Конспект "Секреты здоровья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Здебская Марина Васильевна

Закрепить знания о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_zdorovya.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Секреты здоровья»

Задачи:

   Продолжать развивать речь как средство общения. Обогащать речь детей существительными, помогать детям употреблять  в речи слова в точном соответствии со  смыслом.

   Расширить представление о составляющих ( важных компонентах) здорового образа жизни ( правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья) и факторы разрушающие здоровье.

   Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, самостоятельно умываться.

  Расширить знание об источниках опасности, соблюдать правила безопасности с незнакомыми предметами.

Развивать познавательный интерес к сохранению и укреплению своего здоровья.

Воспитать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

НОД

Логопед  здоровается и задаёт вопрос

- А вы когда-нибудь вдумывались в смысл слова «Здравствуйте»?

(Здравствуйте - это значит, что мы желаем быть здоровыми).

- Что же такое здоровье?

Логопед: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Вот как говорится в пословице «Здоровье дороже богатства». Быть здоровыми хотят взрослые и дети. Сегодня мы попадём в волшебную страну «Неболейкино» ,где растет удивительный  Цветик- Семицветик. Каждый его лепесток расскажет , что нужно делать , чтобы  здоровье сохранить. Давайте оторвем первый лепесток.

1 лепесток. Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья.

Логопед. Отгадайте загадку

Маляр без кистей.

Красит людей. (Солнце)

Логопед. Что дает нам Солнышко?

Дети. Тепло, свет, солнечный загар, витамин «Д».

Логопед: правильно, с солнцем мы получаем загар, принимаем солнечные ванны, витамин «Д» нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.

Какой вред может     принести солнышко?

Дети. Ожог кожи ,солнечный удар.

Физминутка «Солнышко»

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше.  (Дети поднимают руки через стороны вверх,

                                     поднимаясь   на носочки).

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.                      ( Дети приседают, опуская руки вниз).

Хорошо, хорошо

 Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется.                              (Дети шагают на месте, хлопая в ладоши).

Логопед. Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Чтение стихотворения.

Ребенок.

— Вы слыхали о воде?

— Говорят она везде.

— В луже, море, океане.

— И водопроводном кране.

Логопед. Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля.  Что означает голубой цвет?

Дети. Это вода!

Логопед. Зачем нам нужна вода?

 Какая бывает вода?

Дети. Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

Логопед. На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать?

Дети. Её нужно экономить.

Логопед .Что значит экономить?

Дети. Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её.

Логопед. От чего оберегать?

 Дети. От загрязнений.

Логопед. Отгадайте еще загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Логопед. Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

Дети. Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит.

Логопед. Вредный воздух  -это черный дым из труб ,выхлопные газы от машин  ,гниение мусора.                                                                                            Чтобы  воздух был чистым надо сажать деревья ,строить очистительные сооружения.

  Логопед. Вспомните поговорку, в которой есть  слова солнце, воздух и вода

  Дети. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

 Логопед. Почему так говорят?

( Ответы детей)

Сейчас мы оторвем второй лепесток, который называется физкультурный.

2 лепесток  Физкультурный

Логопед. Давайте вспомним пословицы и поговорки про физические упражнения. Я начну , а вы продолжите.

1.Двигайся больше - проживешь дольше.

2.Движение – жизнь и путь к здоровью.

3.В здоровом теле – здоровый дух.

4.Чтоб больным не лежать – надо спорт уважать.

Физические упражнения, подвижные игры и спорт укрепляют здоровье человека.

Массаж для профилактики простудных заболеваний «Наступили холода»

Да - да - да - наступили холода. (Потереть ладошки друг о друга).

Да - да- да - превратилась в лёд вода. (Мягко провести большими пальцами рук по шее

сверху вниз).

Ду - ду- ду -        подскользнулась я на льду. (Указательными пальцами помассировать крылья носа).

Ду - ду -ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши).

Ды - ды -ды - на снегу есть следы. ( Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.)

Ди-ди-ди - (Хлопки в ладоши).

ну, заяц, погоди! (Погрозить пальцем).

 Логопед. Чтобы быть здоровым, надо заниматься спортом. Приглашаю всех на зарядку!

 Физкультминутка «Прочь усталость, лень и скука!» 

Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать,

 Прочь, усталость, лень и скука,

 Будем мышцы разминать! (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

А теперь покрутим шеей,

 Это мы легко сумеем,

 Как упрямые все дети

, Скажем: « Нет!» - на всё на свете. (Вращение головой в стороны)

 А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

 Ноги до конца сгибать!

 Раз – два – три – четыре – пять! (Приседания)

 Напоследок пошагаем,

 Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте).

 Спортивные соревнования

С клюшкой обежать вокруг пирамидок , не задев их.

Игра « Что кому нужно?»

Я буду показывать картинки с изображением спортсменов , а вы скажите , что каждому из них нужно для занятий спортом.( Хоккеисту нужны коньки, клюшка, ворота, .Фигуристу нужны коньки, лед .костюм. Конкобежцу нужны каток. лед. коньки, костюм. Лыжнику нужны снег. лыжи, лыжня, костюм.

Комплекс дыхательной гимнастики «Будьте здоровы»

«Мы большие»

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

«Ныряльщики»

Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом

Логопед. А сейчас мы с вами сделаем самомассаж « Неболейка» .

Чтобы горло не болело,

Мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять , не чихать

Надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком

Да, да ,да Да, да, да

Нам простуда не страшна

Логопед: Ребята, зарядкой надо заниматься каждый день. Делайте её по утрам вместе с родителями.

Сейчас оторвем третий лепесток.

3 лепесток «Береги органы лица  »

Логопед. Сейчас, я вам загадаю загадки.

Он бывает самым разным

Добрым, вредным,

Гордым, важным

Длинным, маленьким, горбатым

Толстым, тонким, конопатым   (нос)

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз  (уши)

Хотели бы два братца

Друг с другом повидаться,

Да разделила их гора-

Никак не перебраться (глаза)

В одной комнатушке

Соседи живут:

Одни все кусают,

Другие-жуют (зубы, рот)

  Логопед.  Все слова, которые вы отгадали, обозначают части лица человека.

 Посмотрите еще раз на себя в зеркало и скажите, какого цвета у вас глаза?(зеленые, голубые, карие)

-Для чего человеку нужны глаза?

Дети. Чтобы видеть.

 Логопед. Смог бы человек обходиться без глаз?

Дети. Нет, он бы падал, спотыкался.

Логопед .Что нужно делать, чтобы сохранить хорошее зрение?

Дети. Не смотреть долго телевизор, пить витамины, не читать в темноте, носить солнечные очки .

Логопед. Что же полезно для глаз?

Дети .Умывание, отдых, есть морковку,  тыкву ,чернику, гречневую кашу, пить напиток из шиповника, загорать в солнечных очках.

Логопед. Открою вам секрет, а еще полезно делать гимнастику для глаз (дети присаживаются на ковер).                                                          

Гимнастика для глаз.  

«Смотрят вправо - никого,                   Резко переводят взгляд вправо- влево.

 Смотрят влево – никого.                      

Раз-два, раз-два-                                    Круговые вращения глазами.

Закружилась голова.

Глазки закрывали,                                    Закрывают глаза.

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,                              Резко переводят взгляд вверх- вниз.

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,                              Мягко поглаживают веки

 Отдыхать пришла пора»                      Мягко поглаживают веки

Логопед. Посмотрите на уши, сколько их?

Дети. Два уха.

Логопед .Зачем нам нужны 2 уха?

Дети . Чтобы точнее определить направление откуда идет звук; если бы у нас было одно ухо, то приходилось бы постоянно крутить головой во все стороны, для того чтобы определить направление звука. А когда у нас два уха, крутить головой не обязательно.

 Логопед. Давайте вместе подумаем , что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух.

Дети .Чистить уши, не засовывать посторонние предметы в ухо, носить шапку в холодное время года, не кричать громко.

Логопед. Для чего нужен нос?

Дети .Чтобы дышать, нюхать запахи.

Логопед. Что нужно делать, чтобы нос хорошо дышал и как его нужно беречь?

Дети. Нужно дышать свежим воздухом, делать зарядку, нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

    Логопед. Вот, ребята, мы с вами  узнали, что нужно делать и чего нельзя делать, чтобы наши уши, глаза и нос всегда были здоровыми.

Оторвем четвертый лепесток.

4 лепесток  Здоровое  питание.

  Логопед Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться!

Детям надо пить молоко, есть кашу, творог, сыр, мясо, рыбу, овощи, фрукты, так как в этих продуктах содержится много полезных веществ и витаминов. Витамины- это наши верные друзья.

1ребенок.Если вы хотите правильно расти и развиваться, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, то вам нужен  витамин А. Витамин А содержится в молоке, яйцах, рыбе, свежих овощах.

2ребенок. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, то вам нужен В. Витамин В содержится в молоке, свежих фруктах и овощах, во всех злаках.

3ребенок. Если вы хотите меньше болеть и быстрее выздоравливать, то вам нужен  витамин С. Витамин С содержится во всех свежих фруктах, овощах и ягодах.

4 ребенок Если вы хотите быть крепкими, иметь здоровые зубы, то вам нужен я  витамин Д. Витамин Д содержится в рыбе, яйцах, молоке, сыре, твороге.

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, D. Они также содержаться и в других продуктах.

Логопед.   Игра «Доскажи словечко»

Всем полезны помидорочки, и чеснок на хлебной …корочке.

Ешь конфеты и печенье, лишь чуть - чуть, для …настроения.

Пополни кальций свой дружок, съешь на завтрак… творожок.

Чтобы силы накопить, обед компотиком лучше …запить.

И теперь команда наша,  пьет кефир и …простоквашу.

Не повторяйте блюда те же, твое меню должно быть …свежим.

  Логопед. Из овощей и фруктов можно приготовить  много разнообразных полезных блюд. Я предлагаю сесть вам за столы, и приготовить  1-ой команде полезный фруктовый салат ,а 2-ой  команде  борщ.

Игра «Веселый горшочек».

Из горшочка брать продукты. Если продукт полезный , его надо положить на зеленую тарелочку, а если продукт  не полезный на красную.

   Логопед. Как понимаете пословицу?  «Здоров будешь - все добудешь». (Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится).

Ребенок.

Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,

Нужно с витаминами дружить.

Витаминов много - всех не перечесть,

Но самые главные среди них есть.

Без них не может организм существовать,

Учиться, работать, отдыхать.

Логопед. Проговорить чистоговорки.

Он-он-он - желтенький лимон.

Феты-феты-феты– шоколадные конфеты.

Уп-уп-уп-- мама варит суп.

Леты-леты-леты - вкусные котлеты .

Ок-ок-ок- с мясом пирожок.

Оторвем пятый лепесток.

5 лепесток Чистюлькино

Логопед. Какое интересное название! А как вы думаете, почему оно  может так называться?( ответы детей).  Конечно, здесь живут люди, которые любят чистоту. Есть такая пословица «Чисто жить – здоровым быть».

Массаж лица « Умывалочка».

Надо, надо нам помыться (хлопают в ладоши)

Где тут чистая водица (показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной)

Кран откроем ш-ш-ш (делают вращающиеся движения кистями)

Руки моем ш-ш-ш (растирают ладони друг о друга)

Щёчки, шейку мы потрём (энергично поглаживают щёки и шею)

И водичкой обольём (мягко поглаживают ладонями лицо ото лба к подбородку).

Логопед: Как часто надо мыть руки?

Загадки

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

 Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)  

Целых двадцать зубков

Для кудрей и хохолков.

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.            (Расческа)

Там где губка не осилит,

Не домоет, не домылит ,

На себя я труд беру:

Пятки , локти с мылом тру

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.( Мочалка)

Ускользает, как живое,  

Но не выпущу его я.      

Белой пеной пенится,        

Руки мыть не ленится.          (Мыло)  

Пластмассовая спинка,  

Жесткая щетинка,        

С зубной пастой дружит,

Нам усердно служит.       (Зубная щетка)  

   Логопед. Чтобы быть здоровым надо соблюдать правила личной гигиены

Правила личной гигиены – это когда человек следит за чистотой своего

лица, рук, тела, зубов, старается не быть замарашкой.

  Игра «Жадина»

( картинки: мочалка, зубная щетка, мыло, полотенце. расческа, носовой платок, тюбик с зубной пастой. Дети подбирают местоимения мой, моя. мое, мои  к картинкам.)

   Пословицы

Я начну пословицу , а вы продолжите.

 «Чистота-залог здоровья.

«От простой воды и мыла у микробов тают силы»

Оторвем шестой лепесток.

6 лепесток Режим дня

- Очень важно ребята, соблюдать режим дня. Это значит вовремя кушать и гулять, и в одно, и тоже время спать. В этом нам помогают часы.

Чтобы быть здоровым, детям необходимо много спать. Вечером надо ложиться спать в одно и то же время и обязательно спать днём. Не забывайте, что во сне дети растут и набираются сил.

Оторвем седьмой лепесток.

7 лепесток  Хорошее настроение

   Логопед. Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день. Улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим себе и друг другу здоровье и радость.

Разным может быть настроение. Хотите, чтобы у всех людей, которые нас окружают , было радостное настроение?

Есть несколько правил, которые нам помогут .

1.Будь всегда весёлым, не плач по пустякам, не капризничай.

2.Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай.

Ребята, какие вы знаете пословицы про настроение?

« Сердце веселится- и лицо цветёт»

«Печаль не уморит, а здоровью навредит»

Логопед.

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется!

Логопед.      Прочные знания вы показали.

И о здоровье мне все рассказали,

Важно, мало правила знать,

Главное, следует их выполнять!

Список литературы

1.«Гигиена и здоровье .Тематический словарь в картинках: Мир человека» М.: Школьная пресса,2911.-32с.

2. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском  саду : логопедические  занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. –М.:ТЦ Сфера  М:2010.-176

3. Новикова И.М .« Формирование представлений о здоровом образе     жизни у старших дошкольников» . М.- Мозаика – Синтез,2019.

4.Логопед. Научно – методический журнал.№4 2009      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....