Конспект НОД по развитию речи старших дошкольников Тема: « Животные Севера» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД

 по  развитию речи старших дошкольников

Тема: « Животные Севера»

(старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompleksnogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Магдагачинская СОШ №3

Конспект НОД

 по  развитию речи старших дошкольников

Тема: « Животные Севера»

(старшая группа)

Технологии: сотрудничества, игровая, здоровьесберегающая

Асташева Марина Сергеевна

2020 год

Цель: уточнение и закрепление представлений  детей о животных Севера.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепить  представления  о природных и  погодных особенностях Севера, его обитателях (их внешнем виде, детенышах; образе жизни);

- расширить  и  активизировать   словарный запас по данной  лексической теме ;

-закрепить сформированные ранее лексико – грамматические  категории ( согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; …………………………………

- сформировать и закрепить навыки составления сложных предложений; сравнительного рассказа с помощью мнемотаблицы;

- формировать  у детей представления о ЗОЖ (различные виды гимнастик)

Коррекционно - развивающие:

- развивать навыки связного высказывания (умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; рассуждать, давать пояснения);

-  развивать  слуховое и зрительное восприятие; внимание;

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве;

- развивать  мелкую   и общую  моторику; межполушарные связи;

- развивать   координацию  речи с движением.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать   у  детей желание и умение слушать товарища; умения работать сообща;

- воспитывать  у  детей эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности, взаимопомощи; доброжелательность, самостоятельность;

- воспитывать чувство любви и бережного    отношения    к природе .

Образовательные области:

• Речевое  развитие

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Методы и приёмы: словесные (объяснение, игра, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, игра)

Форма проведения: совместная  коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий

Контингент: дошкольники подготовительной коррекционной группы 

Продолжительность : 25 минут

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация «Обитатели Севера»; глобус,  мнемотаблица, экран с подсветкой; силуэтные изображения обитателей Севера.

Предварительная работа:

Просмотр презентации,  рассматривание иллюстраций, чтение книг и  стихов по теме; разучивание различных гимнастик.

Ход НОД:

Организационный момент.

«Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки беремся,

И гостям мы улыбнемся»

Воспитатель: Ребята , а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие . А вот куда попробуйте догадаться….. Там всегда царствует холод, снега и морозы….

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно : на Крайний Север, в Арктику. Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала найти  Арктику на глобусе.

Ребята, а что такое глобус?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно – это  модель земли, нашей с вами планеты.

Дети подходят к глобусу.

Воспитатель: Какие цвета вы видите на глобусе, и что они означают?

Дети: голубой и синий цвета-это вода, зеленый цвет — это ровные участки земли, желтый цвет — это пески, пустыни, коричневый — горы, белый цвет — снег и лед.

Воспитатель: Так,  где же мы будем искать Арктику?

Дети: там , где всё белое; это и на самом верху глобуса и внизу ……

А кто может рассказать стихотворение про  полюса?

Короной снежной с двух сторон.

Наш шар прекрасный окружён!

Два полюса, два братика –

Антарктика и Арктика!

Воспитатель: А как же нам попасть на северный полюс?

Ответы детей.

Беседа о транспорте (самолёт, ледокол)

Воспитатель: А как вы думаете на чём быстрее мы с вами можем добраться ?

Ответы детей.

Воспитатель: -Правильно, на самолете. Давайте, подготовимся к полёту.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд - загудел наш самолет,

 Левое крыло вперёд - полетел наш самолет,

Раз, два, три, четыре, пять – нам посадку надо дать!

Воспитатель: - Приземлились. Посмотрите, ребята, мы с вами попали в настоящие зимнее царство Снежной Королевы. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Всё правильно , ребята.  Лед в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами.

 В Арктике лето  очень короткое и холодное. Летом там полярный день.  Несколько месяцев – белые ночи, но  всё равно очень холодно!

Длинная холодная зима  длится почти полгода. Солнце зимой не показывается на небе, длится полярная ночь. Всё время темно.

В бесконечной темноте  в ночном небе бывает невероятно сказочное красивое явление - северное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями, это  очень волшебное завораживающее зрелище. Итак, мы  на Крайнем Севере.

Воспитатель: Ребята, а , давайте со снежком поиграем . Ну – ка, дети не зевайте: вы снежок передавайте ,  на вопросы отвечайте.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» 

ЗИМА (какая ?) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная …..

СНЕГ (какой?) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….

ЛЕД (какой?) – тяжелый, прозрачный, холодный…

МОРОЗ (какой?) - трескучий, ледяной, крепкий, сильный…

ВЕТРА  (какие?) – сильные, порывистые, снежные, морозные, холодные…

СНЕЖИНКА (какая?) - искристая, пушистая, холодная…

А вот и снежинки появились, давайте с ними поиграем и гимнастику для глаз сделаем.

 Гимнастика для глаз «Снежинка»

Мы снежинки увидали,

Со снежинками играли.

Снежинки  вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки влево  полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снежинку в центр перегнал.

Ветер снежинку  вверх поднимал,

Ветер снежинку вниз опускал.

И на землю снег упал….

Мы приляжем на сугроб,

Отдохнем с тобой , дружок.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Глазки открываем,

Глазки наблюдают.

Воспитатель: Ой, что-то я совсем замёрзла. Давайте, погреемся…

Самомассаж  :

Руки в кулачки сожмём

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмём,

Сильно на него нажмём.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже

Теплым стать ему поможем.

Щеки надуваются,

Губы улыбаются.

Подбородок разотрем,

Губки дружно пожуем.

Здесь живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

Воспитатель:  Согрелись?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, нас кто - то встречает….

а мы его узнаем, когда загадку отгадаем

Загадки:

• С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны —

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода.

Появляется на экране  ПЕСЕЦ.

Ребята, а что вы знаете про песца?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что внешне песец напоминает лисицу, но лают эти животные, как собаки. Это неудивительно, если учесть, что они относятся к роду псовых. 

Ритмическая игра «Полаем как песец…»

• Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. 

Появляется на экране  ОЛЕНЬ

- Чем покрыто тело оленя? (Шерстью)

-Какая у него шерсть? (Жесткая, густая, теплая).

-Для чего ему такая шерсть? (Она бережет его от холода).

-Для чего ему такие копыта? (Чтобы не проваливаться в снег, раскапывать еду).

-Какую пользу приносит олень людям? (Олень дает оленеводам мясо, мех, перевозит людей и грузы).

Воспитатель: А вы знаете, что, уникальные копыта северных оленей меняются в зависимости от времени года. С приходом тепла они становятся мягче, а зимой мягкие подушечки исчезают. Это помогает животным не скользить на льду и эффективнее раскапывать ногами снег в поисках ягеля. Благодаря жёстким волосам, растущим возле копыт, они не только не проваливаются в снег, но и практически не оставляют на нём следов.

 А хотите покататься на оленях?

Подвижная игра с речевым сопровождением «Едем на оленях»

Полярное небо ночи темней,

Струйками пар из оленьих ноздрей       

Хэй-хэй-хэй,                                  

Ой, хэй-хэй.

Свистят по дороге полозья саней,               

Поземка скользит и струится по ней.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

И ветер с веселою песней моей                 

Летит над просторами

Снежных полей.

Хэй-хэй-хэй,

Ой, хэй-хэй.

Воспитатель: Мы с вами оказались перед Северным Ледовитым океаном. Холодная вода , плавают огромные льдины, Айсберги. А на льдине…

• Мех короткий, но густой

Есть клыки и ласты

В складку богатырь такой

Толстый и опасный.

Появляется на экране  МОРЖ

- Чем покрыто тело моржа под кожей? (Жиром).

- Зачем моржу столько много жира? (чтоб не замерзнуть в холодной воде).

- Как называются ноги моржа? (ласты).

- Морж какой? (клыкастый, неуклюжий).

- Что есть у моржа на мордочке? (Клыки).

- Для чего они нужны моржу? (Длинные клыки нужны, чтобы защищаться от врагов, помогать при движении - колоть лед).

А вы знаете, что такие большие, массивные моржи питаются маленькими рачками, моллюсками и беспозвоночными, а также рыбой. Охотятся моржи с помощью усов – вибрисс, – прощупывая ими морское дно.

Воспитатель: Давайте посчитаем  моржей….

Дидактическая игра «Сколько моржей?»

• Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день,

Зовется животное это… тюлень

- Чем покрыто тело тюленя? (Шерстью).

- Что тюлень делает с помощью ласт? (Передвигается в воде, на суше).

- Как называют детеныша тюленя? (Тюлененок )

 Воспитатель: Окраска большинства видов тюленей серая или бурая, некоторые виды имеют крапчатый узор. А маленькие тюленята имеют белую окраску, поэтому их еще называют бельками. Их шерстка мягкая и пушистая, легко намокает, поэтому  они не могут сопровождать мать в воде и большую часть времени проводят на берегу или дрейфующей льдине.

Давайте, изобразим тюлененка.

Игра с речевым сопровождением  «Тюлень»

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы превратились

В ласты – лапы!

Воспитатель: -Ребята, а какое самое большое  животное Севера?

 (Белый медведь).

Правильно, белый медведь — самый крупный сухопутный хищник на Земле. Но он великолепно плавают. В воде белые медведи проводят больше времени, чем на суше. На лапах у него есть перепонки, которые помогают ему плавать. Нередко белого медведя можно увидеть плывущим в открытом море далеко от суши. А еще он часто путешествует на дрейфующих льдинах.

- А каких еще медведей вы знаете? А какой медведь живёт в наших лесах?

- Давайте, составим сравнительный рассказ о буром и белом медведях?

А что нам в этом поможет?

Ответы детей.

 Дети составляют сравнительный рассказ про  медведей с помощью мнемотаблицы

Воспитатель: есть ещё игра для вас, хотите поиграть с обитателями  Севера?

Ответы детей

Подвижная игра с речевым сопровождением «Обитатели  Севера»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки с крестно над головой – «рога», бегут)

Им виден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Воспитатель: -Ребята, а какое животное с нами не играло? Ответы детей.

Воспитатель: -А вы помните, сколько длится полярная ночь?

Ответы детей.

Воспитатель: А сможем ли мы узнать в темноте животных Севера? Давайте, проверим.

Дидактическая игра  « Кто где находится?»

Воспитатель: Ребята, а какие общие признаки у большинства обитателей Севера?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы всё запомнили о животных севера?

Ответы детей.

 Воспитатель: - Ну тогда, вы не зевайте: что бывает , а чего не бывает называйте….

Дидактическое упражнение "Нелепицы" 

Воспитатель: Белый медведь живёт в жарких странах.

Дети. Белый медведь живёт на Севере.

Воспитатель: Тюлень охотится на белого медведя.

Дети. Белый медведь охотится на тюленя.

ВоспитательСеверный олень живёт в воде.

Дети. Северный олень живёт на суше.

Воспитатель: Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.

Дети. Северный олень питается сухой травой, а морж питается рыбой.

Воспитатель: Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный.

Дети. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.

Воспитатель: Морж клыками ловит рыбу.

Дети. Морж клыками цепляется за льдины.

Итог совместной деятельности

Воспитатель : Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. А что это за книга ?

Ответы детей.

Воспитатель : правильно – это Красная книга, в которую занесены все редкие исчезающие виды животных. Многие  животные Севера  – белый медведь, северный олень, морж, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным .

Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителям.

Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель : А  наш самолёт отправляется обратно в детский сад.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре, пять  – прилетел наш самолёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект занятий по речевому развитию на тему "Животные севера"

Цель:  Закрепление представлений детей о внешнем виде, жизни, повадках животных Севера.Задачи:1.Закреплять умение  составлять рассказ-описание о животном по схеме.2.  Развивать связную ...

Методическая разработка. Сценарий непрерывно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Животные севера"

Методическая разработка. Сценарий непрерывно образовательной деятельности по образовательной области "Позновательное развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Животные севера"....

Календарно-тематическое планирование на тему "Животные Севера", старшая группа

Цель: продолжать знакомить с животными холодных стран, местом их обитания и образом жизни, их детёнышами. Итоговое мероприятие: выпуск стенгазеты: «Животные Севера»...