Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
проект по логопедии

Лаптева Елена Михайловна

Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika_v_rabote_logopeda.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

     При  коррекции  произношения  звуков  логопеды традиционно  используют  упражнения  артикуляционной  гимнастики,  которая включает задания на тренировку подвижности  и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков. Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук.

    Новым  и  интересным  направлением  этой  работы  является  биоэнергопластика. Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.  По мнению кандидата педагогических наук И. В. Курис, биоэнергия –  это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика  –  плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

     Совместные  движения  руки  и  артикуляционного  аппарата, если они   раскрепощены  и  свободны,  помогают  активизировать  естественное распределение  биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное  воздействие  на  активизацию интеллектуальной  деятельности  детей, а так же развивает координацию движений мелкую моторику и звукопроизношение детей.

     У  каждого  ребенка  поступившего  в  речевую  группу  имеется стертая форма дизартрии легкой или средней степени тяжести. Неврологическая симптоматика проявляется,  прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного  тонуса,  несформированности  общей,  мелкой  и  артикуляционной  моторики.  При  увеличении  динамической  нагрузки  падает  качество  движений,  распадаются позы. Многим  недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята  ошибаются,  быстро  утомляются,  движения  становятся  неточными,  нарушается их темп, ритм, плавность, появляются синкинезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение  пальчики, появлялись  гиперкинезы  (насильственные  движения)  кистей,  усиливалось  беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.

     С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти.

   Проведении занятий с применением  метода  биоэнергопластика включает 5 этапов.  Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Этапы:

На первом (подготовительном) этапе проводятся занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счет.

Таким образом, ребёнок (дети) привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка (детей) в упражнения не вовлекается.

На втором  этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением  ведущей  руки.  Учитель  –  логопед  вместе  с  ребёнком  выполняет упражнение,  сопровождает  показ  движением  кисти  одной  руки.  Такая  артикуляционно-пальчиковая  гимнастика  выполняется  в  течение  одного  месяца,  за  этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и  движения  кистью  ведущей  руки.  Движения  кистей  рук  должны  быть  раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На  третьем  этапе  к  артикуляционным  упражнениям  подключается  другая рука ребёнка.  Учитель  –  логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

На  четвертом  этапе  к  артикуляционным  упражнениям  подключаются  обе руки.  Ребёнок  выполняет  артикуляционное  упражнение  и  одновременно  движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.

На  пятом  (заключительном)  этапе,  когда  ребёнок  полностью  освоит  упражнения, учитель  –  логопед рассказывает сказку, читает стихи,  а ребёнок  самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

   Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает  позу  и  одновременно  движением  обеих  рук  имитирует,  повторяет  движение артикуляционного аппарата. Такую артикуляционно-пальчиковая гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, сказки,  стихотворные  строки, музыку. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение.  Положительное  эмоциональное  возбуждение  при  звучании  приятных  мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Следовательно,  применение  фоновой  музыки  для  занятия  биоэнергопластикой,  очень  важное и нужное дело.

      В  конце  учебного  года,  когда  дети  уже  научились ощущать  органы  артикуляции,  контрастность  положений  языка,  челюстей,  губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору – зеркало.

Биоэнергопластика может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя -логопеда"

Мастер - класс«Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках...

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Биоэнергопластика в работе учителя – логопеда.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!...

Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Термин «биоэнергопластика» означает: «биоэнергия» - это та энергия, которая находится внутри человека и «пластика» - плавные, раскрепощенные движения тела, ру...

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....

Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»

Семинар-практикумТема: «Использование   биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи»...

Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Артикуляционная гимнастика является основным этапом работы над формированием правильного произношения у детей с речевыми нарушениями. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного...