, влево.

С осинок ветер

Косынки сбросит.

«Бросить» руки вниз.

В лесу осиновом

Наступит осень

Развести руки в стороны.

Тема: «Осень». Мелкая моторика. Подготовительная группа

Слова

Движения

Здравствуй, осень золотая!

Здравствуй, речка голубая!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

Всех я вас приветствую!

Пальцы правой и левой рук одновременно похлопывают друг друга.

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Общая моторика. Тема: «Овощи. Фрукты». Подготовительная группа.

«Урожай»

Слова

Движения

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы морковь натаскаем,

«Таскают»

И картошки накопаем.

«Копают»

Срежем мы кочан капусты

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный.

                                  Н.Нищева

Показать круг руками 3 раза

Мелкая моторика. Тема: «Овощи. Фрукты». Подготовительная группа.

Слова

Движения

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Серёжки сорванца –

Два зелёных огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да ещё у Петьки –

Две хвостатых редьки.

                                        В.Волина

По очереди разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках одновременно.

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Общая моторика. Тема: «Фрукты». Подготовительная группа.

Слова

Движения

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам,

Всюду яблоки висят.

Руки вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят

Соединить в круг («солнышко»)

Мелкая моторика. Тема: «Фрукты». Подготовительная группа.

«Компот»

Слова

Движения

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой «мешают»

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

                             Н.Нищева

Опять «варят» и «мешают»

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Общая моторика. Тема: «Грибы».  Подготовительная группа.

Слова

Движения

Мы шли, шли, шли,

Шагать друг за другом по кругу.

Подберезовик нашли.

Наклониться, руки вниз.

Раз, два, три, четыре, пять -

Выпрямиться, пять хлопков в ладоши, в соответствии со счетом.

Мы идем опять искать.

Шагать друг за другом по кругу.

Далее повторять слова, движения, заменяя названия грибов.

Мелкая моторика. Тема: «Грибы». Подготовительная группа.

«Грибы»

Слова

Движения

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

«Шагать» пальчиками по столу.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стать,

Этот пальчик все съел.

Загибать по одному пальцу, начиная с мизинца.

Оттого и потолстел!

Отогнуть большой палец, вращать им.

Развитие общей и мелкой моторики

Упражнения в соответствии с лексическими темами

Тема: «Посуда» Общая моторика. Подготовительная группа.

«Чайник»

Слова

Движения

Я- чайник, ворчун,

                       хлопотун, сумасброд,

Я вам напоказ

                                выставляю живот.

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Топают

- Эй люди, я с вами

                                 почайпить хочу!

(Американская песенка)

Призывные движения правой рукой.

Тема: «Посуда». Мелкая моторика. Подготовительная группа

«Машина каша»

Слова

Движения

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску – курицам,

                                 цыплятам.

И в корытце – поросятам.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Всю посуду заняла,

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала.

                          (Н.Нищева)

Сдувают «крошки» с ладошки.

Картотека пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами для детей средней группы компенсирующей направленности.

Л/т. «Моя семья».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

(с одновременным показом на пальцах правой или левой руки. Сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого. Произнося последнюю строчку, ребенок хлопает в ладоши).

Л/т. «Детский сад».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

(хлопки)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Л/т. «Наша станица. Моя улица».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки)

Мы живём в одном краю,

(сжать обе руки вместе)

Всех я вас приветствую!

(машем обеими руками).

Л/т. «Осень. Деревья».

Раз, два, три,

четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с

большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы

Соберем,

(разгибают пальчики, начиная с

мизинца)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу).

Л/т. «Огород. Овощи».

Мы капусту рубим,

(ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Мы морковку трем,

(трут ладони друг об друга)

Мы капусту солим,

(указательный и средний пальцы трутся об большой)

Мы капусту жмем.

(хватательные движения обеими руками)

Мы капусту нарубили,

(ритмичные удары ребром ладоней по столу)

Перетерли,

(трут ладони друг об друга)

Посолили,

(указательный и средний пальцы трутся об большой)

И набили плотно в кадку.

(удары обеими руками по столу)

Все теперь у нас в порядке.

(отряхивают руки).

Л/т. «Сад. Фрукты».

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

(левую ладошку держат

«ковшиком» пальцем правой

руки мешают)

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному,

начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять варят и мешают).

Л/т. «Грибы. Ягоды».

Топ – топ – пять шагов,

(«шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

(переплели пальцы – сделали туесочек, большие пальцы – ручка)

Мухомор красный – гриб опасный.

(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

Л/т. «Игрушки».

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

(загибают поочередно все пальцы)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

(разгибают поочередно все пальцы)

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

Л/т. «Одежда».

Раз, два, три, четыре, пять –

(последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки)

Будем вещи мы стирать:

(кулачки имитируют стирку)

Платье, брюки и носочки,

(хлопки)

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название одежды)

Их стирать мы тоже будем.

(кулачки имитируют стирку).

Л/т. «Обувь».

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

(дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)

После лезем под кровать.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол).

Л/т. «Мебель».

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире.

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

(загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Л/т. «Посуда».

Мы в новом магазине посуду покупали:

(руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять)

Тарелки, блюдца, чашки

(поднимать поочередно пальцы правой руки)

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и солонку,

Набор ножей и вилок,

(поднимать поочередно пальцы левой руки)

Шумовку и масленку.

Л/т. «Зима».

Падают снежинки, белые пушинки.

(ладошки вытягивают вперёд)

Падают на плечи

Падают на ножки,

Падают на щечки, также на ладошки.

Падают на грудку, падают на нос.

(по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных

частей тела)

С Северного полюса ветер их принес.

(машут ладошками показывая «ветер»)

Л/т. «Зимующие птицы».

Птицы к дому подлетели

(два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями)

На кормушку птички сели

(выставляют одну ладонь вперёд)

Стали зернышки клевать

(другой рукой, большим и указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони)

И головками кивать.

(соединяем пальчики вместе, изображая голову)

Л/т. «Комнатные растения».

На окне цветок колючий

(дети показывают прямоугольник из пальчиков перед собой)

Смотрит за околицу.

(дети делают «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(грозим пальчиком)

Очень больно колется.

(отдергиваем руку, как будто укололись).

Л/т. «Новогодний праздник».

Ждали праздника мы долго.

(трём ладошку о ладошку)

Наконец пришла зима.

(сжать кулаки, прижать их друг к другу)

Наконец пришла зима

(пальцы «идут» по столу, по коленкам)

В гости ёлку привела

(пальцы показывают ёлочку, указательные пальцы сцепляются)

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели.

(круговые движения кистями рук)

Покружились, поплясали,

Даже чуточку устали.

(кисти рук опустить, расслабить)

Дед Мороз скорей приди,

(ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд)

Нам подарки принеси.

Л/т. «Домашние птицы».

Вышла курочка гулять,

(сжимают и разжимают кулачки)

Свежей травки пощипать,

(соединить кончики указательного и большого пальца)

А за ней ребятки –

(постукивают пальцами по столу)

Желтые цыплятки.

Л/т. «Домашние животные».

Жили-были поросятки

(подушечками пальцев стучат по столу)

На поляне у реки.

Рано утром просыпались,

(потягиваемся)

Мыли ушки и копытца.

(круговые движения рукой около носа поочередно меняя руки)

Ох, и теплая водица!

(сжимают и разжимают пальцы).

Л/т. «Дикие животные».

У лисы в лесу глухом

(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие)

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

(удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

Л/т. «Профессии. Продавец».

Много есть профессий знатных,

(хлопки)

И полезных, и приятных.

(сжимать и разжимать кулачки)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель.

(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)

Сразу всех не называю,

(сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить предлагаю.

(вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Л/т. «Профессии. Почтальон».

Что принес нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

(на каждое название загибают по одному пальцу)

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Л/т. «Транспорт».

Шуршат по дорогам

(гладят руками по столу)

Веселые шины,

(хлопают в ладоши)

Спешат по дорогам

(крутят воображаемый руль)

Машины, машины…

А в кузове важные,

(сжимают и разжимают пальцы)

Срочные грузы –

Цемент и железо,

(загибают по одному пальцу)

Изюм и арбузы.

Л/т. «Профессии на транспорте»

Быть шофером хорошо,

(дети крутят воображаемый руль)

А летчиком – лучше.

(имитируют крылья самолёта, расставив руки)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

(вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Наливаю в бак бензин,

(наклоняют воображаемый сосуд)

Завожу пропеллер.

(круговое движение правой рукой)

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

(имитируют крылья самолёта, расставив руки)

Л/т. «Наша Армия»

Подарите мне фуражку,

(ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)

Сапоги и автомат.

(разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)

Стану воином отважным,

(интенсивное сжимание рук в кулаки)

Защищать вас буду рад.

(пальцы сцепить в «замок»)

Л/т. «Весна».

Солнца луч скользнул в окошко. (сжимают и разжимают пальцы)

Я зажму его в ладошке.

(соединяют руки в «замочек»)

Аккуратно, чуть дыша,

(смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)

Спрячу в ларчик малыша.

(закрывают ладони и убирают руки под стол)

И тихонько шаг за шагом

(«шагают» пальчиками по столу)

Маме отнесу бродягу.

(сжимают руки и вытягивают их вперед)

Л/т «Мамин праздник».

Много мам на белом свете,

(разводят руки в стороны)

Всех их любят очень дети.

(крепко охватывают себя за плечи)

Журналист, инженер,

Повар, милиционер,

Врач, парикмахер и строитель.

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Мамы разные нужны,

(сжимают обе ладошки в замочек)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимая ладошками вверх).

Л/т. «Первые весенние цветы».

Я родился! Я родился!

(ладони от груди поднимаем вверх 2 раза)

Снег пробил

(ладони в форме бутона поднимаем на уровень глаз)

И распустился

(раскрываем ладони, предплечья вместе).

Ух, какой ты, снег, колючий

(грозят пальцем)

О морозах зря мечтаешь

(хлопают себя по плечам и водят указательным пальцем влево-вправо)

Скоро ты совсем растаешь

(ладонями машут от себя)

Уплывёшь потоком в речку (волнообразные движения кистями)

И не скажешь ни словечка!"

(указательный палец левой, а затем правой руки подносим к губам).

Л/т. «Цветущие комнатные растения».

В прятки пальчики играют

(сжимают и разжимают пальцы)

И головки убирают,

(открывают и закрывают ладонями лицо)

Словно синие цветки

(сводят и разводят пальцы веером)

Распускают лепестки.

Наверху качаются,

(наклоны кистей вправо-влево)

Низко накланяются.

Колокольчик голубой

(круговые движения кистями)

Поклонился нам с тобой.

(наклоны кистей вниз, вверх)

Колокольчики-цветы

(повороты кистями)

Очень вежливы, а ты?

Л/т «Дикие животные весной».

Бурый мишенька зимой

(сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге.

(кладут руки под щеку)

Весною он проснулся,

(тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся.

- Здравствуй, рыжая лисичка!

(загибают поочередно пальцы)

- Здравствуй, белочка-сестричка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!

Л/т. «Домашние животные весной».

Ходит-бродит по лужку

(«шагают» пальцами по столу)

Рыжая корова.

(делают «рога» и качают головой)

Даст она нам к вечерку

(сжимают и разжимают пальцы рук)

Молока парного.

(хлопки).

Л/т. «Космос».

В космосе сквозь толщу лет

(сжимают и разжимают пальцы)

Ледяной летит объект.

(кулак поднимают вверх, наклоняют вправо, влево)

Хвост его – полоска света,

(из второй руки делают «хвост кометы» и прикладывают)

А зовут объект – комета.

(сжимают и разжимают пальцы).

Л/т. «Перелётные птицы».

Грачиха говорит грачу:

(сжимают и разжимают пальцы)

«Слетай с грачатами к врачу,

(соединяют два больших пальца, остальными машут)

Прививки делать им пора

(сжимают и разжимают пальцы)

Для укрепления пера!»

(машут руками как крыльями).

Л/т. «Насекомые и пауки».

У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают кулачки)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить)

Л/т. «Аквариумные рыбки».

Рыбка плавает в водице,

(сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(изображают рыбку)

Крошку хлебную взяла.

(хватательные движения)

Рыбка хвостиком махнула,

(снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека.Пальчиковая гимнастика (подготовительная группа)

Картотека.Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей средней группы

Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон....

Картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа.

Картотека составлена по тематическому планированию....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей средней группы

Картотека пальчиковой гимнатики для детей средней группы...

Картотека пальчиковых гимнастик для детей средней группы

Картотека пальчиковых гимнастикдля детей средней группы...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей средней группы

Пальчиковая гимнастика для среднего дошкольного возраста...