ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
план-конспект урока по логопедии по теме

Никитина Татьяна Владимировна

Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха,  артикуляционную гимнастику, постановку и автоматизацию звуков, упражнения для развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_shipyashchie_office_word.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ  ЗВУКОВ.

ЗАНЯТИЕ 1. Цель – познакомить ребёнка со строением артикуляционного аппарата, упражнениями для язычка.

- и/упр. «Волшебная картинка». Подуть на картинку, закрытую разрезанной цветной бумагой. Цель - настроить ребёнка на контакт, развитие длительного речевого выдоха.

- пальчиковая игра «Пальцы - дружная семья». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-игра «Сказочка-указочка». Чтение стихотворения с показом.  Цель - познакомить с органами артикуляции.

-«Сказка про язычок». Артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, любопытный язычок, дудочка, орешек, шарики, самовар. Цель - познакомить с упражнениями.

-и/упр. «Поймай звук». Хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук в звуковом ряду. Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 2. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-«Отгадай загадку». Цель - загадывание загадок про губы, зубы и язык; помочь ребёнку вспомнить названия органов артикуляции.

-и/упр. «Покажи, не ошибись». Цель - показ ребёнком на себе названных органов артикуляции перед зеркалом.

-пальчиковая игра «Пальцы - дружная семья». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, дудочка, домик открывается, язык здоровается с подбородком, язык здоровается с верхней губой, окошко, толстячки и худышки (грустные, обрадовались), самовар, вкусное варенье. Цель - развитие мимической и артикуляционной моторики.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из ряда далёких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 3. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-и/упр. «Солнышко проснулось». Цель - самомассаж мимической мускулатуры лица.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, язычок идёт в гости к носику, лягушка, зайчик, месим тесто,  блинчик, вкусное варенье. Цель- упражнения для подготовки артикуляционных органов к постановке звука ш.

-и/упр. «Песенки язычка». Пропевание на выдохе гласных звуков а-о-у-и тихо и громко.  Цель - развитие силы голоса и речевого выдоха.

-и/упр. «Картинки - помощники». Знакомство со схематическими моделями, обозначающими положение губ при произношении гласных звуков

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из ряда близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 4. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-«Сказка про язычок» упражнения для развития артикуляции и мимики: улыбка, домик открывается, язычок здоровается с солнышком, солнышко обрадовалось, грустный котёнок, котёнок лакает молоко, качели.  Цель - упражнения для подготовки артикуляционных органов к постановке звука ш.

-введение игрового персонажа: котёнок Шалун.  К нам пришёл гость: загадка про котёнка.

-пальчиковая гимнастика «Котёнок». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-и/упр. «Споём котёнку колыбельную». А-о-у-и, и-у-о-а, о-и-а-у. Использование схем-моделей, обозначающих положение губ. Цель -  развитие силы голоса, плавного выдоха.

-и/упр. «Чьи детки?» Цель - формирование грамматического строя речи.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из слогового ряда (ша-ка-за-ло-шо-ру-со-лу-шу) Цель - учить различать на слух звуки речи.

ЗАНЯТИЕ 5. Цель – подготовительный этап к постановке звука ш.

-«Сказка про язычок» упражнения для развития артикуляции и мимики: орешек, домик открывается, любопытный язычок, окошко, лягушата веселятся,  качели, самовар, вкусное варенье. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, подготовка органов артикуляции к постановке звука ш.

-пальчиковая игра «Царапки». Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук.

- и/упр. «Дуем на шарик». Шалун любит играть с шариком, давай поиграем с ним, будем дуть на ватный шарик так, чтобы он долетел до котёнка. Цель – развитие длительного выдоха.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ш из слогового ряда. Цель - учить различать на слух звуки речи.

-и/упр. «Посчитаем». У шалуна есть братья, давай посчитаем, сколько всего котят и нарисуем им шарики. Цель - формирование грамматического строя речи, учить согласовывать числительные с существительными.

ЗАНЯТИЕ 6. Цель – постановка звука ш.

-логопедическая гимнастика «Потягушки». Цель - развитие мимической и артикуляционной моторики.

- и/упр. «Волшебная картинка». Шалун оставил нам картинку, на которой нарисовано, куда он отправился. Подуй на картинку и увидишь. Цель - развитие длительного и сильного выдоха.

-упр. «Песенки язычка». Мы сегодня вспомним песенки язычка а, о, и, и разучим новые песенки с, ш.  Чтобы спеть песенку ш,  нужна «Волшебная лопатка», которая будет помогать.

И/упр. «Язычок катается на лопатке». Цель – постановка звука ш с механической помощью.

-и/упр. «Картинки-помощники».  Научиться правильно петь песенку ш нам помогут картинки. Цель - познакомить со схематическими моделями, обозначающими, положение губ и языка при произношении звука  ш.

- игра «Поймай звук». Есть ли звук ш в словах котёнок, шалун, мячик, шарик, комок, бантик, шишка. Цель - развитие фонематического восприятия.

- и/упр. «Найди место звука в слове».  Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

ЗАНЯТИЕ 7. Цель – автоматизация звука ш в изолированном звучании.

-пальчиковая гимнастика «Котёнок». Цель - развивать мелкую моторику пальцев рук.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, язычок здоровается с солнышком, язычок здоровается с котёнком, котёнок лакает молоко, ступеньки, лопатка. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, развивать артикуляционную моторику.

-и/упр. «Фокус». Шалун любит разные фокусы, давай покажем ему фокус с бумажкой. Цель - развитие длительного выдоха, учить удерживать язык в форме чашечки.

-и/упр. «Научим язычок шипеть (как котенок)». Цель – автоматизировать изолированный звук ш с механической помощью.

-и/упр. «Картинки - помощники». Предложить  ребёнку самостоятельно выбрать и выложить схематические модели, обозначающие, положение губ и языка при произношении звука  ш. Цель - формирование зрительного образа звука  ш.

- игра «Поймай звук». У Шалуна есть друзья, догадайся кто они. У каждого а названии есть звук  ш. Шарик, Мурзик, петушок, зайчик, лягушонок. Цель - выделение слов со звуком ш, развитие фонематического восприятия.

- и/упр. «Найди место звука в слове». Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

ЗАНЯТИЕ 8. Цель – автоматизация звука ш в изолированном звучании.

-и/упр. «Солнышко проснулось». Цель - самомассаж мимической мускулатуры лица.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: заборчик, язычок ищет щёлочку в заборе, язычок отдыхает (лопатка), самовар, чашечка, вкусное варенье. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, развивать артикуляционную моторику.

-и/упр. «Песенка ветра». Цель -   закрепление слухового образа звука ш в изолированном звучании без механической помощи.

-и/упр. «Картинки-помощники». Цель - формирование зрительного образа звука  ш.

-и/упр. «Подберём игрушки для Шалуна». Котёнок любит играть с игрушками. Какие игрушки он выберет, если мы знаем, что любимый звук у Шалуна - ш? Цель - развитие фонематичесокго восприятия.

- и/упр. «Найди место звука в слове». Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

ЗАНЯТИЕ 9. Цель – автоматизация звука ш в изолированном звучании и слогах.

-придумаем и расскажем сказку про язычок по картинкам. Цель  развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъем языка вверх.

-и/упр. «Котёнок играет с мячиками». Котёнок шипит и ловит мячики: ш-ш-ш-а. Цель - автоматизация звука ш в открытых слогах ша, шо, ши, ше, шу.

-пальчиковая гимнастика «Пальцы -дружная семья». Цель - развитие мелкой моторики рук.

- и/упр. «Покажем Шалуну, как мы умеем слушать звуки». Определение позиции звуков в слогах ша, шо, шу. Обозначение их цветовыми символами  гласных и согласных звуков. Цель - развитие фонематического восприятия, обучение звуковому анализу слов.

-и/упр. «Подбери картинки к слогам». Найди картинку, в названии которой есть слог ша (шо, шу, ши). Цель - развитие фонематического восприятия, мышления.

ЗАНЯТИЕ 10. Цель – автоматизация звука ш в слогах.

-расскажем Шалуну «Сказку про язычок» артикуляционные упражнения: лягушка, зайчик, лошадка, грибок (день – ночь), качели, самовар, бублики. Цель - развитие артикуляционной моторики.

-и/упр. «Мышата шушукаются». Шалун встретил мышат, они шепчутся друг с другом, боятся котёнка. Цель - автоматизация звука ш в обратных слогах аш, ош, уш, ыш, иш, еш (со сменой интонации).

-и/упр. «Эхо». Шалун предложил  мышатам  поиграть в игру с мячиком. Цель – автоматизация звука ш в обратных слогах.

-и/упр. «Картинки-помощники». Цель – напомнить правильный уклад органов артикуляции.

 -и/упр. «Закончи слово». Пока зверята отдохнут мы поиграем: я буду называть часть слова, а ты заканчивать (с опорой на картинки): мал(ыш), гу(ашь), кам(ыш), ланд(ыш), фин(иш). Цель – автоматизация звука ш в слогах.

-и/упр. «Выберем подарки для мышат». Мышата как и Шалун любят всё со звуком ш, давай придумаем им имена с этим звуком и подберём подарки.  (шарф, зонтик, шоколад, конфеты, шары, ваза, шапка,  машина, мозаика, подушка). Цель – развитие фонематического восприятия.

ЗАНЯТИЕ 11. Цель -  автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: месим тесто, печём блинчики, блинчик, вкусное варенье, чашечка, дуем с чашечки. Цель - развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъем языка вверх.

-и/упр. «Классики». Сегодня к нам пришли мышата Шуша и Шуня, они  хотят поиграть в классики, давай поможем им: чтобы допрыгать до конца, надо произносить слоги, которые написаны на квадратиках. Цель -  автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных: шта-што-шту-шты-шти; шка-шко-шку-шкы-шки; шма-шмо-шму-шмы-шми; шва-шво-вшу-швы-шви.

-И/упр. «Картинки-половинки». Мышата принесли картинки-половинки, помоги мышатам, собери картинки и назови их: поду(шка), кату(шка), куку(шка), око(шко), бука(шка), (шта)нга, (шпа)га. Цель -  автоматизация звука ш в слогах со стечением согласных.

-И/упр. «Один - много». Назовём как будут называться эти предметы, если их будет по два, для каждой мышки. Цель – формировать грамматический строй речи, образование множественного числа существительных.  

ЗАНЯТИЕ 12. Цель - автоматизировать звук ш в словах.

-«Сказка про язычок» арт. упр.: улыбка, домик открывается, лопатка, язычок здоровается с солнышком, лошадка, бублики, качели. Цель - отрабатывать подъем языка вверх.

-пальчиковая гимнастика «Здравствуй». Цель - развитие мелкой моторики рук.

- и/упр. «Дуем на шарик». Давай поиграем с Шалуном, будем дуть на ватный шарик так, чтобы он долетел до котёнка. Цель - развитие длительного выдоха.

-и/упр. «Назови правильно» Шалун принёс шкатулку. Давай посмотрим, что там лежит. Будем правильно называть предметы. Цель - автоматизировать звук ш в словах.

- и/упр. «Найди место звука в слове». Какой звук повторяется в названии этих предметов? Определение позиции звука ш в словах, обозначение его цветовым символом. Цель -  обучение звуковому анализу слов.

- И/упр. «Назови ласково». Все предметы в шкатулке маленькие, давай назовём их ласково. Цель-формировать грамматический строй речи, продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

-и/упр. «Вспомни и назови». После того как все предметы убрали, назвать, что в шкатулке. Цель - автоматизировать звук ш в словах, развивать зрительную память.

ЗАНЯТИЕ 13. Цель – автоматизация звука ш в словах и небольших предложениях (3-4 слова).

-придумаем и расскажем сказку про язычок по картинкам. Цель - развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъем языка вверх.

-и/упр. «Футбол». Шуша и Шуня хотят поиграть в футбол. Они будут вратарями, а мы игроками. Цель - развитие длительного выдоха.

-игра «Закончи предложение». Мышата очень дружные, всё делают вместе. Давай расскажем про них. Я начну говорить, а ты продолжишь. Цель – автоматизация звука ш в словах, формирование лексико-грамматического строя речи.

- игра «Волшебный цветок». Мышата дарят нам игру.  Собери на лепестки те картинки, в названиях которых есть звук ш. Цель - развитие фонематического восприятия.

-И/упр. «Придумай предложение». Разложи картинки с цветка по две  и придумай с ними предложения. Цель – автоматизация звука ш в словах и небольших предложениях (3-4 слова).

-и/упр. «Найди место звука в слове». Цель - обозначение звука цветовым символом на схеме слова, звуковой анализ слов.

ЗАНЯТИЕ 14. Цель - автоматизация звука ш в  связной речи.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: лошадка, грибок, качели, чашечка, вкусное варенье. Цель - развитие артикуляционной моторики.

-пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья». Цель - развивать мелкую моторику рук.

-и/упр. «Волшебная картинка». Шалун прислал картинку. Подуй на неё и увидишь, чем занимаются котята и мышата (мышата и котята играют в хоккей). Цель - развитие речевого выдоха.

-и/упр. «Назови правильно». Послушай рассказ по этой картинке, запомни слова, в которых услышишь звук ш. Назови, в каких словах ты услышал звук ш. Цель – автоматизация звука в словах.

-и/упр. «Найди место звука в слове». Цель - определение места звука ш в словах и обозначение его цветовым символом на схеме слова.

-и/упр. «Расскажи историю». Послушай рассказ ещё раз и попробуй рассказать сам. Цель - автоматизация звука ш в  связной речи.

ЗАНЯТИЕ 15. Цель - дифференциация звуков ш и с в изолированном звучании.

-придумаем сказку про язычок по картинкам. Артикуляционные упражнения: домик открывается, лопатка, лошадка, бублики, грибок, ступеньки. Цель - развитие артикуляционной моторики, отрабатывать подъём языка вверх.

-и/упр. «Песенки язычка». Шалун пришёл сегодня со своей подружкой  Морской свинкой. Давай споём им песенки язычка про их любимые звуки ш и с. Цель - дифференциация звуков.

-и/упр. «Картинки-помощники».  Подберём картинки для песенок. Цель – закреплять зрительный образ звуков ш и с.

-пальчиковая гимнастика «Дружные пальцы». Цель - развивать мелкую моторику рук.

-и/упр. «Выбери игрушки». Догадайся, какие игрушки выберут Шалун и Морская свинка, если мы знаем их любимые звуки. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизировать их в словах.

- игра «Поймай звук». Подними Шалуна, если услышишь звук ш или  Морскую свинку, если услышишь - с. Цель -  дифференциация звуков ш и с в звуковом ряду, развитие фонематического восприятия.

ЗАНЯТИЕ 16.  Цель - дифференциация звуков ш и с в слогах.

-и/упр. «Солнышко». Цель - развитие мимической мускулатуры лица и мелкой моторики рук. ..

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: улыбка, домик открывается, качели, лягушка, змейка, часики, ступеньки. Цель - отрабатывать подъём языка вверх.

-и/упр. «Эхо». Шалун научил Морскую свинку играть с мячиком в игру «Эхо». Давай и мы с тобой поиграем. Цель - дифференциация звуков ш и с в слогах (ша-са, су-шу,  шо-со, са-ша, со-шо, сы-ши, ас-аш, ош-ос, иш-ис, еш-ес).

-и/упр. «Закончи слово». Поиграем в игру, я буду загадывать тебе начало слова, а ты отгадывать конец слова, подставляя слоги со звуками ш и с (ка(ша), ли(са), мы(ши), анан(ас), какт(ус), простоква(ша), кам(ыш), автобу(сы). С опорой на картинки. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в слогах.

-и/упр. «Разложим картинки по домикам». Разделить каждое слово на слоги и разложить в соответствующие конверты c цифрами 1, 2, 3 . Цель - развитие фонематического восприятия.

ЗАНЯТИЕ 17. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в словах.

-пальчиковая гимнастика «Приглашение». Цель - развивать мелкую моторику рук.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения:  месим тесто, печём блинчики, блинчик, вкусное варенье, чашечка, дуем с чашечки. Цель - развитие артикуляционной моторики, закреплять умение удерживать язык в верхнем положении.

-и/упр. «Лабиринт». Проведи пальчиком по лабиринту и узнаешь, какую игру принёс Шалун. Там, где нарисована Свинка надо произносить звук с, а там, где Шалун - ш. Цель - дифференциация звуков ш и с.

-и/упр. «Волшебный цветок». Сегодня Шалун и Свинка приготовили тебе задание: разложи на лепестках картинки со звуками ш и с по очереди. Цель - дифференциация звуков ш и с.

-И/упр. «Назови правильно». Назови по порядку все картинки на лепестках, правильно произноси звуки ш и с. Цель - дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в словах.

-И/упр. «Придумай предложение». Разложи картинки с цветка по две: одну со звуком ш, другую со звуком с,   и придумай с ними предложения. Цель – дифференциация звуков ш и с, автоматизация звуков в небольших предложениях.

ЗАНЯТИЕ 18. Цель - постановка звука ж по подражанию.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения: заборчик, язычок ищет щёлочку в заборе, язычок отдыхает (лопатка), самовар, чашечка, вкусное варенье. Цель - отрабатывать подъём языка вверх, развивать артикуляционную моторику.

-Шалун и Свинка отправились в путешествие, а к нам прислали своего друга. Отгадай загадку и узнаешь кто это: Не жужжу, когда сижу,  Не жужжу, когда хожу,  

 Не жужжу, когда тружусь,  А жужжу, когда кружусь.

-и/упр. «Жук жужжит». Полетаем вместе с жуком по полянке. Постановка звука ж по подражанию.

-и/упр. «Картинки-помощники». Цель - формирование зрительного образа звука  ж.

-и/упр. «Подуем на цветочек». У  жука на полянке есть аленький цветочек, подуй на него и он завертится. Цель - упражнять в длительном выдохе.

-пальчиковая гимнастика «Цветочки». Покажем жуку, что наши руки тоже могут превратиться в цветочки. Цель - развитие мелкой моторики рук.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ж из ряда звуков. Цель - развивать фонематическое восприятие.

-и/упр. «Найди место звука в слове». Есть ли звук ж в слове жук? Цель - определение места звука в слове и обозначение его цветовым символом на схеме слова.

ЗАНЯТИЕ 19. Цель - автоматизация звука ж в слогах.

-придумаем сказку про язычок по картинкам. Артикуляционные упражнения: домик открывается, ступеньки, лопатка, качели, чашечка, бублики. Цель - закреплять умение удерживать язык в верхнем положении.

-и/упр. «Жук летает по цветочкам». Цель - автоматизация звука ж в слогах жа, жо, жу, жи, же.

-и/упр. «Песенки жука». Повтори за жуком песенки: жа-жа-жа, жо-жо-жо, жу-жу-жу, жи-жи-жи. Послушай и скажи, какой слог в песенке лишний: жа-жа-жа-жо, жу-жу-жу-жи. Повтори песенку жука: жа-жо-жу, послушай ещё раз: жа-жо. Какой слог исчез?  Цель - автоматизация звука ж в слогах, развитие фонематического восприятия.

 -и/упр. «Подбери картинки к песенкам».  Подобрать картинки на заданный слог. Цель - развитие фонематического восприятия.

-и/упр. «Поймай звук». Выделение звука ж из ряда слов (жук, шар, санки, жираф, жёлудь, шишка, бусы, ежи, машина, жокей). Цель - развивать фонематическое восприятие.

ЗАНЯТИЕ 20. Цель - автоматизация звука ж в словах.

-«Сказка про язычок» артикуляционные упражнения:  домик открывается, лошадка, грибы, гармошка, парус. Цель - закреплять умение удерживать язык в верхнем положении.

-и/упр. «Жук летает по цветочкам». Цель - автоматизация звука ж в слогах жа, жо, жу, жи, же.

-и/упр. «Подуем на цветочек». Цель - упражнять в длительном выдохе.

-и/упр. «Волшебный цветок». Жук хочет украсить свой цветок картинками, в названии которых есть звук ж. Давай поможем ему выбрать. Цель - развитие фонематического восприятия.

-И/упр. «Назови правильно». Назови картинки по порядку, чётко произноси звук ж. Цель - автоматизация звука ж в словах.

-И/упр. «Рифмы». Жук предлагает тебе поучиться сочинять  стихи.  Я прочитаю начало сточки, а ты придумай последнее слово в рифму, а потом повтори всю строку. (Про ужа и ежа). Цель - автоматизация звука ж в словах.

-и/упр. «Найди место звука в слове». Есть ли звук ж в словах уж, ёж? Цель - определение места звука в слове и обозначение его цветовым символом на схеме слова, развитие фонематического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука "К"

Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

Звук [ы]. Постановка и автоматизация

Моя авторская презентация содержит сказку для малыша и советы для взрослого по постановке звука, проведении упражнений на автоматизацию. Есть возможность выбора для конкретного ребенка наиболее рацион...

Постановка и автоматизация звука[к].

Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....