Организация индивидуальной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков.
статья по логопедии

Фоминова Ольга Игоревна

В статье отражены основные этапы коррекционной работы на шипящими звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_i_avtomatizatsiya_shipyashchih_zvukov.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной работы по постановке

и автоматизации шипящих звуков.

  Составитель: учитель-логопед  Фоминова О.И.

Работа по коррекции нарушений произношения шипящих звуков, так же как и остальных звуков русского языка  проводится в определенной последовательности. Ее принято разделять на несколько этапов.

1 этап Подготовительная работа.

2 этап Постановка звука.

3 этап Автоматизация правильного звукопроизношения.

4 этап Дифференциация смешиваемых звуков.

        Подготовительная работа

 Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.
   На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
   • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
   • формирование направленной воздушной струи;
   • развитие мелкой моторики рук;
   • развитие фонематического слуха;
   • отработка опорных звуков.
  Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

    Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами.

    Затем формируют  умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, воспитатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижимает к верхней губе.

   Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Организовать подготовительную работу можно во время логопедических пятиминуток, вечерних занятий воспитателя и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Тогда структура занятия может выглядеть следующим образом.

     В одних случаях основные усилия приходится направлять на формирование фонематического слуха, в других – на развитие подвижности органов артикуляции, но нередко на то и другое вместе. Но в любом случае, подготовительный этап призван  обеспечить ребенку реальную возможность для овладения правильным звукопроизношением. И тогда становится возможным переход к следующему этапу работы - непосредственно постановке звука.

Постановка звука.

 Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
 Для этого нам предстоит соединить те движения артикуляционных органов, которые мы основательно отработали на подготовительном этапе, в одно общее движение. Это движение станет базой для того звука, который нам необходим. Добавив определенную воздушную струю и, если нужно, голос, мы и получим необходимыйрезультат.
      Первый способ основан на подражании.   Никак не упоминая о том, что вот сейчас-то и начинается работа по постановке звука, после комплекса обычных упражнений логопед предлагает ребенку определенную игровую или же «проблемную» ситуацию, где ребенку необходимо будет «озвучить» определенное событие.         Например, «пошуршать» вместо листьев, шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
   Второй способ предполагает механическую помощь специалиста и используется в тех случаях, когда самоконтроль ребенка еще не достаточно развит, чтобы полностью правильно провести подражание. В этих случаях логопед с помощью специальных инструментов придает органам артикуляционного аппарата необходимое положение.

   Третий способ смешанный.   Ребенка в этом случае предупреждают о том, что начинается «постановочная» работа и он должен уделить все свое внимание речи специалиста. Малыш смотрит на положение артикуляционных органов логопеда, слышит звук, который в результате получается, и пытается его повторить. А логопед, в свою очередь помогает ребенку.

      Работу по постановке звука необходимо проводить на индивидуальных логопедических занятиях.
      Когда можно считать, что звук поставлен? Тогда, когда ребенок легко, без подготовки и, не задумываясь, сможет произнести нужный звук изолированно, не прибегая к звукоподражанию. В этом случае самое время переходить к следующему этапу, то есть автоматизации звука.

Автоматизация звуков [ш], [ж], [ щ]  проводится в следующей  последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

При закреплении звука [ч] последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения. На первых порах можно активно проводить работу по слоговым таблицам.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Далее  звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Этап дифференциации звуков

   Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
   На этом этапе предстоит научить ребенка различать те звуки, которые он смешивает, по различным признакам. Эти признаки принято обозначать как двигательные и акустические. То есть на этом этапе малыш научится чувствовать разницу в положении своих артикуляторных органов при произнесении того или иного звука, а также четко отличать один звук от другого на слух. В процессе этой работы, как и всегда, крайне важна последовательность, то есть сначала ребенка учат дифференцировать отдельные, изолированные звуки, затем – их же, но уже в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха,  артикуляционную гимнастику, постанов...

Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост  числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер-класс "Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановки и автоматизации звуков"

Уважаемые участники!          Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивиду...

Мастер-класс «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи:1.    Создание условий дл...