Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе . Тема: «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тема: «Перелётные птицы»

Составила воспитатель Козлова Т.А.

 

Цели:

-воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им;

-расширять и активизировать словарь;

-познакомить детей с названиями перелётных птиц и обобщающим словом;

-учить правильно,  называть детёнышей перелётных птиц;

-образовывать множественное число существительных;

-развивать мышление и внимание детей;

-развивать координацию речи с движениями;

-развивать мелкую моторику;

-учить понимать образный смысл загадок.

-выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

-формировать навык работы в коллективе.

Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой  организованной деятельности детей в старшей логопедической  группе по развитию речи.

Тема: «Перелётные птицы»

Составила воспитатель Козлова Т.А.

Цели:

-воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им;

-расширять и активизировать словарь;

-познакомить детей с названиями перелётных птиц и обобщающим словом;

-учить правильно,  называть детёнышей перелётных птиц;

-образовывать множественное число существительных;

-развивать мышление и внимание детей;

-развивать координацию речи с движениями;

-развивать мелкую моторику;

-учить понимать образный смысл загадок.

-выработать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога.

-формировать навык работы в коллективе.

Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить.

Подготовительная работа: наблюдение на прогулку за птицами; чтение художественной литературы о перелётных птицах.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц; мяч; изображение поздней осени; маленькие карточки с изображениями птиц;

пластилин (чёрный, серый, белый, красный, коричневый);

трафарет для создания лепной картины на картоне (ласточка);

клеёнка для лепки; образец готовой работы.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

***

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

     Если небо хмурое, если дождик льется,

                                  Это время года как зовется?

М. Ходякова

Воспитатель: Сейчас стоит поздняя осень. Какое настроение у вас вызывает осенний пейзаж? (Вывешиваю соответствующие картины)

Дети: Грустное, задумчивое.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, приметы поздней осени.

Дети: День короткий, а ночь длинная, дожди, с деревьев облетела листва, холодно, иногда идет снег, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: А вы знаете, каким образом птицы летят  в тёплые края? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).

Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки.

(По мере отгадывания воспитатель вывешивает картинку-

отгадку.)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач —

Насекомых ест всех ... (грач).

Эту птицу знает всякий:

На шесте его дворец,

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день ... (скворец).

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают,

И в лесу возле опушки Счет годам ведут ... (кукушки).

Воспитатель: Ребята, о каких птицах эти загадки?

Дети: О перелетных.

Воспитатель: Каких вы еще знаете перелетных птиц? Дети. Ласточки, соловьи, цапли, журавли.

(Воспитатель вывешивает иллюстрации птиц, названных детьми.)

Игра «Узнай птичку по описанию»

Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух. 
Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом.  На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками. 
Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых. 
Журавль – крупная птица. Серого цвета. На крыльях черные полоски. Длинные, тонкие лапы. Длинный клюв и шея. 
Лебедь – красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. На красных лапах перепонки. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями. 
Дикая утка – среднего размера. Живет в озерах и реках. На лапках перепонки. Коричневого цвета. На шее белая полоска. 


 

Игровое упражнение « У кого кто?» (игра с мячом)

У грача-грачонок-грачата

У  утки-утёнок-утята

У лебедя – лебедёнок - лебедята

У соловья – соловьёнок - соловьята

У журавля-журавлёнок-журавлята

У дрозда-дроздёнок-дроздята

у аиста-аистёнок-аистята

у скворца-скворчонок-скворчата.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают - дети  прыгают,

Крошки птички собирают - клюют

Пёрышки почистили - изображают

Клювики почистили- изображают

Птички летают, поют-машут руками.

Зёрнышки клюют-наклоняются.

Игра «Перелётные птицы».

Раздаются маленькие карточки с изображением различных птиц. Количество карточек соответствует количеству детей.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в перелётных птиц. Каждый из вас будет той птицей, которая нарисована у вас на картинке. А сейчас летят ко мне те, у кого на картинке нарисована ласточка… (грач, аист, кукушка, скворец, и.т.д.).

Каждому «подлетевшему» ребёнку выдаётся клеёнка для лепки, кусочки пластилина. Дети садятся на места.

Воспитатель: 

Назови части тела птицы. 
Дети: Туловище, голова, шея, крылья, грудь, лапы, хвост, клюв.
Воспитатель: Чем покрыто тело птицы? 
Дети: Перьями, пухом.
Воспитатель: Для чего нужны перья? 
Дети: Чтобы птицы не мерзли и не поранили тело.  (демонстрация образца).

 Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие цвета я использовала для лепки (клюв красный, сам весь белый, озеро голубое и т.д.).

Далее дети самостоятельно лепят лебедя.

Итог занятия

Воспитатель: Итак,  давайте вспомним, о чём мы сегодня разговаривали? Мы говорили о грачах,   ласточках, скворцах - это перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы. Можете быть свободны, занятие окончено.