Конспект фронтального занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект фронтального занятия  по развитию речи

в старшей логопедической группе

по теме  «Домашние птицы»

Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц,  обобщающее понятие домашние птицы,  уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и существительные с суффиксами -онок, -енок.

Коррекционно-развивающие цели: развивать навыки диалогической и связной речи, зрительного внимания,  тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки домашних птиц и их детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, мяч.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Домашние птицы», чтение рассказов К. Ушинского «Петушок с се­мьей», Е. Чарушина «Утки».

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Слайд 2

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ПЕТУХЕ

Слайд 3

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ПЕТУХЕ

Слайд 4

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ПЕТУХЕ

Слайд 5

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ О ПЕТУХЕ



Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  по развитию речи

в старшей логопедической группе

по теме  «Домашние птицы»

Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц,  обобщающее понятие домашние птицы,  уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и существительные с суффиксами -онок, -енок.

Коррекционно-развивающие цели: развивать навыки диалогической и связной речи, зрительного внимания,  тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование: демонстрационный материал — предметные картинки домашних птиц и их детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, мяч.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Домашние птицы», чтение рассказов К. Ушинского «Петушок с семьей», Е. Чарушина «Утки».

Ход занятия

1. Организационный момент.   Отгадывание загадок и показ слайдов.

Воспитатель: -Отгадайте загадки:

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица) Слайд 2.

- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

- По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит. Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.) Слайд 3

Пестрая крякуша  ловит лягушек. Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.) Слайд 4.

Тело перьями покрыто. Борода висит сердито. Хвост почти как у павлина, когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг. А зовут меня... (Индюк.) Слайд 5.

Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух,  индюк, утка.

2. Расширение словаря. Слайд 6.

- Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это? (— Это птицы.)

— Почему вы решили, что это птицы?(— Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 лапы.)

—Где живут эти птицы, где берут корм? ( В курятнике, птичнике)

- Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? (Они дают мясо, перья и самочки еще яйца)

- Как выглядят лапы у уток и гусей? (На лапах по четыре пальца, три направлены вперед и соединены плавательной перепонкой, один направлен назад.) А зачем? (Они гребут ногами, как веслами, и в воде выполняют роль руля.) 

- А как выглядят лапы кур и гусей? (Четыре пальца: три направлены вперед, один назад, крепкие когти.) А зачем? (Разгребать землю, добывать корм: личинок, червей, насекомых.) 

- У всех домашних птиц есть перья, а чем же отличаются перья уток и гусей от перьев кур и индюков? (У уток и гусей перья прижаты к телу и покрыты жировой смазкой, она не намокает, они подолгу могут плавать в холодной воде.) 

- Чем отличаются клювы  уток и гусей от клювов кур и индюков? (У уток и гусей клюв широкий и плоский, с роговыми пластинами по краям они процеживают воду через боковые зубчики на клюве, ос тавляя все съедобное.) 

- Какой же клюв у кур и петухов (Острый.) Зачем? (Чтобы клевать семена, зерна.) Чем кормит домашних птиц птичница? (Зерном, рублеными овощами.) У птиц есть маленькие детки — птенцы.

3. Составление описательного рассказа о петухе

по картинно-графическому плану.

  • Петя, Петя, петушок,                                                                                                 Борода и гребешок.                                                                                                                  На сапожках пара шпор.                                                                                                         Яркий сам, как светофор.

Воспитатель выставляет картинку с изображением петуха. Слайды  7-13.

  • Кто здесь изображен? (Петух)
  •  Чем покрыто его тело? ( Тело петуха покрыто перьями и пухом.)
  • Какие части тела есть у петуха? (Голова, шея, туловище, длинный разноцветный хвост, крылья, лапы с острыми коготками и шпорами, на голове острый клюв...)
  • Как голос подает петух? (Петух кукарекает.)
  • Где она живет? (Он живет в курятнике или птичнике)
  • Чем питается? (Петух клюет зерно )
  • Кто у петуха птенец? (У петуха цыпленок.)
  • Какую пользу приносит? (Петух дает мясо и перья)

Дети самостоятельно составляют рассказ о петухе по картинно-графическому плану. Слайд 14.

Пример: Это петух. Петух — домашняя птица. У петуха на голове красный гребешок, острый клюв, длинная бородка. Перышки у петуха разноцветные. Две лапки — с острыми коготками и шпорами. У петуха два крыла,  хвост длинный, разноцветный, дугой. Петух кукарекает. Петух клюёт зерно, ищет червячков в земле. У петуха и курочки много жёлтеньких пушистых цыплят. Петух живет в курятнике. Петух даёт человеку вкусное мясо и мягкие перья.

4. Физкультурная пауза. Развитие общей моторики и координации речи с движением.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —     Га-га-га! Га-га-га!              Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

А как Петя-петушок Раным-рано поутру       Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.

Едут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад. Останавливаются,     встают лицом в круг, бьют руками по бокам.

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.

5. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

По столу шел петушок,                 Пальцы сцеплены в замок.

Сверху – красный гребешок,         Концы пальцев правой руки нажимают

Снизу – коготки на лапках,        на верхнюю часть тыльной стороны

Не порви, дружок, тетрадку.      ладони левой руки, прогибая ее так, что      пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

6.Игра «У кого кто?».  (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, )

Воспитатель показывает картинки со  взрослыми птицами. Другие 4 ребят берут  изображения цыпленка, гусенка, утенка, индюшонка.

Воспитатель. Давайте поможем птенцам найти своих мам. Как называются птенцы курицы?(. Цыпленок, цыплята.) Слайд 15-17.

- Как называются птенцы утки? (Утенок, утята)

- Как называются птенцы индюшки? (Индюшонок, индюшата)

- Как называются птенцы гусыни? ( Гусенок, гусята.)

Воспитатель 4 ребятам раздает картинки со  взрослыми птицами. Другие 2 ребят берут  изображения цыпленка, утенка.

- Птенцы бегите к своим родителям.

Слайд 18-19.

7. Игра с мячом «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Воспитатель  приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Воспитатель . Сейчас я буду бросать вам мяч и называть домашних птиц, а вы будете возвращать мяч мне и называть птиц ласково. (Бросает мяч первому ребенку.) Петух.  -. Петушок.   Курица.  - Курочка.

 Утка -. Уточка.     Гусь. - Гусек.

-. Молодцы! Возвращайтесь за столики.

Итог. 

Воспитатель просит детей перечислить игры и упражнения, рассказать, что им понравилось на занятии. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе . Тема: «Перелётные птицы»

Тема: «Перелётные птицы» Составила воспитатель Козлова Т.А. Цели: -воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им;-расширять и активизировать сл...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Домашние животные и их детеныши»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Домашние животные и их детеныши»Возраст: Старшая группаЦели:закреплять знания детей по лексической теме “Домашние животные”;расширять и закр...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Домашние животные"

Закрепление представлений о домашних животных и их детёнышах.Уточнение и расширение активизации словаря....

Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе Тема: «Домашние животные, птицы и их детеныши»

Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе. Тема: «Домашние животные, птицы и их детеныши»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Домашние животные»

развивать связанную речь при закреплении знания детей о домашних животных....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: " Домашние животные"

Задачи: Развитие связной речи, учить связному монологическому высказыванию. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных и употребление в речи предлогов З...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Домашние животные и их детеныши»

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Цель: уточнить и закрепить знан...